Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:18, курсовая работа
Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………31
Завершив структурную перестройку, государственные органы вернулись к активному внедрению ИТ-решений и массовой закупке оборудования. Эффектом от реализации этого отложенного спроса станет заметное ускорение развития ИТ-рынка в 2010-2011гг.
По состоянию на 2011г. крупнейшими компаниями в сфере информационных технологий стали следующие (табл.2).
Таблица 2
№ |
Компания |
Объем реализации в 2011г. (млн.руб.) |
Объем реализации в 2010г. (млн.руб.) |
Темп прироста (%) |
Объем реализации в 2011г. (млн.долл.) |
1 |
НКК (Национальная компьютерная корпорация) |
17 671,2 |
14 394,8 |
22,8 |
613,2 |
2 |
Группа компаний IBS |
15 127,4 |
12 253, 0 |
23,5 |
524,9 |
3 |
Группа компаний R-Style |
12 719, 5 |
10 110,6 |
25,8 |
441,3 |
4 |
Группа компаний Ланит |
11 400, 0 |
7 890,0 |
44,5 |
395,6 |
5 |
«Техносерв А/С» |
10 881,5 |
7 964, 5 |
36,6 |
377,6 |
6 |
Группа компаний Verysell |
10 730,0 |
7 540, 0 |
42,3 |
372,3 |
7 |
«Открытые технологии – 98» |
6 432,2 |
8 039,7 |
- 20,0 |
223,2 |
8 |
«НТ компьютер» |
6 018,4 |
3 072,6 |
95,9 |
208,8 |
9 |
«КРОК инкорпорейтед» |
5 828,0 |
4 747,7 |
22,8 |
202,2 |
Рынок информационных услуг России представлен достаточно обширным рядом информационных систем. Бытует мнение, что наиболее перспективная информационная технология - это Интернет. Действительно, в Интернете можно найти самую разнообразную справочную информацию. Однако поиск информации в сети Интернет в он-лайновом режиме требует определенных профессиональных навыков, значительных временных и финансовых затрат, ограничивает круг заинтересованных пользователей только пользователями Интернета (в среднем это примерно 2% от числа владельцев компьютеров), но самое главное в Интернете отсутствует полная систематизированная и структурированная информация о товарных рынках регионов. Таким образом, Интернет-технология не является оптимальной и перспективной для создания доступной и развитой региональной рыночной информационной среды.
Поэтому краткому рассмотрению подвергнем только специализированные информационные системы, которые «по определению» призваны решать задачи маркетинга и/или экономического мониторинга. Существующий ряд таких систем можно условно разбить на 4 основные группы в зависимости от структуры информации и возможностей ее использования. Перечислим их в порядке возрастания качества информации и расширения возможностей применения пользователями.
Первая группа систем предоставляет простейшие возможности просмотра почтовых и связных реквизитов предприятий и основных видов их деятельности.
Следующая группа дает более обширную информацию, включая сведения о поставляемой и потребляемой продукции.
Третья группа систем позволяет не только просматривать информацию о предприятиях и поставляемой ими продукции, но также самостоятельно ее добавлять или изменять.
Четвертая группа - более сложные системы, предоставляющие возможность дальнейшего автоматизированного использования накопленной информации в производственной деятельности, например, в учете коммерческих предложений и заявок и их реализации.
Все информационные системы о товарных рынках, как правило, содержат информацию о почтовых и связных реквизитах предприятий. Они используют различный набор данных для описания предприятия. Однако практически всегда встречается общепринятый набор данных: код ОКПО, название, страна, город/пункт, почтовый индекс, адрес в городе/пункте, телефон, телефакс, телекс. Иногда встречается расширенный набор данных, включающий дополнительно информацию: E-Mail (электронная почта), тип собственности, год создания, годовой оборот, количество работающих, сфера деятельности, банковские реквизиты, дополнительные сведения.
На информационном
рынке России имеется большой
ряд просмотровых систем с минимальной
для потребителя информацией
о почтовых и связных реквизитах
предприятий и видов деятельнос
Следующая группа систем предоставляет пользователю более расширенную информацию, включающую сведения не только о реквизитах предприятия, но и о производимой ими продукции. Назовем такие системы, как COMPASS», «Регистр WA-2», РАУ-ПРЕСС, «ВПК-Бизнес», «Рынок промышленной продукции России», «Спрос и предложение предприятий Волгограда и Волгоградской области», «Подмосковье», «Экспортеры и импортеры России», «Товары и услуги 95/96».
Недостатком перечисленных систем является ограниченность (не более 30% от информационной потребности) информации о поставляемой продукции. Другое существенное ограничение связано с отсутствием в этих системах возможностей для пользователя самостоятельно накапливать актуальную информацию о поставщиках продукции.
Системы третьей группы не только удовлетворяют информационную потребность пользователей на более высоком уровне (30 – 40%), но и предоставляют уже некоторые возможности для самостоятельного ведения информации.
Наиболее простой в этой группе является специализированная система «Безопасность», которая разработана в 1996 году и предназначена для поиска данных о поставщике выбранной продукции и услугах в рамках тематики, определенной ее названием. Описание продукции в системе состоит из неформализованного описания сферы деятельности и двухуровневого каталога. В системе предусмотрено ведение и накопление данных о предприятиях самим пользователем без какого-либо изменения двухуровневого каталога (т.е. без изменения описания продукции).
