Роль монетарной политики в Росси и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, который характеризуется полной занятостью и стабильным уровнем цен. Ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, так как они могут привести к инфляции, спаду производства и другим негативным последствиям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3-4
1. Сущность монетарной политики……………………………………………………5
1.2 Сущность и цели монетарной политики………………………………….5
1.3 Инструменты монетарной политики и механизм их действия.5-8
1.4 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………8-11
2. Анализ состояния денежно-кредитной системы России………………12
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики банка России, осуществляемая в 2008-2009 г……12-24
2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 г……………………………24-31
2.3 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на 2013 год и период 2014 и 2015 годах………………………………………………………31-34
3. Анализ кредитно-денежной политики США…………………………………35-37
Заключение………………………………………………………………………………………………37-38
Список литературы………………………………………………………………………………….39-40

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 132.75 Кб (Скачать файл)

Темпы прироста депозитов  в иностранной валюте (в долларовом выражении) в I полугодии 2011 г. составили 10,2%, что в два раза ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте.

Динамика чистых иностранных  активов банковской системы являлась важным источником увеличения денежной массы с учетом депозитов в  иностранной валюте. При росте  общего объема этого денежного агрегата на 1083,7 млрд. руб. чистые иностранные  активы увеличились на 1366,8 млрд. руб., а внутренний кредит экономике сократился на 204,6 млрд. руб. (в 2010 г. — рост на 717,2 и 1169,7 млрд. руб. и сокращение на 857,9 млрд. руб. соответственно).

За период 2010-2011 гг. повышение  номинального эффективного курса рубля  сыграло существенную роль в снижении инфляции. В прошлом году номинальный  эффективный курс повысился на 3,2%. За первые пять месяцев текущего года он повысился еще на 1,5%. В начале июня Банк России повысил курс рубля  относительно бивалютной корзины еще примерно на 0,6%.

В целях абсорбирования свободной  ликвидности Банк России продолжал  во квартале 2011 года осуществлять операции со своими облигациями.

Продажа ОБР происходила  преимущественно на аукционах. Наибольшие вложения в ОБР (80,2 млрд. руб.) кредитные  организации осуществили на аукционе 15 июня (после выкупа по оферте третьего выпуска ОБР), при этом общий объем  продаж ОБР на аукционах в апреле—июне 2011 г. составил 108,2 млрд. руб. по рыночной стоимости. Средневзвешенная доходность, сложившаяся на аукционах ОБР  в апреле—июне 2011 г., составила от 4,53 до 5,20% годовых (в I квартале — от 4,60 до 5,14% годовых). По выставляемым Банком России ежедневным котировкам объемы покупки кредитными организациями ОБР на вторичном рынке значительно превысили объемы их продажи.

Банк России в 2011 г. также  осуществил продажу гособлигаций из собственного портфеля без обязательства  обратного выкупа на сумму 0,43 млрд. руб.(19)

В целом с 2010-2011 гг. операции ЦБ РФ на открытом рынке способствовали постепенному повышению ликвидности  рынка ОБР, и как следствие - расширению стерилизационных возможностей Банка России.

Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ в период с 2010-2011гг., оказалась относительно не эффективной поставленной цели, что наглядно видно из таблицы 5.

Таблица 5 - Прогнозные и фактические  показатели инфляции на 2010-2011гг.

 

Следует отметить, что с 2010 года в основном только за счет валютных интервенций в банковскую систему  поступали денежные средства, но их поступление было так велико, что  ЦБ приходилось часть этих поступлений  стерилизовать и в основном за счет операций на открытом рынке.

В целом, говоря об эффективности  проведения денежно-кредитной политики в России в период с 2008-2011 гг., можно  сказать, что она пока еще остается на низком уровне, так как заявляемые целевые ориентиры не совпадают  с фактически получаемыми результатами, но перспективы есть.

2.3 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на 2013 год и период 2014 и 2015 годов

В рамках прогнозов МВФ  и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение  темпов роста мировой экономики  в 2013 году, возможно умеренное ускорение  экономического роста в странах -основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции  в 2014-2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и  услуг в мире увеличится с 3,5% в 2012 году до 3,9% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается  ее ускорение и в 2014-2015 годах.

Прогнозируемое повышение  деловой активности в мире поддержит  сложившийся уровень потребления  нефти и других товаров российского  экспорта, что ослабляет риски  ухудшения платежного баланса страны.

Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся  низкими, что будет способствовать формированию условий для притока  капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет  зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового  рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.(16)

Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7-14%, в 2014-2015 годах - 11-14% ежегодно.

В первом варианте программы  предполагается увеличение объема чистого  кредита расширенному правительству  на 0,5 трлн. рублей в 2013 году, на 0,4 трлн. рублей - в 2014 году, на 0,3 трлн. рублей - в 2015 году. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013-2015 годах прирост чистого  кредита банкам может составить 1,0—1,6 трлн. рублей в год за счет активизации  операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем  валового кредита банкам может превысить 60% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная  динамика мировых цен на нефть  в рамках прогнозного периода. Соответствующий  показателям прогноза платежного баланса  прирост ЧМР составит в 2013 году 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - 0,5 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,3 трлн. рублей.

