Роль информации в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Информация как фактор экономического роста.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

С переходом к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может быть реализована на рынке информационных услуг.  Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.

Рынок информационных услуг  представляет собой сегмент рынка, в рамках которого осуществляется купля-продажа информационных продуктов и информационных услуг. Поскольку информационный рынок в России только формируется единого мнения относительно его структуры в экономической науке не сложилось. Рынок информационных услуг предполагает не только торговлю и посредничество, но и производство, в частности программных продуктов. Выделяется 5 сегментов информационного рынка:

- деловая информация,

- информация для специалистов,

- потребительская информация,

- услуги образования,

- информационные технологии.

Несмотря на значительное отставание от мирового уровня развития, рынок информационно-аналитических услуг в Российской Федерации является одним из наиболее динамично развивающихся в настоящее время.

Информационные продукты и услуги позволяют решить большинство вопросов, способных повлиять на развитие компании:

  • Основание и развитие бизнеса - куда выгоднее вложить средства и как это сделать,
  • Положение дел в отрасли,
  • Поиск собственного потребителя и/или подходящего сегмента,
  • Поиск региональных и/или зарубежных поставщиков,
  • Маркетинговая стратегия завоевания рынка,
  • Оценка конкурентной среды.

Рынок информационных услуг - сегмент рынка, в рамках которого осуществляется купля-продажа информационных продуктов (книг, баз данных, программ для ЭВМ, информационной техники) и информационных услуг (предоставление литературы в библиотеке, документов в архиве, доступа к базам данных)11.

В настоящее время  огромные средства тратятся не только на приобретение, получение информации, но и на ее распространение. Типичным примером массового распространения информации является реклама. Настоящий рынок невозможен без развитой рекламы как информационного средства повышения эффективности торговли.

Реклама обеспечивает публичное  распространение информации о продуктах  и услугах. Художественными, техническими, наконец, психологическими приемами она побуждает спрос и увеличивает объем продаж, реклама индивидуализирует продукт, выделяет его из общей массы аналогов, подчеркивая его особые черты, способные наиболее полно удовлетворить те или иные потребности.

Современная рыночная экономика, имея общие черты, существует в многообразии форм и моделей, где учитываются  региональные и культурные особенности  развития. Причем различные модели могут быть равноэффективными. Рыночный механизм подразумевает активную деятельность государства, социальных институтов, развитый нерыночный сектор экономики, который приобретает тенденцию к увеличению своего веса.

Из вышеизложенного  следует, что рыночный механизм создает  реальные потребности в информации ее обработке. Современный рынок требует наличия мощной информационной инфраструктуры, включающей биржевую и кредитно-финансовую системы. В основе маркетинга, рекламы, новых структур управления также лежит информация.

Создание рыночной экономической  системы, воспроизводящей реальные потребности в информации, должно сопровождаться формированием рынка информации, поскольку отставание развития информационной подсистемы экономики неотвратимо сказывается на эффективности функционирования системы в целом.

Не стоит забывать о нынешнем положении мировой экономики. Экономический кризис оказывает негативное влияние на все факторы производства, в том числе и на информацию.

В складывающихся условиях крайне важна информационная политика, проводимая государственными (или контролируемыми государством) СМИ. Сейчас она направлена на замалчивание обостряющихся проблем или перекладывание ответственности за них на внешние силы. Однако нарастающие трудности на уровне регионов и отдельных семей рано или поздно войдут в противоречие с официальным информационным фоном. В период кризиса информация становится еще более значимым ресурсом для граждан, чем в спокойные периоды, однако сейчас они сталкиваются с ее огромным дефицитом. Можно ожидать, что граждане в большей степени будут доверять региональным СМИ. Во-первых, самоцензура в них касается преимущественно местной тематики, они более свободны в анализе зарубежных, федеральных и московских проблем. Во-вторых, региональные СМИ активнее пользуются информацией в Интернете.

Предприятия направляют не всю информацию министерствам, потому, что у них есть на это право. Местные статистические органы тоже не предоставляют всех сведений региональным администрациям; более того, они не имеют права сообщать им определенную информацию. Одни региональные министерства не делятся информацией с другими. В результате сложилась пирамида запретов на информацию.

У самих регионов и  отдельных экономических субъектов  возникает соблазн утаивать информацию от федерального центра. Ссылаясь на угрозу обострения кризиса, они используют это в качестве сильного аргумента при обсуждении с органами федеральной власти и другими контрагентами возможностей скорректировать свои обязательства.

В условиях кризиса необходимо изменить подходы к управлению и  принятию решений.

Важно быстро реагировать на происходящее, чтобы управленческие воздействия были своевременными.

В условиях жесткого рационирования ресурсов их надо расходовать наиболее эффективным образом.

Необходим общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Это позволит обеспечить лиц, принимающих решения, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, оценить результативность принимаемых решений и реализуемых мер, а также сформировать эффективную коммуникационную политику, снижающую социальную напряженность.

Именно поэтому я  считаю, что информация оказывает  наибольшее влияние на экономику  не только нашей страны, но и всего  мира в целом. 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Кабалинский Д. Информационные технологии // Эксперт – 2010 - № 38 – с. 184 -185.
  2. Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. - М.: Гелиос, 2009. - 121 с.
  3. Прохоров А. рынок информационных технологий в 2000-2007гг. // Передовые технологии. Итоги и прогнозы //Компьютер-пресс. - М., 2007. - №1. - С.8-22.
  4. Российский статистический ежегодник 2010.
  5. Российский статистический ежегодник 2011.
  6. Рынок информационных услуг и продуктов /И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. - М: МК-Периодика, 2007. - 549 с.
  7. Толковый словарь Бизнес и право. - М., 2010. - 986 с.
  8. Эксперт. 2010. № 38. С. 184.
  9. www.gks.ru
  10. www.consultant.ru
  11. http://erussia.minsvyaz.ru/

 

1 Толковый словарь Бизнес и право. - М., 2010. с. 186.

2 Там же. С. 187.

3 См. Толковый словарь Бизнес и право. - М., 2010. с. 263-264.

4 Кабалинский Д. Информационные технологии // Эксперт – 2010 - № 38 – с. 184.

5 Кабалинский Д. Информационные технологии // Эксперт – 2010 - № 38 – с. 184 –185; Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос, 2009. 121 с. и др.

6 Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Глава I, Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3347 (в ред. Федеральных законов. от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

7 Там же.

8 Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос, 2009. С. 14-26.

9 Эксперт. 2010. № 38. С. 184.

10 Источник: «Эксперт РА»

11 Толковый словарь бизнес и право. М., 2010. с. 263.




Информация о работе Роль информации в современной экономике