Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, который характеризуется полной занятостью и стабильным уровнем цен. Ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, так как они могут привести к инфляции, спаду производства и другим негативным последствиям.
Введение………………………………………………………………………………………………….3-4
1. Сущность монетарной политики……………………………………………………5
1.2 Сущность и цели монетарной политики………………………………….5
1.3 Инструменты монетарной политики и механизм их действия.5-8
1.4 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………8-11
2. Анализ состояния денежно-кредитной системы России………………12
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики банка России, осуществляемая в 2008-2009 г……12-24
2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 г……………………………24-31
2.3 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на 2013 год и период 2014 и 2015 годах………………………………………………………31-34
3. Анализ кредитно-денежной политики США…………………………………35-37
Заключение………………………………………………………………………………………………37-38
Список литературы………………………………………………………………………………….39-40
Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремится к эт
ому, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС – в США, ЦБ – в РФ). Именно он своими действиями проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно-кредитной политики центральным банком являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
2. Анализ состояния денежно-кредитной системы России
2.1. Характеристика денежно-кредитной политики банка России, осуществляемая в 2008-2009 гг.
К поступающей в Россию
иностранной валюте тесно привязана
форма денежной эмиссии Банка
России - валютные интервенции. Получателями
таких «эмиссионных»
В результате низкой капитализации
банковской системы, опоры на самофинансирование,
недостаточного развития рынка корпоративных
облигаций отсутствовало
В результате сформировался низкий уровень доверия к рублю вызван снижением притока валюты в страну и значительным, сравнимым с нашими резервами, уровнем внешнего корпоративного долга компаний и банков, составляющего по данным ЦБ РФ на 01.10.2008г. около 388.9 млрд. долл. в иностранной валюте и эквивалент 108.7 млрд. долл. в рублях. В 4 квартале 2008г. российским компаниям и банкам нужно было вернуть нерезидентам по ранее взятым кредитам около 47.5 млрд. долл. (42.5 — долг, 5 — проценты), но в 2009г. — уже 115.7 млрд. долл. (100.1 —долг, 15.6 — проценты). Поэтому деньги, которые осенью 2009г. были выделены на поддержку банковской системы, в значительной степени оказались на валютном рынке, не доходя до экономики сокращая резервы страны. (Золотовалютные резервы РФ за период с 01.08.2008 по 24.10.2008, т.е. почти за 3 месяца, снизились на 18.6 % - 111.2 млрд.долл. (с 595.9 до 484.7 млрд.долл.). (3)
Однако, в целом уровень
монетизации экономики РФ невысок
(около 40%). Поэтому основная проблема,
и, собственно, причина кризиса - в
дефиците рублей. При этом одним
из наиболее важных экономических параметров
является объем и динамика денежной
массы (M2), представляющий объем наличных
денег в обращении (вне банков)
и остатков средств в национальной
валюте на счетах юридических лиц (кроме
банков) и физических лиц, в значительной
степени определяющий спрос в
экономике. Рост денежной массы М2 непосредственно
перед развитием кризисной
Таблица 1 - Денежная масса в 2009 г. (млрд. руб.)
Согласно таблице 1 в течение 2009 года денежная масса сокращалась на протяжении почти всего периода по сравнению с началом года, а прирост за год составил 16,3%. (1)
При этом, как видно из таблицы 2, до 2008г. наблюдался постоянный рост денежной массы. В 2000 - 2008 гг. сезонный рост агрегата М2 составлял в среднем около 19,7 %, а также около 44 % в год. Поэтому причиной сокращения денежной массы в период кризиса послужило выбранное направление денежно-кредитного регулирования и в значительной степени «экономия» бюджетных расходов с целью борьбы с инфляцией. При этом опыт 7 лет экономического роста показывал отсутствие прямой зависимости роста потребительских цен от темпов увеличения денежной массы (М2) (а также противоположную тенденцию) и, что рост денежной массы при увеличении степени монетизации способствовал, наряду с укреплением рубля, снижению инфляции.
Таблица 2 - Основные параметры денежной политики и экономики РФ в 2000-
2008гг.
Кроме того, одна из слабостей
денежно-кредитной системы
Наиболее важная проблема российской финансовой системы — ее небольшой масштаб. Отношение активы банковской системы к ВВП на 01.01.2008 составляет около 61%, в то время, как в развитых странах свыше 100%. Банковская система не достаточно развита, причинами тому являются личная бедность значительной части населения (около 30—40%), способствующая уменьшению сбережений, а также колоссальные региональные диспропорции развития, при которых около 60% всех финансовых ресурсов концентрируется в г. Москве. Существенная причина отставания экономики и финансовых рынков — отсутствие рыночной капитализации значительной массы ресурсов страны, что создает необходимость развивать финансовую инфраструктуру страны, направлять деньги в наиболее отсталые регионы, увеличивать предложение денег и государственные расходы адекватно экономическому росту, кредитовать под активы, создавать эффективные механизмы рефинансирования банковской системы.(19)
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что серьезной причиной, порождающей
проблемы в денежно-кредитной сфере
России, является отсутствие качественных
правовых норм, устанавливающих
На момент начала финансового кризиса 2008 года денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, не разработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.(14)
В период вступления России во всемирную рецессию Банк России в содействии с Правительством вырабатывали различные меры, принимавшиеся в целях обеспечения стабильности финансовой системы, которые можно условно разделить на две группы: процентная политика и прочие меры.
Активизация процентной политики была одной из первых мер, примененных Банком России в ответ на изменившиеся условия развития экономики и высокий уровень инфляции. Процентную политику ЦБ РФ в 2008 - 2009 гг. можно разделить на два этапа. На первом этапе Банк России шесть раз повышал ставку рефинансирования. При этом до первого повышения ставки в период кризиса ЦБ РФ снизил ставки по ряду инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям, не меняя при этом ставки рефинансирования. Данная мера была призвана облегчить банкам доступ к ликвидным ресурсам. В результате повышений ставка рефинансирования выросла с 11 до 13% годовых, а ставки по кредитам ЦБ РФ коммерческим банкам увеличились на сопоставимую величину. Основной причиной повышения процентных ставок стало желание ЦБ РФ увеличить стоимость ресурсов, привлекаемых у него кредитными организациями и вкладываемых затем в валютные активы.(7)
По мере стабилизации ситуации на финансовых рынках Банк России начал постепенно смягчать денежно-кредитную политику. В апреле-декабре 2009 г. ЦБ РФ семь раз снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была уменьшена с 13 до 8,75% годовых (см. Таблица 3), а ставки по операциям Банка России - на 3,5-4,5%. Однако, как признает сам Банк России, его процентная политика еще не оказывает решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике, что связано с наличием избыточных и многообразных ставок по операциям с банками и отсутствия четко обозначенных ориентиров в процентной политике.
В таблице 3 показаны ставки рефинансирования Центробанка на разные периоды времени.(11)
Таблица 3 - Динамика ставки рефинансирования Центрального Банка России
Период действия |
Ставка рефинансирования, % |
1 июня 2010 г. - |
7,75 |
30 апреля 2010 г. - 31 мая 2010 г. |
8,00 |
29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г. |
8,25 |
24 февраля 2010 г. - 28 марта 2010 г. |
8,50 |
28 декабря 2009 г. - 23 февраля 2010 г. |
8,75 |
25 ноября 2009 г. - 27 декабря 2009 г. |
9,00 |
30 октября 2009 г. - 24 ноября 2009 г. |
9,50 |
30 сентября 2009 г. - 29 октября 2009 г. |
10,00 |
15 сентября 2009 г. - 29 сентября 2009 г. |
10,50 |
10 августа 2009 г. - 14 сентября 2009 г. |
10,75 |
13 июля 2009 г. - 9 августа 2009 г. |
11,00 |
5 июня 2009 г. - 12 июля 2009 г. |
11,50 |
14 мая 2009 г. - 4 июня 2009 г. |
12,00 |
24 апреля 2009 г. - 13 мая 2009 г. |
12,50 |
1 декабря 2008 г. - 23 апреля 2009 г. |
13,00 |
С помощью инструмента
резервных требований Банк России дал
быстрый ответ на потребность
в расширении денежного предложения.
В условиях, когда банковская ликвидность
должна была быстро перестроиться, а
финансовый рынок не позволял это
сделать, оказались особенно полезны
резервные требования. В этих целях
Банк России принял решение о временном
снижении с 18 сентября 2008г. резервных
требований на 4 процентных пункта по каждой
категории резервируемых
Изменение условий реализации денежно-кредитной политики определило необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию банковской стабильности, путем операций на открытом рынке. С 18 сентября 2008 г. Банк России снизил фиксированные процентные ставки по своим операциям предоставления ликвидности на срок 1 день (прямое РЕПО, "валютный своп", ломбардные кредиты) с 9 до 8% годовых, а минимальная процентная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была изменена с 8 до 7,5% годовых. Были снижены также процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами: на срок до 30 дней - с 10 до 9,5% годовых, на срок до 90 дней - с 8 до 7,5% годовых, на срок от 91 до 180 дней - с 9 до 8,5% годовых.
Кроме того, Банком России были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения: отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, повышены значения поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости облигаций Банка России, а также на 0,2 увеличены поправочные коэффициенты Банка России, используемые для расчета стоимости обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым под залог нерыночных активов и поручительства кредитных организаций.(14)
Для снижения волатильности
краткосрочных ставок межбанковского
кредитования Банк России с сентября
2008 г. начал устанавливать
Однако удержать ставки в указанных размерах продолжительное время не удалось. С 9 февраля 2009 г. Банк России в целях дополнительных мер по сдерживанию инфляционных тенденций и обеспечению стабильности валютного курса рубля принял решение о повышении процентных ставок по кредитным операциям и сделкам прямого РЕПО.(13)