Роль монетарной политики в Росси и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, который характеризуется полной занятостью и стабильным уровнем цен. Ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, так как они могут привести к инфляции, спаду производства и другим негативным последствиям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3-4
1. Сущность монетарной политики……………………………………………………5
1.2 Сущность и цели монетарной политики………………………………….5
1.3 Инструменты монетарной политики и механизм их действия.5-8
1.4 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………8-11
2. Анализ состояния денежно-кредитной системы России………………12
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики банка России, осуществляемая в 2008-2009 г……12-24
2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 г……………………………24-31
2.3 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на 2013 год и период 2014 и 2015 годах………………………………………………………31-34
3. Анализ кредитно-денежной политики США…………………………………35-37
Заключение………………………………………………………………………………………………37-38
Список литературы………………………………………………………………………………….39-40

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 132.75 Кб (Скачать файл)

С 14 мая 2009 г. установлены  следующие процентные ставки:

- по операциям прямого РЕПО (по  фиксированным процентным ставкам)

на срок 1 день - 11% годовых, на срок 7 дней - 11% годовых;

-    минимальная процентная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок две недели - 9,5% годовых;

-    по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами на срок до 90 календарных дней, - в размере 11% годовых, на срок от 91 до 180 календарных дней - в размере 11,5% годовых.

Несмотря на активное использование  инструмента рефинансирования, применение в кризисной фазе предусмотренных  законодательством его видов  оказалось недостаточно, в связи  с чем 20 октября 2008 г. Центральный  банк опробовал новый инструмент поддержки финансовой системы -предоставление российским кредитным организациям кредитов без обеспечения на срок не более шести месяцев, а с 30.12.2008 на срок не более года. Как отмечают эксперты, рефинансирование такого рода было остро необходимо кредитным  организациям для борьбы с кризисом ликвидности. По данным обзора банковского  сектора, в худшем месяце 2008 г. - октябре -кредитным организациям пришлось занять у Центрального банка беспрецедентно большую сумму - 1,2 трлн. руб., что  по объему соответствует около трети  собственного капитала всех российских банков. Указанные заимствования  позволили кредитным организациям компенсировать потери, понесенные из-за переоценки портфеля ценных бумаг и  оттока вкладов, а также расходы на выдачу кредитов.

В условиях активного вывода инвесторами средств из российских активов и связанного с ним  повышения спроса на иностранную  валюту действия Банка России были направлены на недопущение чрезмерного  ослабления рубля и удержания  стоимости бивалютной корзины. В  этой связи Банк России в августе-декабре 2008 г. осуществлял продажи иностранной  валюты на внутреннем рынке. В результате объем международных резервов резко  сократился и их общий объем по состоянию на 1 января 2009 г. снизился до 427,1 млрд. долларов. Многими экспертами трата международных резервов на поддержку рубля оценивалась  как "неадекватная политика". Однако данная политика продолжалась вплоть до января 2009 г., чтобы избежать резких колебаний курса рубля. Во избежание  девальвации, 23 января 2009 г. верхняя  граница валютного коридора стоимости  бивалютной корзины была установлена  на уровне 41 рубль. Результаты девальвации  стали ощутимы уже в первом квартале 2009 г. С начала февраля Банк России не продавал иностранную валюту на валютном рынке. Более того, с целью предотвращения сильных колебаний валютного курса в отдельные дни ему пришлось покупать иностранную валюту. Так, согласно приведенным данным в таблице 4 стоимость иностранной валюты к 2009 году за семь лет (с 2003 г.) достигла максимального значения: 30,24 за доллар и 43.39 за евро (на конец года).

Таблица 4 - Динамика курсов иностранных  валют по отношению к рублю  на период 2000-2009гг.

 
 

Такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как установление ориентиров роста денежной массы проявился  в период кризиса в следующем. Процессы трансформации рублевых накоплений в валютные активы, снижение денежной массы, оказывающие влияние на динамику бюджетных доходов, являющихся источником формирования резервного фонда и  фонда национального благосостояния, определили необходимость уточнения  чистого кредита расширенному правительству  до конца 2008 г. Также были уточнены другие показатели денежной программы (включая  чистый кредит банкам и прочие чистые неклассифицированные активы) с учетом принятых Правительством Российской Федерации и Банком России мер по поддержке финансового сектора.

Кроме того, Банк России осуществлял  эмиссию облигаций от своего имени. В сентябре 2008 г. состоялось размещение нового выпуска ОБР, однако в связи  с тем, что в обозначенный период кредитные организации стали  испытывать недостаток ликвидности, объем  размещения ОБР на аукционе был вдвое  ниже, чем объем покупки Банком России своих облигаций на вторичном  рынке. В октябре 2008 г. задолженность  Банка России перед кредитными организациями  практически не изменилась. Состоявшимся был признан только аукцион, проведенный 2 октября, при размещенном объеме всего около 10 млн. руб. по средневзвешенной ставке 6,3% годовых. В ноябре 2008 г. - феврале 2009 г. инструменты Банка России по абсорбированию ликвидности также  оставались мало востребованными.

В результате принятия рассмотренных  выше мер ситуация в банковском секторе  стабилизировалась: удалось избежать банкротства многих банков, приостановить  отток вкладов населения, продолжить кредитование экономики. Отток вкладов  населения из банков достиг максимума  в октябре (тогда он составил 6% и  практически прекратился в ноябре). В декабре возобновился приток средств  населения во вклады. Нормализовалась  ситуация с ликвидностью.(16)

Таким образом, пакет антикризисных  мер, реализованных Банком России в  разгар кризиса, в комплексе соответствовал стандартной схеме зарубежных авторов, однако был в определенной степени  непоследовательным. В целом удалось  предотвратить распространение  «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих  субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить: укрепление ресурсной базы банков и насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью, увеличение капиталов системообразующих банков, увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц, решение предупреждать банкротство банков через санацию, слияние и др. меры, проведение «плавной» девальвации национальной валюты, разрешение временно не переоценивать банковские активы по текущей рыночной стоимости, усиление защиты законных прав кредиторов.

2.2. Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах

В 2010-2011 гг. Банк России проводил денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных  условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являлись основой для принятия эффективных  решений в области осуществления  сбережений, инвестиций и потребительских  расходов -базовых для устойчивого  экономического роста. Поэтому главной  целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации на этот период, являлась устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, при этом предполагалось снизить темпы инфляции до 8,7-9,2% в 2010 году и 78,5% в 2011 году. (16)

Для достижения поставленных целей ЦБ РФ использовал все имеющиеся  у него инструменты денежно-кредитной  политики, которые позволяли оперативно реагировать на изменение интенсивности  и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей  денежно-кредитной политики.

Система инструментов денежно-кредитной  политики должна была обеспечивать стабильность денежного рынка и, в тоже время, стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.

При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности  они могли воспользоваться набором  инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня  это могли быть обеспеченные внутредневные  кредиты, предоставляемые Банком России без взымания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня  аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки. В конце  операционного дня кредитные  организации имели доступ к постоянно  действующим инструментам Банка  России -кредитам «овернайт» и сделкам  «валютный своп», процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования.

Регулирование ставок рефинансирования Центробанк России осуществлял с учетом реального состояния экономики, динамики инфляции, ситуации на различных сегментах денежного рынка и было ориентировано на закрепление формирующихся позитивных тенденций.(6)

С начала 2010 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефинансирования 15.01.10 - с 16 до 14% годовых, и 15.06.10 - с 14 до 13% годовых. Очередное ее снижение произошло только лишь в конце декабря 2011 г. - ее понизили до 12%.

При управлении ликвидностью кредитные организации во II квартале 2011 года активно использовали механизм внутридневного кредитования и кредитов "овернайт" Банка России, наибольший объем которых приходился на апрель 2011 года. В целом объем внутридневных  кредитов, предоставленных Банком России, возрос с 2,3 трлн. руб. в I квартале 2011 г. до 2,6 трлн. руб. во II квартале, а кредитов "овернайт" — с 5,9 до 14,3 млрд. руб. соответственно. В конце каждого календарного месяца наблюдалось традиционное увеличение спроса на внутридневные кредиты со стороны кредитных организаций и объема предоставленных кредитов "овернайт".

На фоне понижательного тренда в динамике инфляции Банком России с 26.06.2010 ставка рефинансирования и  процентные ставки по кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп" были снижены с 12 до 11,5% годовых, а с 23 октября - до 11% . Тем не менее, ставка рефинансирования в период 2010-2011 гг. не оказывало значимого влияния на денежные показатели прежде всего из-за того, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывали существенной потребности в заимствованиях у Центрального банка.

В урегулировании проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке  в 2010 году большую роль сыграли решения  Банка России о снижении нормативов обязательных резервов, которые принимались  в целях постепенного выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.(3)

Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в  валюте Российской Федерации был  снижен 8 июля 2010 года с 7% до 3,5%, в результате чего объем высвободившихся средств  составил более 150 млрд. руб. Кроме того с 1 июля 2010 года ЦБ РФ предоставлял право  усреднения обязательных резервов кредитным  организациям в пределах установленного Советом директоров Банка России коэффициента усреднения в размере 0,2. Использование данного механизма  также способствовало повышению  ликвидности кредитных организаций.

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими  лицами в валюте Российской Федерации  и норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций  в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте в 2011 году не изменялись. В течение указанного периода кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентском счете и корреспондентских субсчетах кредитной организации в Банке России. Количество кредитных организаций, которым было предоставлено право на усреднение обязательных резервов, постоянно увеличивалось и в июне 2011 г. достигло 681 (или 55,2% от общего числа действующих кредитных организаций).

ЦБ РФ в период с 2010-2011 гг. постепенно снижал норму обязательных требований для кредитных организаций  с тем, чтобы они масштабней стали  кредитовать реальный сектор экономики  и, прежде всего, производственный сектор. Однако коммерческие организации не особо стремились кредитовать отечественную  промышленность из-за высокого риска  и сложности оценки экономической  конъюнктуры. Таким образом, само резервирование представляет собой малоэффективный  инструмент денежно-кредитной политики, поскольку мало, что добавляет  к существующему устойчивому  нежеланию банков направлять деньги в экономику.

В 2010 году конъюнктура внутреннего  валютного рынка формировалась  под воздействием увеличения предложения  иностранной валюты со стороны экспортеров  в результате продолжающегося роста  цен на нефть, а также повышение  инвестиционной привлекательности  рублевых активов на фоне ослабления доллара США на мировом рынке. В сложившейся ситуации Банк России стремился поддержать баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, осуществляя масштабные покупки иностранной валюты в периоды усиления повышательного давления на курс рубля. По итогам для РФ иностранным валютам Банк России с 1 февраля 2010 года перешел к использованию в качестве нового операционного ориентира выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из долларов США и евро в пропорциях, устанавливаемых Банком России. При этом формировании курса доллара США к рублю на внутреннем валютном рынке в течении дня и периода в несколько дней приобрело более свободный характер, а операции с целью ограничения внутридневных и краткосрочных колебаний курса доллара США к рублю осуществлялись Банком России исходя из границ колебания стоимости бивалютной корзины. С 1 августа бивалютная корзина состояла из 0,35 евро и 0,65 дол. США. За 10 месяцев объем покупки иностранной валюты Банком России составил более 11 млрд. долл.

В июле-сентябре 2010 г. Банк России проводил операции как по продаже  государственных облигаций из собственного портфеля, так и по покупке государственных  ценных бумаг. В целом объем нетто-продаж государственных ценных бумаг Банком России за III квартал сохранился на уровне предыдущего квартала (2,6 млрд. руб.).

В первом полугодии 2011г. ЦБ РФ продолжал проведение денежно -кредитной  политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля.

В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса  рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам  Банк России в 2011 году продолжает использовать в качестве операционного ориентира  рублевую стоимость корзины из евро и доллара США.

В 2011 году соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке определялось высоким уровнем  положительного сальдо счета текущих  операций платежного баланса, обусловленным  притоком в российскую экономику  значительных дополнительных доходов  от экспорта в связи с благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой, а также трансграничным движением  капитала. В данных условиях операции Банка России на внутреннем валютном рынке были направлены в основном на предотвращение чрезмерного повышения эффективного курса рубля под влиянием избыточного предложения иностранной валюты. Результатом этих операций была чистая покупка иностранной валюты. В частности, в январе-сентябре 2011г. Банк России выступал нетто-покупателем иностранной валюты.

Информация о работе Роль монетарной политики в Росси и США