Роль предпринимательства в рыночной экономике, деловой имидж предпринимателя и его социальная ответственность перед обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – выявить роль предпринимательства в экономике, охарактеризовать деловой имидж предпринимателя, его социальную ответственность перед обществом.

Содержание работы

ВВЕДЕННИЕ……………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ……4
1.1 Понятие предпринимательства……………………………………………….4
1.2 Роль предпринимательства в экономике……………………………………
2 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ
2.1 Социальная ответственность в предпринимательской деятельности
2.2 Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России
3 ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)



 

На основе вышесказанного можно сказать, что социальная ответственность  — это добровольный вклад организации в развитие общества и социально-экономической и экологической сфер, направленный на развитие и качественное улучшение данных сфер. Вклад организации напрямую связан с ее деятельностью, выходит за рамки определенного законом минимума и осуществляется путем проведения комплекса долгосрочных социальных программ в приоритетных для нее направлениях.

 

2. Развитие социальной  ответственности в предпринимательской  деятельности в России

 

Проблема развития социальной ответственности бизнеса  в России на современном этапе  особенно актуальна и имеет первостепенное значение. Однако еще не вполне окрепшее Российское государство не в состоянии  выполнить все свои социальные функции. Расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение и  другие социальные нужды составляют около 20 процентов. Этого явно не достаточно. Однако на сегодняшний день в России формируется новый экономически активный слой, способный разделить  с государством бремя социальной ответственности. Это предпринимательский  бизнес.

Трансформационные процессы, происходившие в России с 90-х годов прошлого века, инициировали внимание общественности к феномену предпринимательства как к источнику  развития экономической и социальной сферы общества. Предприниматель  стал одним из главных действующих  субъектов рынка, поскольку без  творческого подхода к организации  производства, использования новых  комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в  условиях рыночной экономики.

Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с задачами построения в  России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи  отмечают, что в России есть тенденция  завершения стадии первоначального  накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и  роста производства.

Социальная ответственность  бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и  добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой  подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия.

По мнению самих  предпринимателей, суть социальной ответственности - в выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (считают 60% против 39%). Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо (60% против 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов - 50% предпринимателей (против 31%) разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, ими все равно следует делиться с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о пиаре их социальной активности неоднозначно - среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что бизнес должен широко информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения (47% и 45%, соответственно).

Относительное большинство (47%) высказывается за избирательный  подход, при котором ответственность  за решение тех или иных социальных проблем должны брать на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать  социальную активность, но сам нуждается  в помощи. Однако немало (38%) и тех, кто считает социальную ответственность  задачей, в равной степени актуальной для всех представителей бизнес-сообщества. Чаще других о необходимости дифференцированного подхода к вопросу о социальной ответственности бизнеса говорят представители малого бизнеса (54% против 31%), мнения представителей среднего и крупного бизнеса делятся примерно поровну (44% против 40% и 43% против 41%).

В России в условиях нынешних рыночных отношений особо  остро стоит вопрос относительно способности отечественного предпринимателя  взять на себя, а главное, справиться с этой социальной ответственностью. Однозначно ответить на данный вопрос невозможно, тем не менее, большая часть отечественных социологов придерживается точки зрения, что сегодня российский предприниматель склонен ставить свои личные интересы выше общественных. «Российский бизнес в наши дни – это преимущественно социально безответственный бизнес, не преодолевший пока в себе примитивную алчность и нравственную неразборчивость».2

Характерно, что  данный вывод подтверждается и статистикой. При этом социологи отмечают, что  общественное мнение в России формируется  сегодня не в пользу предпринимателей. По большинству позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В то время, как россияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу, большинство компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности – прежде всего, меценатской деятельностью, воспринимаемой большинством наших соотечественников скорее как подачка, нежели как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом. В результате все более распространенным становится мнение о том, что бизнес в России «паразитирует», работает во вред стране.

Так, только «9% респондентов из 1200 опрошенных полагают, что большинство  компаний в России ведет себя социально  ответственно, и 43% - что немногие или  никто».3 «Защитниками» бизнеса выступают в основном молодежь (18-34 года) и лица с высокими доходами. «Срединная» же Россия настроена к бизнесу и его социальным программам наиболее скептично. Этот факт однозначно свидетельствует о существующем недоверии различных слоев общества мелкому и среднему бизнесу. К тому же 59% россиян полагают, что весь или почти весь бизнес в стране «паразитирует» на обществе и не заботится о благе страны. Лишь 7% верят в то, что российские предприниматели достойно исполняют свою ответственность перед обществом.

Население и предприниматели  по-разному понимают социальную ответственность  бизнеса. Так, наиболее важными направлениями  участия бизнеса в решении  социальных проблем большинство  опрошенных предпринимателей называют создание новых рабочих мест (58%) и предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий (51%), а также организацию повышения квалификации и переобучения работников (44%). Во второй эшелон актуальных для бизнеса видов социальной деятельности, вошли направления, традиционно имеющие высокий уровень пиар-отдачи - материальная помощь представителям социально уязвимых групп населения, развитие материальной базы объектов социальной и культурной инфраструктуры, денежное поощрение талантливым деятелям науки и культуры (30-41%). На периферии интересов бизнеса находятся направления социальной работы, связанные с поддержкой развития институтов гражданского общества (улучшение ситуации в области прав человека, поддержка социальных инициатив граждан и общественных организаций), а также деятельность, являющаяся визитной карточкой многих социально ответственных зарубежных компаний - сокращение дискриминации в сфере труда, ликвидация принудительного и детского труда (5-7%).

Само население ждёт от бизнеса прежде всего материальной помощи малоимущим, инвалидам и другим социально-уязвимым группам (53%) и только потом - создания новых рабочих мест (43%); сначала развития материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта (39%), а затем социальных гарантий работникам предприятий (28%).

Фигура предпринимателя  ассоциируется со стремлением к  наживе любой ценой, в том числе  за счет ущемления интересов и  дезориентации других категорий  граждан и в первую очередь  наемных работников. На многих предприятиях малого и среднего бизнеса уже  стало «доброй практикой», использование  «серых» схем оплаты труда, нарушение  норм нормальной продолжительности  рабочего времени, работа персонала  в условиях, не отвечающих нормам охраны труда. Так же «в экономике современной России распространение получили деформированные, противоправные трудовые отношения в форме сговора».4

Отмечено, что  социальная ответственность предпринимателя  начинается не с создания благоприятного образа компании в глазах общественности, а с построения взаимовыгодных, доверительных  отношений со своим персоналом. При  этом основным индикатором состояния  данных отношений выступает степень  лояльности работников к организации. Однако, опираясь на данные социологического исследования, можно сделать вывод  о низкой степени лояльности персонала  данных организаций. Так, на вопрос о причинах смены работы, 34,46% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют место работы, если бы им предложили более высокую заработную плату. 29,76% опрошенных потенциальной причиной смены работы видят более хорошие отношения с руководством новой организации, при этом лишь 3,92% процента ответили, что при любых условиях не намерены менять данное место работы.

Интересен и такой  факт, что основным мотивом к труду  именно в этой организации у работников являются мнение о высоком профессионализме своих коллег (32,81%) и добрые взаимоотношения  с коллегами (24,86%). При этом лишь 5,54% опрошенных видят основным мотивом  к труду профессионализм своих  руководителей и 6,5% респондентов отмечают хорошее отношение к сотрудникам  со стороны руководства.

Высказывая множество  факторов, влияющих на формирование безответственного  поведения отечественных предпринимателей, В.И.Маслов выделяет основную причину  данного процесса. И сводится она  к тому, что большая часть отечественного руководства в процессе своего становления  не имела достаточного социального  воспитания и обучения. По словам ученого, «большинство руководителей высшего  уровня в России – это молодые  люди в возрасте от 25 до 38 лет. Их моральные  нормы формировались в период ломки традиционных ценностей и  криминализации страны. В этих условиях многие молодые люди мечтали стать  предпринимателями, не считаясь с моральными нормами, ради получения больших и скорых денег. В это период каждый второй молодой человек мечтал стать предпринимателем и иметь собственное дело. При этом 33% молодых людей были убеждены, что хороши любые доходы; 20% считали, что взятка – нормальный способ зарабатывания денег, а каждый десятый готов был идти на грабёж».5

Говоря о выходе из сложившейся негативной ситуации и переходе от взаимного недоверия  субъектов социально-экономических  отношений к солидарной ответственности, необходимо отметить роль государства. Государство – есть именно тот  институт, который обладает широким  набором инструментов по контролю хозяйственной  деятельности отечественных предпринимателей и организации мероприятий по их социальному воспитанию и обучению. С большой долей вероятности  можно сказать, что благодаря  данным действиям в обозримом  будущем отечественный бизнес престанет  восприниматься как бесконечно далекий  от нужд народа и изменит свой «преимущественно социально безответственный» статус.

Итак, в целом  отношение к социальной ответственности  бизнеса довольно скептичное. Поэтому, предпринимательство должно более  ответственно участвовать в решении  болезненных проблем в сфере  трудовых отношений, развивать эффективное  производство, создавая новые рабочие  места, обеспечивая достойную оплату труда.

Приоритетной  задачей должна стать борьба с  бедностью, адресная поддержка беднейших  слоев населения. Предприниматели  должны активно участвовать в  социальном обустройстве тех территорий, где они оперируют. Пристального внимания требует проблема массовой безнадзорности детей. При этом встает проблема игнорирования налоговым  законодательством благотворительной  деятельности частных предприятий. А ведь хотя бы частичное отнесение  доходов, потраченных на благотворительные  цели, к затратам, необлагаемым налогами, могло бы стать мощным стимулов для  развития социальной ответственности  малого бизнеса.

В последние годы предприниматель не только размышляет о своей социальной роли, но и  уже проявляет социальную активность, хотя она во многом носит закрытый для общественности характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес-сообществу в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Под имиджем понимают сформировавшийся образ делового человека (либо организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие  на окружающих.6 Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

Обретение привлекательного имиджа не является самоцелью, однако овладение им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику. От имиджа во многом зависит желание  сотрудничать с конкретным человеком  или фирмой. Привлекательный имидж  является одним из факторов, определяющих деловой успех. Имидж обладает следующими свойствами:

  • Имидж – это сознательное явление, он не существует только на уровне отдельного человека, т.е. объект должен быть известен какой-либо группе людей (потребителей, партнеров и т.п.)
  • Благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать определенные группы партнеров;
  • Имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, как отдельных людей, так и целых групп;
  • Имидж не является чем-то однажды созданным, сформированным; он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом себе;
  • Имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;
  • Имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает поставленной цели.

Информация о работе Роль предпринимательства в рыночной экономике, деловой имидж предпринимателя и его социальная ответственность перед обществом