Более сложной является система «Промышленность России и СНГ», созданная в 1994 году фирмой «АСУ-Импульс». Эта информационно-поисковая система ориентирована на базу данных, наполненную документами. Описание продукции в системе – двухуровневое, список отраслей и неформализованный текст с перечислением набора всей продукции, производимой предприятием. Сбор информации для распространяемой базы данных о поставщиках осуществляется путем анкетирования предприятий. Однако ряд факторов существенно ограничивает круг пользователей этой системы. Главные из них – это сложность используемого в системе языка запросов и недостаточная степень подробности используемой в системе неструктурированной информации о продукции.
Система «ИПС Бизнес-карта» предназначена для формирования выборок, поиска, печати и редактирования информации о предприятиях и их продукции. Описание продукции в ней двухуровневое: список отраслей и неформализованный текст с перечислением набора всей продукции, производимой предприятием. Информация о предприятии чрезвычайно подробна. Она состоит из стандартного набора данных, к которому добавлено: подчиненность, объем выпускаемой продукции, информация об экспорте и импорте, грузооборот, используемые сырье и материалы, остаточная стоимость и износ основных фондов, даты получения лицензий, даты регистрации и перерегистрации, номер регистрации, зарплата, дополнительные услуги, код структуры, количество филиалов, корреспондентские отношения, наличия подвижного состава, данные по товарообороту, данные по пассажирообороту.
В классификацию не включен ряд достаточно широко распространенных информационно-поисковых систем, которые в большей степени могут быть отнесены к специализированным электронным доскам объявлений спроса/предложения и соответственно главным образом решают задачу обмена информацией, а не задачу системного отражения потенциала товарного рынка. К наиболее ярким и известным представителям таких систем могут быть отнесены системы РИАР и ММЦ, которые имеют развитую филиальную сеть в регионах России и хороши для информационного обмена, но не способны решать задачу системного экономического мониторинга региона.
Из приведенного краткого обзора видно многообразие подходов к решению одной и той же задачи различными разработчиками компьютерных информационных систем. Однако в большинстве перечисленных систем наблюдается изначально заложенная техническая ограниченность накопления, хранения, актуализации и распространения информации о продукции. Все эти системы преимущественно обеспечивают распространение информации о почтовых и связных реквизитах предприятий, а задача распространения информации о продукции, как бы, не является существенной. Причина этого - не безразличие разработчиков к этой задаче, просто она является достаточно сложной и на ее решение требуется гораздо больше времени, усилий и финансовых затрат, что делает ее коммерчески мало привлекательной.
Практика показывает, что расходы на создание качественных информационных систем столь велики, что многие разработчики упрощают задачу, принципиально ограничиваясь созданием и поддержанием информационно стабильных баз данных, что исключает возможность применения этих информационно-поисковых систем для целей экономического мониторинга. В тоже время, мощности современных компьютеров позволяют формировать мощные политематические базы данных и быстро обрабатывать сложные контекстные запросы.
Так как от наличия и развития информационных технологий в немалой степени зависит состояние отечественного и регионального товаропроизводства, то для становления качественных компьютерных информационных систем о товарных рынках требуется поддержка органов государственного и территориального управления.
В целях формирования рациональной структуры товарных рынков Минэкономики России разрабатывает Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков России.
В рамках программы планируется создание федеральной системы обеспечения товаропроизводителей и торговых посредников оперативной информации о спросе, предложении, запасах, ценах, тарифах применительно к технико-экономическим характеристикам продукции и условиям ее поставки (партии, сроки, виды оплаты и т.п.). В рамках программы планируется решить вопросы, связанные с созданием информационно-маркетинговых центров, банков данных, автоматизированных рабочих мест рыночников-аналитиков, разработкой методического и программного обеспечения функциональных задач, механизмов информационного обмена.
В качестве базовой
информационно-поисковой
Наиболее полно требованиям формирования открытой политематической информационной среды как рыночной инфраструктуры, призванной решать задачи:
Ядро программного комплекса РИПСАС представляет собой гибкую систему формирования и поддержания взаимоувязанных политематических баз данных, быстрого поиска и удаленного получения информации по различной тематике, необходимой пользователю. Система аппаратно демократична и обеспечивает функционирование на компьютерах, начиная с уровня AT-286. Информация структурирована, снабжена справочником встроенных в систему классификаторов, рубрикаторов и ключевых слов. Информационно динамичные базы данных формируются и актуализируются самими участниками системы. К особенностям системы следует отнести открытость и доступность информационных ресурсов для любого заинтересованного пользователя, гибкость системы с возможностью ее настройки под задачи конкретного пользователя. Технология позволяет за один сеанс связи в течение одной минуты получить ответы на интересующие пользователя запросы.
Являясь по своим целям чисто обслуживающей системой, РИПСАС по организационной структуре и направлениям деятельности отвечает актуальным потребностям формирующегося рынка информационных и консультационных услуг и обеспечит реальную информационную поддержку развитию реального сектора экономики.
Вся информация, содержащаяся в базах данных, доступна для поиска и анализа, по запросам пользователей возможно формирование самых произвольных выборок и отчетных аналитических форм. Концептуальной основой проекта РИПСАС является свободное информационное взаимодействие всех заинтересованных участников информационной среды, обеспечивающее создание единого структурированного информационного пространства и консолидацию интересов и потенциала властных структур, промышленности, бизнеса и средств массовой информации.