Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа
Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса - значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.
Введение
Теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства
Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РФ
- исторические аспекты формирования малого и среднего предпринимательства в России
- роль малого и среднего предпринимательства в экономике России
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ
- опыт развития малого предпринимательства в развитых странах
- основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства в регионах РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ
Опыт развития малого предпринимательства в развитых странах
Как упомянуто выше, в развитых странах деятельность предприятий малого бизнеса обеспечивает более 50% валового внутреннего продукта. Очевидно, что в таких условиях малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, решение социальных проблем, увеличение показателей демографии и занятости. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущее место, дополняя экономические функции среднего и крупного бизнеса.
Вместе с тем во многих странах законодательно не закреплено даже понятия «малый бизнес». Используются лишь различные определения малого предприятия в зависимости от условий кредитной политики, налоговых предписаний, форм государственной поддержки, а также от федеральных и муниципальных различий и отраслевых особенностей. Так, например, в Германии и Франции определён в законодательном порядке статус ремесленных предприятий. Практически во всех развитых странах основными критериями отнесения предприятий к малым в развитых странах являются объёмы хозяйственного оборота и численность работников.
На долю малых и средних предприятий в промышленном экспорте ряда экономически развитых стран приходится: США и Япония - 10-15%, Франция - 20-25%, Италия - 25-30%, Германия и Нидерланды - 40%. При этом в наукоемких отраслях (например, в международной торговле технологиями) малый бизнес занимает особое положение. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые инновационные предприятия. Кроме технологий, существенными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электрохимической, текстильной и других отраслей промышленности.
Во всем мире средний бизнес почитается в экономической сфере не меньше, чем средний класс в политике. Есть страны, превратившие свои средние предприятия в национальный фетиш. Не случайно, например, немецкое слово «миттельштанд» (Mittelstand - средние предприятия, средний бизнес) используется во всех языках без перевода. Средний слой предприятий рассматривается в Германии как основа экономики. В 1944 году, находясь на краю военной катастрофы, немцы не решались компенсировать нехватку трудовых ресурсов в военном производстве ценой обескровливания миттельштанда. Не меньшим уважением, чем в Германии, пользуется средний бизнес во Франции, Италии, Испании и большинстве других стран континентальной Европы. В Великобритании и США традиция несколько другая. Здесь в превосходной степени принято говорить одновременно о «малых и средних» предприятиях (SME - small and medium enterprises). Однако отличие англосаксонского подхода от континентального чисто терминологическое. Ядро того, что называют SME, составляет именно средний бизнес. Например, в 2006 году средний объем продаж компаний, включенных журналом Forbes в рейтинг 200 лучших малых предприятий США, превышал 347 млн долларов, а у крупнейшей фирмы рейтинга составлял 750 млн.
В США принята отличная от европейской классификация отраслей малого бизнеса. Основу классификации составляют показатели плотности занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям.
Общественное поведение представителей малого бизнеса в развитых странах основано на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов, поэтому жизненный цикл предприятий малого бизнеса относительно недолог. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет - не более 3%.
В развитых странах система
Центральные и местные органы власти
поощряют становление и развитие
компаний малого бизнеса при помощи
кредитных гарантий, налоговых льгот,
предоставления субсидий и займов.
Местные органы власти, крупный бизнес
оказывают техническую и
С целью повышения эффективности малого бизнеса в развитых странах большое значение придается мониторингу и оценке состояния малого и среднего предпринимательства. Причем с каждым годом методы оценки, проведения широкомасштабных международных исследований, построения системы обмена данными между национальными системами поддержки и развития малого предпринимательства совершенствуются и усложняются. Так, в Японии координация важнейших исследований по тематике малого предпринимательства осуществляется агентством SMEA, которое активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов. Эти исследования проводятся с целью разработки обоснований для принятия стратегических решений по обеспечению дальнейшего развития малого предпринимательства и по принятию мер для их успешной реализации. Основные результаты этих исследований обобщаются в сводном ежегодном докладе «Белая книга малого и среднего бизнеса Японии», представляемом Правительству страны. Особое внимание уделяется скорейшему распространению наиболее важных и полезных результатов исследований среди специалистов и широкой общественности, учете их в работе инфраструктур поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе на межнациональном уровне.
Другое направление
Важное направление
В частности, в Китае, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высокотехнологичных малых предприятий является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей. Агентствам поручается разработка научно-технических программ и инновационных проектов, популяризация новейших технологических достижений и организационное обеспечение реализации проектов.
Примером поддержки
Общественная поддержка
Показателен опыт развития малого предпринимательства
на основе разукрупнения
Значимой тенденцией является облегчение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам, облегчение условий получения стартового капитала, расширение спектра банковских услуг. К примеру, в Китае «Банк Развития» (The Development Bank) в 2003 году запустил новую программу финансовой поддержки инновационных направлений малого предпринимательства, которая охватывает различные системы кредитования и методы контроля использования средств. В 2004 г. эта программа была успешно применена в 32 отделениях банка. К концу 2005 года по этой программе было предоставлено кредитов на 11,3 млрд. юаней (~1,4 млрд. дол. США), и в течение 8 кварталов сохранялась 100% возвратность кредитов и процентных ставок по ним. С июня 2006 года национальные и международные банки Китая стали конкурировать за право предоставления финансовых услуг предприятиям сектора малого предпринимательства, т.к. этот многочисленный сектор играет ведущую роль в структуре заёмщиков и доходов.
Во всех странах оказывается
помощь малому бизнесу в выходе на
внешние рынки, через организацию
участия в международных
В Японии, Китае, Америке, Европе развиваются
программы предпринимательской
активности для молодежи. Интересен
опыт вовлечения старших школьников
и студентов в
В мире активно развивается система
дистанционного обучения на основе сети
«Интернет» и использования спутниковых
коммуникационных технологий. Постоянно
производится корректировка специализации
высших учебных заведений в
В Китае в целях улучшения профессиональной подготовки предпринимателей сектора малого предпринимательства и повышения конкурентоспособности малых предприятий, по инициативе «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (NDRC) был реализован «Национальный проект системы обучения предпринимателей» (the National Galaxy Training Project -NGTP). Проект NGTP финансируется Правительством и другими институтами, специализирующимися на поддержке малого предпринимательства.
Таким образом, в развитых странах малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и влияет на занятость населения. В развитых странах система государственной поддержки малого бизнеса находится на высоком качественном и организационном уровне, в отличие от РФ, где главными направлениями государственной поддержки являются правовая, финансовая и фискальная поддержка, в развитых странах большой акцент делается на мониторинг состояния сегмента малого бизнеса, образовательные услуги и стимулирование инновационной деятельности.
Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике