Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса - значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.

Содержание работы

Введение
Теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства
Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РФ
- исторические аспекты формирования малого и среднего предпринимательства в России
- роль малого и среднего предпринимательства в экономике России
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ
- опыт развития малого предпринимательства в развитых странах
- основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства в регионах РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа экономика малого и среднего предпринимательства.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

 

Опыт развития малого предпринимательства  в развитых странах

 

Как упомянуто выше, в развитых странах деятельность предприятий  малого бизнеса обеспечивает более 50% валового внутреннего продукта. Очевидно, что в таких условиях малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, решение социальных проблем, увеличение показателей демографии и занятости. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущее место, дополняя экономические функции среднего и крупного бизнеса.

Вместе с тем во многих странах  законодательно не закреплено даже понятия  «малый бизнес». Используются лишь различные  определения малого предприятия  в зависимости от условий кредитной  политики, налоговых предписаний, форм государственной поддержки, а также  от федеральных и муниципальных  различий и отраслевых особенностей. Так, например, в Германии и Франции  определён в законодательном  порядке статус ремесленных предприятий. Практически во всех развитых странах  основными критериями отнесения  предприятий к малым в развитых странах являются объёмы хозяйственного оборота и численность работников.

На долю малых и средних предприятий  в промышленном экспорте ряда экономически развитых стран приходится: США и  Япония - 10-15%, Франция - 20-25%, Италия - 25-30%, Германия и Нидерланды - 40%. При этом в наукоемких отраслях (например, в международной торговле технологиями) малый бизнес занимает особое положение. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые инновационные предприятия. Кроме технологий, существенными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электрохимической, текстильной и других отраслей промышленности.

Во всем мире средний бизнес почитается в экономической сфере не меньше, чем средний класс в политике. Есть страны, превратившие свои средние  предприятия в национальный фетиш. Не случайно, например, немецкое слово «миттельштанд» (Mittelstand - средние предприятия, средний бизнес) используется во всех языках без перевода. Средний слой предприятий рассматривается в Германии как основа экономики. В 1944 году, находясь на краю военной катастрофы, немцы не решались компенсировать нехватку трудовых ресурсов в военном производстве ценой обескровливания миттельштанда. Не меньшим уважением, чем в Германии, пользуется средний бизнес во Франции, Италии, Испании и большинстве других стран континентальной Европы. В Великобритании и США традиция несколько другая. Здесь в превосходной степени принято говорить одновременно о «малых и средних» предприятиях (SME - small and medium enterprises). Однако отличие англосаксонского подхода от континентального чисто терминологическое. Ядро того, что называют SME, составляет именно средний бизнес. Например, в 2006 году средний объем продаж компаний, включенных журналом Forbes в рейтинг 200 лучших малых предприятий США, превышал 347 млн долларов, а у крупнейшей фирмы рейтинга составлял 750 млн.

В США принята отличная от европейской классификация отраслей малого бизнеса. Основу классификации составляют показатели плотности занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям.

Общественное  поведение представителей малого бизнеса  в развитых странах основано на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов, поэтому жизненный цикл предприятий малого бизнеса относительно недолог. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет - не более 3%.

В развитых странах система государственной  поддержки малого бизнеса находится  на высоком качественном и организационном  уровне. В мире сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения мелких предприятий.

Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров. Займы на льготных условиях выделяются на осуществление  таких проектов, как разработка новой  технологии и новых видов продукции, разработка новых видов производства. Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих  малым предприятиям резервировать  часть прибыли.

С целью повышения эффективности  малого бизнеса в развитых странах большое значение придается мониторингу и оценке состояния малого и среднего предпринимательства. Причем с каждым годом методы оценки, проведения широкомасштабных международных исследований, построения системы обмена данными между национальными системами поддержки и развития малого предпринимательства совершенствуются и усложняются. Так, в Японии координация важнейших исследований по тематике малого предпринимательства осуществляется агентством SMEA, которое активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов. Эти исследования проводятся с целью разработки обоснований для принятия стратегических решений по обеспечению дальнейшего развития малого предпринимательства и по принятию мер для их успешной реализации. Основные результаты этих исследований обобщаются в сводном ежегодном докладе «Белая книга малого и среднего бизнеса Японии», представляемом Правительству страны. Особое внимание уделяется скорейшему распространению наиболее важных и полезных результатов исследований среди специалистов и широкой общественности, учете их в работе инфраструктур поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе на межнациональном уровне.

Другое направление государственной  поддержки малого бизнеса - совершенствование  нормативно-правовой базы, способствующей развитию данного сектора. Это, прежде всего, упрощение механизмов административного  регулирования малого предпринимательства, тщательной проработке новых законопроектов с участием независимых экспертов  и всех заинтересованных общественных организаций, анализе эффективности  действующих нормативно-правовых актов, их регулярной коррекции. В развитых странах регулярно разрабатываются  программы, обеспечивающие совершенствование  механизмов стимулирования, поддержки  и развития малого предпринимательства  в приоритетных направлениях, обеспечивающих интенсивное социально-экономическое  развитие страны и повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке.

Важное направление государственной  поддержки малого бизнеса - стимулирование инновационной активности предприятий, которое заключается в постоянном увеличении средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) и апробации новейших разработок через создание на базе технопарков, научно-технических центров и бизнес-инкубаторов новых высокотехнологичных производств. Наряду с прямым финансированием и стимулированием вкладов в НИОКР, большое значение имеет анализ новшеств, отбор перспективных технологий и их последующее ускоренное внедрение. Это требует постоянного мониторинга и экспертных оценок, эффективного патентного законодательства, создания и функционирования мощной информационной системы, системы внедрения позитивного опыта.

В частности, в Китае, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высокотехнологичных малых предприятий является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей. Агентствам поручается разработка научно-технических программ и инновационных проектов, популяризация новейших технологических достижений и организационное обеспечение реализации проектов.

Примером поддержки инновационной  деятельности США являются программы  «Инновационные исследования в малом  предпринимательстве» (Small Business Innovation Research -SBIR) и «Распространение технологий малого предпринимательства» (Small Business Technology Transfer - STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора малого предпринимательства по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.).

Общественная поддержка осуществляется через систему некоммерческих организаций  и профессиональных ассоциаций, организующих комплекс мероприятий по продвижению  новых научно-технических идей. Подобные структуры объединяются в национальные и международные инновационные  сети, например, «Европейская сеть деловых  инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network - EBN) осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза. В Европе вокруг крупных предприятий и городов возникают сети малых предприятий, обеспечивающих многочисленные непрофильные заказы главного предприятия. Этим стимулируется и развитие пригородов, возникают агломерации с высоким уровнем развития малого предпринимательства.

Показателен опыт развития малого предпринимательства  на основе разукрупнения приватизированных  предприятий Восточной Германии. Одной из целей Концепции приватизации и разукрупнения Восточной Германии была организация эффективного взаимодействия субъектов малого предпринимательства  и крупных предприятий. Для этого  устанавливались пропорции во всей системе закупок и продаж между  крупными и малыми предприятиями, между  самостоятельными и связанными с  концернами предприятиями, а также  между вновь созданными и реорганизованными  предприятиями. И в других странах  с рыночной экономикой проявилось успешное развитие сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий, «кластеров». Для размещения крупных заказов по малым предприятиям используются различные формы субконтрактации, в том числе - размещение на конкурсной основе муниципальных и государственных заказов для малого предпринимательства.

Значимой тенденцией является облегчение доступа малого предпринимательства  к финансовым ресурсам, облегчение условий получения стартового капитала, расширение спектра банковских услуг. К примеру, в Китае «Банк Развития» (The Development Bank) в 2003 году запустил новую программу финансовой поддержки инновационных направлений малого предпринимательства, которая охватывает различные системы кредитования и методы контроля использования средств. В 2004 г. эта программа была успешно применена в 32 отделениях банка. К концу 2005 года по этой программе было предоставлено кредитов на 11,3 млрд. юаней (~1,4 млрд. дол. США), и в течение 8 кварталов сохранялась 100% возвратность кредитов и процентных ставок по ним. С июня 2006 года национальные и международные банки Китая стали конкурировать за право предоставления финансовых услуг предприятиям сектора малого предпринимательства, т.к. этот многочисленный сектор играет ведущую роль в структуре заёмщиков и доходов.

Во всех странах оказывается  помощь малому бизнесу в выходе на внешние рынки, через организацию  участия в международных выставках  и форумах, представление рекламной  информации в международных каталогах  и информационных системах, оказание другой организационной помощи при  оформлении и сопровождении экспортных контрактов, создаются специальные  центры продвижения экспорта.

В Японии, Китае, Америке, Европе развиваются  программы предпринимательской  активности для молодежи. Интересен  опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую  деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank и других партнеров в высших учебных заведениях страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства, самозанятости среди молодёжи, которая позволяет создавать и новые инновационные предприятия. Государство предоставляет налоговые льготы, микро кредиты и даёт возможность получения консультаций и бесплатных услуг при открытии собственного бизнеса.

В мире активно развивается система  дистанционного обучения на основе сети «Интернет» и использования спутниковых  коммуникационных технологий. Постоянно  производится корректировка специализации  высших учебных заведений в соответствии с изменяющимися требованиями рынка  труда. Создаются и реализуются  программы профессиональной подготовки предпринимателей, инновационных менеджеров, специалистов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, государственных служащих, занимающихся вопросами стимулирования, поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе на основе успешного мирового опыта.

В Китае в целях улучшения профессиональной подготовки предпринимателей сектора малого предпринимательства и повышения конкурентоспособности малых предприятий, по инициативе «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (NDRC) был реализован «Национальный проект системы обучения предпринимателей» (the National Galaxy Training Project -NGTP). Проект NGTP финансируется Правительством и другими институтами, специализирующимися на поддержке малого предпринимательства.

Таким образом, в развитых странах малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и влияет на занятость населения. В развитых странах система государственной поддержки малого бизнеса находится на высоком качественном и организационном уровне, в отличие от РФ, где главными направлениями государственной поддержки являются правовая, финансовая и фискальная поддержка, в развитых странах большой акцент делается на мониторинг состояния сегмента малого бизнеса, образовательные услуги и стимулирование инновационной деятельности.

Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике