Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса - значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.

Содержание работы

Введение
Теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства
Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РФ
- исторические аспекты формирования малого и среднего предпринимательства в России
- роль малого и среднего предпринимательства в экономике России
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ
- опыт развития малого предпринимательства в развитых странах
- основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства в регионах РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа экономика малого и среднего предпринимательства.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

 

2.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

 

Исторические аспекты формирования малого и среднего предпринимательства  в России

 

Рассмотрим исторические особенности  развития малого предпринимательства  в нашей стране. В дореволюционной  России самой распространенной формой организации трудовой деятельности были малые ремесленные производства (30% от всех объемов производства). Так, в начале ХХ века в европейской части России насчитывалось около 2 млн. мелких сельских промыслов. Мелкое кустарное и ремесленное производство охватывало все отрасли экономики. Характерными признаками малого бизнеса в России в рассматриваемый период были: широкое применение наемного труда; сосредоточение предприятий в сельской местности; отсутствие автоматизации труда и пр.

Меры по стимулированию мелкого  производства до 1917 года носили комплексный  характер и были направлены на поощрение  малого бизнеса. В качестве оборотных  средств на развитие мелкого кредита  использовались: правительственные  ссуды из фонда государственных  сберегательных касс с процентной ставкой ниже 4%; местные продовольственные капиталы; облигационные займы; страховые капиталы земств.

Политика в отношении малого и среднего бизнеса после революции 1917 г. характеризуется постепенным вытеснением этой формы предпринимательства. Если в годы НЭПа частный сектор экономики состоял на 80% из денационализированных малых предприятий, то ко второй 1920-х годов доля малого бизнеса сократилась до 15%. Эта целенаправленная и планомерная политика проводилась в рамках коллективизации и индустриализации, были предприняты следующие меры: ужесточение налогообложения (патентный сбор с предприятия за данный определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора). Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период; обложение подоходным налогом по совокупному доходу; обложение временным государственным налогом на сверхприбыль; ограничение видов деятельности малых предпринимателей; уничтожение инфраструктуры малого бизнеса. Политика государства в отношении малого производства была закреплена конституционально: в Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Данное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-70 гг. И только в 1976 году было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства.

Политика по отношению к мелкому  производству постепенно меняется с  принятием Конституции 1977 года, когда  в статье 17 было подтверждено право  граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном груде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных  промыслов, сельского хозяйства  и бытового обслуживания населения. Кооперативы и первые малые предприятия законодательно были разрешены, но их появление противоречило действующей в то время Конституции СССР от 1977г., поскольку в последней не было предусмотрено право владения имуществом.

Современный этап развития малого предпринимательства  в России связан с распадом СССР и переходом на рыночные условия  хозяйствования. В 1993 году право граждан  заниматься предпринимательской деятельностью было закреплено в Конституции РФ. Гражданский Кодекс РФ, определивший законодательную основу хозяйственного оборота, был принят и введен в действие с 1 января 1995 года. В отличие от индустриально развитых стран, где возрождение мелкомасштабного производства было естественноисторическим процессом, развитие малого и среднего предпринимательства в России был крайне политизировано. В 1987-1994 годы отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой. Малый бизнес воспринимается как институт рынка, который способствует разрешению проблем безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами. Основные черты малого бизнеса в данный период: стихийность, криминализация, отсутствие инфраструктуры, поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.

В 1995-1998 гг. малый бизнес и кооперативное движение становятся движущим фактором экономического роста. Для повышения бюджетной эффективности предпринимательства малому бизнесу был открыт доступ к государственным ресурсам (через приватизацию, государственные заказы, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами).

В посткризисный период 1998-2000 гг. сектор малого и среднего предпринимательства укрепился и стабильно развивался, в основном, за счет государственных региональных программ по поддержке малого бизнеса. Были приняты меры по снижению налогового бремени малого бизнеса: федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

В 2008 году были определены четкие критерии разграничения малого, среднего и  крупного бизнеса. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в  стране определены категории субъектов  малого и среднего предпринимательства. Выделены категории микро- , малых и средних предприятий по ключевым критериям: доле участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц и граждан в уставном капитале; численности персонала предприятий; выручки от реализации товаров (услуг) или балансовой стоимости активов.

Таким образом, основных факторов развития малого и среднего бизнеса в РФ два: уникальность производимого товара либо услуги и административно-политическая поддержка властей. Последние годы были чрезвычайно удачными для среднего бизнеса. Это, по-видимому, объясняется и растущей денежной ликвидностью рынка, и давлением спроса, и появлением более или менее масштабных программ развития регионов.

 

Роль малого и среднего предпринимательства  в экономике России

 

Малый и средний бизнес в России обладает некоторыми отличающими его  от аналогичного масштаба большинства  зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на одно продуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

В России за последний год вклад  малого бизнеса в ВВП страны вырос  до 13%, доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых  в экономике составила около 17%. Приведенные цифры свидетельствуют, с одной стороны, о большом  экономическом потенциале малого бизнеса, с другой - о необходимости создания благоприятных условий для развития малых предприятий, выражающихся в  создании правовой, налоговой и административной среды.

Численность малых предприятий  составляет свыше 800 тыс., индивидуальных предпринимателей - около 4 млн.

Как видно  из приведенных данных, удельный вес  малых предприятий в России увеличивается, растут обороты малых предприятий, численность занятых в малом  бизнесе, и их вес в экономике. Однако по показателю «доля малого бизнеса в ВВП» России существенно отстает от развитых стран, где доля этот показатель составляет 50% и выше. Доля малого предпринимательства в общественном производстве РФ составляет не более 10-12% .

Как производитель товаров и  услуг средний бизнес лишь немногим уступает крупному - 44,4% против 55,6%. Это  много. В развитых странах (при всех различиях в терминологии) доля среднего бизнеса находится на сопоставимом уровне. В Италии средние фирмы дают 21% совокупной выручки всех фирм страны, а крупные - 45%. В Швеции доля выручки средних компаний составляет 39%, а крупных - 44%. В японской промышленности крупные фирмы обеспечивают 32% производства, а средние - 25%. В США соотношение и вовсе перекошено в пользу крупного бизнеса - 53% ВВП против 13% у среднего.

По основным средствам доля среднего бизнеса существенно ниже - 22%. И  это легко объяснимо. Понятно, что  по физическому объему капитала, которым  располагает фирма, компании среднего бизнеса не могут тягаться с гигантами, которые в России принадлежат  к капиталоемким отраслям.

Сравнительно небольшой объем  основного капитала обеспечивает высокий  уровень валовой капиталоотдачи среднего бизнеса - 6 рублей выручки  с 1 рубля основных средств против 2,3 рубля у крупного. Но этот плюс эффективности нивелируется относительно низкой долей чистой прибыли: совокупной прибыли среднего и крупного бизнеса, чистая прибыль среднего всего 26%. Скорее всего это объясняется тем, что  более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и  предпочитают сразу же реинвестировать  прибыль. Но относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже  в ближайшем будущем, когда потребуются  внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.

Неожиданным для экспертов оказался паритет среднего бизнеса в расходах на научно-исследовательские работы. Если учесть его более скудную  финансовую базу, то речь, несомненно, идет о повышенной инновационной  активности среднего бизнеса. Таким  образом, мы можем зафиксировать, что  в целом средний бизнес - серьезный  игрок российской экономики.

Однако малому и среднему бизнесу  не удается полностью реализовать  имеющийся потенциал из-за наличия  ряда проблем, особое место среди  которых занимает проблема финансирования, обусловленная недостаточностью начального капитала и собственных оборотных  средств, а также труднодоступностью банковского кредитования. Таким  образом, современные тенденции экономического развития выявляют, с одной стороны, ограниченность ликвидных средств для обновления и расширения производства, а с другой, необходимость внедрения инноваций в производственный процесс.

Проблема обновления основных фондов и развития материально- технической  базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное  оборудование и провести масштабную реконструкцию производства. Решить эту проблему можно с помощью  такого эффективного инструмента, как  лизинг. Многие малые предприятия  смогли преодолеть последствия финансового  кризиса, однако их дальнейшее развитие возможно лишь при активной государственной  поддержке.

В целях поддержки и развития малого предпринимательства имеет  законодательство субъектов РФ и  формирование в стране соответствующей  инфраструктуры. Важная роль в инфраструктуре поддержки предпринимательства  отводится системе государственных  фондов поддержки субъектов малого предпринимательства, которая в  настоящее время включает в себя более 100 муниципальных фондов. Укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства на всех уровнях должно повысить стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию его развития.

Тем не менее, по данным опроса, для  начинающих предпринимателей структура  источников финансирования еще больше смещена в сторону собственных средств и внешних ресурсов, получаемых в виде «партнерского» кредита и у знакомых. Так, источником стартового капитала 86% малых предприятий явились исключительно вклады учредителей; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

Результаты исследования Ресурсного центра малого предпринимательства  показали, что доступ к микро финансовым услугам ежегодно имеют лишь 13-15 тыс. предпринимателей, а общий объем микрофинансирования равен примерно 52 млн дол. США (это менее 1% потенциального спроса). Основная производственная деятельность 60% общего количества малых предприятий не входит в производственные сектора. Малые предприятия, предоставляющие услуги в сфере научных исследований и разработок, составляют лишь 0,8% всех предприятий и на 80% представлены микро предприятиями с численностью до 15 человек. Не получают развитие малые предприятия приоритетных отраслей реального сектора экономики. Низкий уровень инновационного развития регионов России способствует снижению доли малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной инновационной продукции, которая экспертами оценивается на уровне 6%.

В специальной литературе и средствах массовой информации часто обсуждается тяжелое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства в России. Вместе с тем, введение в действие специальных налоговых режимов, таких, как упрощенная система налогообложения (далее УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), позволило налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сфере малого бизнеса, значительно упростить порядок определения налоговых обязательств, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузке.

Таким образом, малое и среднее  предпринимательство в России является важным движущим фактором рыночных преобразований и экономического роста. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие трем условиям, связанным со структурой уставного капитала, средней численностью работников и выручкой хозяйствующего субъекта. Средний бизнес сегодня создает практически столько же стоимости, сколько крупный. Соотношение их выручки составляет 44% против 56% в пользу крупного. То есть средний бизнес - важный игрок нашей экономики. Средний бизнес крайне поляризован. Более четверти компаний за последние семь лет уменьшили свой оборот. В то же время почти 40% в течение тех же семи лет росли темпами, превышающими 20% в год. Такая поляризация - симптом интенсивных структурных сдвигов в экономике и очень жесткой экономической среды. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в настоящее время связана с правовым регулированием деятельности малых предприятий, фискальным регулированием (специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и отчетности), развитием инфраструктуры малого бизнеса.

Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике