Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа
Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса - значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.
Введение
Теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства
Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РФ
- исторические аспекты формирования малого и среднего предпринимательства в России
- роль малого и среднего предпринимательства в экономике России
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ
- опыт развития малого предпринимательства в развитых странах
- основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства в регионах РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный гуманитарный университет
Контрольная работа по дисциплине «Введение экономику малого и среднего предпринимательства»
Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике
Исполнитель: Козак П.Р.
| |
Студент группы: ЭПп – 2 Ек
| |
Научный руководитель: Шиндарев И.А | |
Дата сдачи:_______________ |
|
Оценка:_______________________ |
Екатеринбург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
- исторические аспекты формирования малого и среднего предпринимательства в России
- роль малого и среднего предпринимательства в экономике России
- опыт развития малого предпринимательства в развитых странах
- основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства в регионах РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена
необходимостью изучения опыта малого
и среднего предпринимательства
с целью повышения его
Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса - значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.
Малое и среднее предпринимательство
в социально - экономическом развитии
любой страны служит своеобразным пусковым
механизмом и генератором структурных
изменений в экономике и
Значение малого и среднего бизнеса особенно высоко для региональной экономики, это обусловлено спецификой отраслевой деятельности небольших предприятий: сфера социально-бытового обслуживания, розничная торговля, общественное питание и т.п. Эти предприятия, работая в основном на местных рынках, способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения региона. Кроме того, малые предприятия создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Малый и средний бизнес способствуют увеличению валового регионального продукта и решению острых социальных проблем регионов: занятости, уровня жизни населения.
Объект исследования в данной работе
- малое и среднее
Цель контрольной работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в экономике.
В работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
- проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в РФ;
- с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства, сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в РФ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Современное понимание сущности и природы предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма. Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». Один из основоположников классической политэкономии Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск с целью реализации коммерческой идеи и получения прибыли. «Увеличение дохода, которое собственник, являющийся всегда вместе с тем и предпринимателем, ожидает от улучшения земли, составляет его прибыль, при этих условиях обычно значительную».
С точки зрения классической политэкономии предприниматель - это собственник предприятия, обладающий определенным капиталом или землей, который стоит в центре процесса производства и распределения товаров и услуг. Институциональная школа экономики рассматривает поведение предпринимателя как действия, направленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, которые рассматриваются как последовательность принятия решений. Предприниматель выбирает такое распределение ресурсов между направлениями их использования, которое обеспечивает достижение максимального результата. Ограничения при принятии решения формализованы в виде правил (социальной нормы), представляющих собой модель или образец поведения. Эти социальные нормы предписывают предпринимателю, как следует вести себя в той или иной ситуации. В свою очередь и поведение гарантов исполнения социальных норм (государство, общественные организации, группы предпринимателей), обеспечивающих функционирование механизма принуждения, подчинено определенным правилам, что также значимо для достижения экономических целей предпринимателем и общественно-полезной функции предпринимательства в целом.
Субъектом предпринимательской
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Другими важными критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются: размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 человек.
В экономической литературе средний
бизнес не выделяется как самостоятельная
единица экономических
- количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности - все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод - если на нем работают 10-40 тысяч работников.
- оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.
- часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %.
В соответствии с новым законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к средним предприятиям относятся компании с числом занятых от 101 до 250 человек, имеющие объем выручки и балансовую стоимость активов, не превышающие некую критическую величину, которую раз в пять лет должно устанавливать правительство. Определение это сугубо юридическое. Оно нацелено на установление налогового режима, но малопригодно для отражения экономической сущности среднего бизнеса.
Форма организации малого бизнеса - индивидуальный предприниматель. Это физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Важный признак - по обязательствам, связанным с предпринимательством, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом. Часто малый бизнес организован в форме производственного или отраслевого кооператива. Его учредители несут субсидиарную ответственность за деятельность и имущество кооператива. Последнее образовано путем внесения вкладов (паев) участников.
Итак, размеры предприятий также зависят от специфики отраслей, их наукоемкости и технологических особенностей, от действия эффекта масштабности, концентрации производства. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с социально-бытовым обслуживанием, розничной торговлей и производством потребительских товаров. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие функции малого и среднего бизнеса:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;
- отбор наиболее энергичных индивидов, для которых малый бизнес становится начальным этапом самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи);
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения малоемких новых рынков;
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация невостребованных ранее материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование;
- снижение капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малому и среднему бизнесу присущи
определенные недостатки: более высок
уровень риска, поэтому высокая
степень неустойчивости положения
на рынке; высокая зависимость от
крупных компаний; слабая компетентность
руководителей; повышенная чувствительность
к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании
Таким образом, малый и средний бизнес представляет собой особую модель бизнеса, ограниченную такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства. Функционирование предприятия малого бизнеса на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, активное взаимодействие с потребителем, узкая специализация производства, низкая капиталоемкость бизнеса - данные преимущества повышают устойчивость на внутреннем рынке. Однако быстрое реагирование малых и средних предприятий на изменения условий функционирования делает его, с одной стороны, более мобильным и приспосабливаемым, с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных научно-технических, финансовых, производственных, трудовых ресурсов.
Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике