Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:15, курсовая работа
Роль этики и психологии в коммерческой деятельности.
Коммерция — слово латинского происхождения (commer¬cium — торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом — торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли — торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ
Коммерция — слово латинского происхождения (commercium — торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом — торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли — торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство - может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. [8,15]
В современных условиях для успеха в деятельности на предприятии кроме общей профессиональной подготовки, наиболее значимое место занимает коммерческая психология.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего получение максимальной прибыли.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Актуальность темы курсовой работы, обусловлено тем , что этика и психология коммерческой работы является наиболее важной частью в формирование предприятия. Зная этику и психологию коммерческой работы, коммерсант будет лёгко строить свой бизнес. Таким образом, цель курсовой работы заключается в изучении этики и психологии коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе решаются задачи:
- Изучить понятие этики делового общения;
- Проанализировать понятие психологии делового общения ;
- Составить рекомендации по организации проведении деловых переговоров;
- Исследовать подготовку деловых переговоров;
- Проанализировать проведение переговоров;
- Изучить условие эффективности и анализ деловых переговоров
- Изучить применение этических и психологических норм на примере ЗАО «Тандер»
Этика
– учение о морали, нравственности. Термин
«этика» впервые употребил Аристотель
(384-322 до н.э.) для обозначения практической
философии, которая должна дать ответ
на вопрос, что мы должны делать, чтобы
совершать правильные нравственные поступки.
Мораль – это система этических ценностей,
которые признаются человеком. Мораль
– важнейший способ нормативной регуляции
общественных отношений, общения и поведения
людей в самых различных сферах общественной
жизни – семье, быту, политике, науке, труде
и т.д.
Важнейшими категориями этики являются:
«добро», «зло», «справедливость», «благо»,
«ответственность», «долг», «совесть»
и т.д.
Общение – процесс взаимодействия общественных
субъектов: социальных групп, общностей
или личностей, в котором происходит обмен
информацией, опытом, способностями и
результатами деятельности. Общение выступает
как способ бытия общества и человека.
Именно в процессе общения происходят
социализация личности и ее самореализация.
По мнению Аристотеля, способность вступать
в общение отличает человека от «недоразвитых
в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека».
Поэтому «тот кто не способен вступать
в общение или, считая себя существом самодавлеющим,
не чувствует потребности ни в чем, уже
не составляет элемента государства, становясь
либо животным, либо божеством».
Специфика делового общения обусловлена
тем, что оно возникает на основе и по поводу
определенного вида деятельности, связанной
с производством какого-либо продукта
или делового эффекта. При этом стороны
делового общения выступают в формальных
(официальных) статусах, которые определяются
необходимые нормы и стандарты (в том числе
и этические) поведения людей. Как и всякий
вид общения, деловое общение имеет исторический
характер, оно проявляется на разных уровнях
социальной системы и в различных формах.
Его отличительная черта – оно не имеет
самодавлеющего значения, не является
самоцелью, а служит средством для достижения
каких-либо других целей. В условиях рыночных
отношений – это прежде всего получение
максимальной прибыли.
Деловое общение является необходимой
частью человеческой жизни, важнейшим
видом отношений между людьми. Вечным
и одним из главных регуляторов этих отношений
выступают этические нормы, в которых
выражены наши представления о добре и
зле, справедливости и несправедливости,
правильности или неправильности поступков
людей. И общаясь в деловом сотрудничестве
со своими подчиненными, начальником или
коллегами, каждый так или иначе, сознательно
или стихийно опирается на эти представления.
Но в зависимости от того, как человек
понимает моральные нормы, какое содержание
в них вкладывает, в какой степени он вообще
их учитывает в общении, он может как облегчить
себе деловое общение, сделать его более
эффективным, помочь в решении поставленных
задач и достижении целей, так и затруднить
это общение или даже сделать его невозможным.
С учетом всего вышесказанного этику делового
общения можно определить как совокупность
нравственных норм, правил и представлений,
регулирующих поведение и отношения людей
в процессе их производственной деятельности.
Она представляет собой частный случай
этики вообще и содержит в себе ее основные
характеристики.
Этику
делового общения следует учитывать
в различных ее проявлениях: в отношениях
между предприятием и социальной средой,
между предприятиями, внутри одного предприятия
– между руководителем и подчиненными,
между подчиненным и руководителем, между
людьми одного статуса. Между сторонами
того или иного вида делового общения,
существует своя специфика. Задача и состоит
в том, чтобы сформулировать такие принципы
делового общения, которые не только соответствовали
любому виду делового общения, но и не
противоречили общим нравственным принципам
поведения людей. Вместе с тем они должны
служить надежным инструментом координации
деятельности людей, вовлеченных в деловое
общение.
Общий нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы
максима твоей воли всегда могла иметь
также и силу принципа всеобщего законодательства.»
Применительно к деловому общению основной
этический принцип можно сформулировать
следующим образом: в деловом общении
при принятии решения о том, какие ценности
следует предпочесть в данной ситуации,
поступай так, чтобы максима твоей воли
была совместима с нравственными ценностями
других сторон, участвующих в общении,
и допускала координацию интересов всех
сторон.
Таким образом, в основе этики делового
общения должна быть координация, а по
возможности и гармонизация, интересов.
Естественно если оно осуществляется
этическими средствами и во имя морально
оправданных целей. Поэтому деловое общение
должно постоянно проверяться этической
рефлексией, оправдывающей мотивы вступления
в него. При этом сделать этически правильный
выбор и принять индивидуальное решение
часто дело совсем непростое. Рыночные
отношения предоставляют свободу выбора,
но вместе с тем увеличивают количество
вариантов решений, порождают комплекс
моральных дилемм, поджидающих деловых
людей на каждом шагу в процессе их деятельности
и общения.
Несмотря на всю проблематичность и трудность
выбора нравственной позиции, в общении
имеется ряд таких положений, следуя которым
можно в значительной степени облегчить
деловое общение, повысить его эффективность,
избежать промахов в процессе взаимодействия
с другими в бизнесе.8Необходимо уяснить,
что в морали нет абсолютной истины и высшего
судьи среди людей. Когда идет речь об
этических промах других, не следует делать
из «моральных мух» «моральных слонов».
Когда речь идет о промахах своих следует
поступать наоборот.
В морали следует хвалить других, а предъявлять
претензии к себе.
Нравственное отношение окружающих к
нам зависит в конечном счете только от
нас самих. Когда речь идет о практическом
утверждении норм морали, основной императив
поведения – «начни с себя».
Особое внимание следует обратить на золотое
правило этики общения: «Относитесь к
другим так, как вы хотели бы, чтобы относились
к вам». В отрицательной форме в формулировке
Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь
себе, того не делай другим». Это правило
применимо и к деловому общению, но по
отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз»
(руководитель-подчиненный), «снизу-вверх»
(подчиненный-руководите1.3 Условия эффективности
переговоров.
Ход переговоров
укладывается в следующую схему:
начало беседы , обмен информацией ,
аргументация и контраргументация
, выработка и принятие решений ,
завершение переговоров. Предпосылки
успешности деловых переговоров
затрагивают ряд как
Потребность
в общении, как считают психологи,
относится к числу основных потребностей
человека. Значимость общения как
базовой потребности
В
психологии общение определяется как
взаимодействие двух или более людей,
состоящее в обмене между ними
информацией познавательного
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды.
«Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
Формально-ролевое общение — регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
Светское общение — определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
Манипулятивное общение — направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Духовное
межличностное общение —
Деловое общение — направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Общение — сложный многогранный процесс, включающий:
- формирование определенных образцов и моделей поведения;
- взаимодействие людей;
- взаимное влияние людей друг на друга;
- обмен информацией;
- формирование отношений между людьми;
- взаимное
переживание и понимание
- формирование
образа внутреннего «Я»
Выступая мощным потребителем
энергии человека, общение вместе
с тем является бесценным
Информация о работе Роль этики и психологии в коммерческой деятельности.