В соответствии с третьим  вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 2,9 трлн. рублей, в 2014 году - 2,7 трлн. рублей, в 2015 году - 2,4 трлн. рублей.

В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого  кредита банкам на 0,2 трлн. рублей.

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014-2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка  России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса  к 2015 г.

В 2013 и 2014 гг. Банк России продолжит  осуществлять курсовую политику, не препятствуя  формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием  фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень  курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных  с уровнями валютного курса. В  то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает  возможность проведения интервенций  на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с  учетом конъюнктуры денежного рынка.

Система инструментов продолжит  учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными  кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной  политики и состояние российского  финансового рынка.

Основа действующей системы  инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок Банка  России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в  целях повышения действенности  процентной политики. В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных  ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться  депозитные операции и операции рефинансирования постоянного действия на срок 1 день.

Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно  на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния  данных операций на соответствующий  сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения  сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей ставке. В этом случае не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки.

Банк России также продолжит  использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента  денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости  от макроэкономической ситуации и состояния  ликвидности банковского сектора.

Помимо работы над совершенствованием собственной системы инструментов Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной  политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество с  Минфином России и Федеральным казначейством  по вопросу развития механизма размещения временно свободных средств бюджета  в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного  воздействия бюджетных потоков  на объем ликвидности банковского сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ денежно-кредитной политики США

В условиях глобального финансово-экономического кризиса США задействовало все институты и механизмы с использованием широкого круга инструментов. Основная «нагрузка» по восстановлению стабильности на финансовых рынках лежит на министерстве финансов и ФРС.

В 2007 г. государство адекватно  не отреагировало на разрастающийся ипотечный кризис, не оценив его глубину и корреляцию с рынком ценных бумаг. Вначале 2008 г., когда замаячила угроза экономического спада, ФРС США предприняла экстраординарную меру – двойное внеочередное снижение ставки сразу на 0,75 и на 0,5 процентных пункта (до 3%). К маю 2008 г. базовая процентная ставка была понижена на 2%.

В период март-июль 2008 г. основные меры предпринимались в целях  решения проблемы дефицита ликвидности  и предотвращения паники на финансовых рынках, скупались финансовые компании. Главной целью этого шага было предотвратить эффект домино на мировых финансовых рынках.

В конце 2009 г., ФРС довела базовую  процентную ставку до 0-0,25 % (в 2009г. ее оставили на прежнем уровне). У государства в этой области не осталось места для маневра в этой области. Были задействованы как традиционные, так и нетрадиционные разнообразные механизмы, включая масштабные финансовые вливания.

В марте 2009 г. ФРС расширила  покупку ипотечных ценных бумаг  и начала также покупать долгосрочные казначейские ценные бумаги. В общей сложности на 300 млрд. В конце марта 2011 г. было приобретено агентских ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, на 1,25 трлн. долл. и агентских долговых бумаг на 175 млрд. долл. Эти покупки привели к тому, что ликвидность банковской системы была значительно повышена, а американские банки держали в феврале 2010 г. более 1,1 трлн. долл. резервов в федеральных резервных банках.   

Из многочисленных программ восстановления финансовой стабилизации следует отметить идею выкупа плохих активов, для чего создается совместно с частными инвесторами ряд инвестиционных фондов, которые консолидируют выкупленные у банков «токсичные» активы под гарантии министерства финансов. 25 марта 2009 г. ФРС США объявила о реализации программы стимулирования потребительского кредитования через созданный еще в ноябре 2008 г. соответствующий фонд – Фонд кредитования под залог ценных бумаг, покрытых активами. Цель этой программы – повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, активизация займов на образование и автокредитования. Десяти банкам было предписано к ноябрю 2009 г. увеличить капитал на 75 млрд. долл. К осени 2009 г. банкам удалось получить 80 млрд. долл. Более 30 банков выплатили 70 млрд. долл. Долга министерству финансов, при этом государственный бюджет получил 17%-ный доход.

Основным столпом антикризисного плана Обамы стало принятие Закона о восстановлении экономики и  реинвестировании. В нем декларируется, что первоочередной задачей финансируемых  программ является стимулирование спроса и создание новых рабочих мест. Социально-экономическая программа Обамы, объявленная как антикризисная, тем не менее, ориентирована скорее на среднесрочные временные рамки. Более того, в ней ставятся стратегические задачи на посткризисный период. Этот курс Обама подтвердил в своих бюджетных посланиях к конгрессу на 2010 и 2011 фин. гг. и в обращении к нации 27 января 2010 г.

Большинство программ нацелено на решение не только чрезвычайных краткосрочных задач по восстановлению социально-экономической стабильности, но и долгосрочных задач увеличения эффективности вложений в человеческий капитал, в инновации, в инфраструктуру XXI века.   

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, денежно-кредитная  политика – один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся  в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр  резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство – на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

Информация о работе Роль монетарной политики в Росси и США