Роль предпринимательства в рыночной экономике, деловой имидж предпринимателя и его социальная ответственность перед обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – выявить роль предпринимательства в экономике, охарактеризовать деловой имидж предпринимателя, его социальную ответственность перед обществом.

Содержание работы

ВВЕДЕННИЕ……………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ……4
1.1 Понятие предпринимательства……………………………………………….4
1.2 Роль предпринимательства в экономике……………………………………
2 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ
2.1 Социальная ответственность в предпринимательской деятельности
2.2 Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России
3 ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)

Хорошую репутацию  приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и, чаще всего из-за пустяка: не ответив  вовремя на телефонный звонок или  письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой  форме. Для привлекательного имиджа важно все – и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса. Никогда невежды и грубые не обладали магией обаяния. Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное  впечатление. Самоуверенность и  стереотипное поведение негативно  влияют на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в  признании и доброжелательном к  себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает четыре основных правила: вежливость, ответственность, достоинство, такт. Они  высоко ценятся в мире, поскольку  являются фундаментом незаменимого условия успешных, плодотворных деловых  отношений – взаимного доверия. Деловой имидж все чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа.

Во многих случаях  имидж - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного  выбора модели поведения. Модель поведения  – целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель воспринимается как единое целое.

Выбор модели поведения  – это воспроизводство таких  вариантов поведения, которые при  повседневном общении помогают личности стать привлекательной.

Правильный выбор  модели поведения осуществляется на основании следующих критериев:

  • Нравственная безупречность (при всей склонности к субъективному переживанию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть);
  • Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;
  • Цель, которую ставит перед собой личность;
  • Самокритичная оценка существенных возможностей использования конкретной модели поведения.

Переход от первоначальных форм рыночных отношении к цивилизованным, культурным все более актуализирует знание и выполнение делового и светского этикета, ибо от этого зависит имидж, а значит, и успех как отдельных бизнесменов, как и предприятий. Эта актуализация во многом стимулируется развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей и бизнесменов. Чтобы эти контакты превращались в устойчивые деловые связи, необходимо принимать и соблюдать правила делового общения, основанные на деловой этике.

В западных странах работают множество  консалтинговых фирм по имиджу. Специалисты  по имиджу - имиджмейкеры - учат деловых  людей приятным манерам, умению одеваться, проведению деловых бесед и переговоров, психологии деловых отношений. Только в Японии на обучение этикету и  на проведение консультаций для служащих, по данным Джеиа Ягера в его книге «Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса», тратится ежегодно более 700 миллионов долларов, так как хорошее знание и выполнение норм этикета формируют положительный, благоприятный имидж работника и организации. Под имиджем обычно понимается целенаправленно сформированный образ делового человека или организации, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж создается для популяризации, рекламы деятельности людей бизнеса, продукции и услуг компаний.

Игнорирование бизнесменами правил этикета  в деловой среде вызывает отрицательное  отношение к ним окружающих. От имиджа во многом зависит стремление и желание сотрудничать с бизнесменом  и предприятием. В этом случае больше шансов на успех у тех, кто сформировал  в деловом мире своим поведением и отношением к клиентам и потребителям положительный имидж. Для достижения успеха, более эффективного общения  и управления людьми многие предприниматели  и бизнесмены занимаются перестройкой личного имиджа. Бизнесу присущи  высокая самоорганизация и самоуправление в выборе деятельности. Внешними регуляторами деятельности здесь выступают законы государства, правила рынка, традиции, во многом сходные, но имеющие и национальные и региональные отличия.

Бизнесу свойственны разнообразие и богатство эмоциональных отношений, воздействие разнообразных, нередко  экстремальных факторов, определяемых конъюнктурой рынка и требующих  от деловых людей значительного  напряжения психоэмоциональных механизмов. Эти нагрузки периодичны, иногда монотонны, однако могут достигать значительных величии в сложных ситуациях, при воздействии утомления и переутомления, и условиях дефицита информации и времени, реакции окружения, резком изменении условий окружающей среды в сочетании с недостатком интеллектуальных навыков, знания и опыта, при несоблюдении правил организации, поведения, межличностных конфликтах и т.д. Это групповая, реже индивидуальная, взаимосвязанная деятельность, взаимодействие сотрудников, партнеров и клиентов.

Перестройка личного имиджа - это, в сущности, изменение себя. Для  получения вполне ощутимого результата требуются значительные силы. По мнению известного консультанта по управлению Джини Г. Скотт, силы мысли помогают человеку внести изменения, которые необходимо произвести, и решить, какие надо предпринять шаги, чтобы эти изменения вызвать.

Процесс включения в работу силы мысли складывается из нескольких стадий: определение поведения, мышления и действий. На первом этапе изменения собственного делового имиджа следует поставить себе вопросы: «Как бы я хотел измениться?». «Быть более сердечным и нежным, более четко действовать, быть уверенным в своих намерениях и действиях? Или вести себя как-то по-другому?». Затем необходимо составит мысленный сценарий поведения в новой роли и претворить принятый сценарий в жизнь, что является испытанием избранной роли на практике. Например, если по сценарию нужно проявлять к людям дружелюбие, то в общении со своими сотрудниками, надо вести себя согласно образу внимательного и отзывчивого человека.

Если сценарий предписывает проявлять  твердость, в общении, особенно при  принятии решений, надо идти по шаблонной  твердости и решительности.

Существуют соответствующие теория и практика перестройки своего имиджа, после овладения которыми, необходимо приступить к тренингу.7 Имидж - это позитивный образ, его стараются приобрести не только физические лица, но и организации. Причем учредители организации предпринимают конкретные шаги в этом направлении еще до появления своего детища на свет: они дают ему имя - название при оформлении документов на регистрацию. А дать организации удачное название - это с самого начала определить ей выгодное место в ряду других организации. Достойное название обеспечивает организации положительный отклик во мнении людей. Удачное и достойное название дисциплинирует работников, а неудачное и недостойное их расхолаживает, поэтому учредителям организации н6ельзя ошибаться.

Известно, что любое название имеет  свой смысл и свое значение. Значение передается человеку в виде информации, которая отпечатывается в его  сознании как конкретный образ названия. Смысл же зарождается на базе полученной информации где-то в глубинах подсознания. Он окрашивается личным впечатлением получателя, а поэтому выступает  как субъективный образ названия.

В результате получается так, что люди воспринимают названия по-разному. Известно, что каждая словесная единица, и  особенно та, которая обозначает название, вызывает у человека целую гамму  самых различных субъективно  окрашенных ассоциаций. Выходит, что  ни о какой унификации восприятия названий не может быть и речи. Именно так получается в жизни, и с  этим непременно нужно считаться.

Будучи вообще высшей ступенью делового опыта личности в определенной сфере деятельности, профессионализм предпринимателя  имеет особый характер, ибо предпринимательство - не специальность, которой можно  обучить в вузе, а сугубо личностный, индивидуальный приобретенный опыт хозяйственной деятельности в определенное историческое время. Практика организации  материальной жизни общества в определенной сфере - вот источник профессионализма для любого (в теоретическом отношении) специалиста. Именно поэтому резонно  считать двумя взаимосвязанными атрибутами профессионала - мастерство и творчество.

В структурном  отношении профессионализм представляется как система социокультурных качеств личности. В названную систему входят: симультанное мышление, максимум мастерства, деятельное предвидение, экстремальное творчество, специальная практичность, нравственная гармоничность и деловая культура.

Симультанное мышление - речь идет об умении многосторонне и синхронно "схватывать" деловую ситуацию. Это умение основано обычно на развитии способности специалиста системно "видеть" существенные характеристики объекта в постоянном изменении, что особенно касается ситуации на рынках сырья и сбыта, на финансовом рынке (биржа), в сфере технологических резервов. Рассматриваемая черта профессионального предпринимателя имеет своей культурной предпосылкой образованность. Для приобретения профессионального качества интеллект предпринимателя должен усвоить ценности социального интеллекта. В интеллекте предпринимателя своеобразно интегрированы многообразные научные знания с реализмом здорового смысла и принятыми в обществе нравственно-идеологическими нормами.

Максимум мастерства - мастерство формируется индивидуально на основе личного творческого осмысления многообразных практических ситуаций. Сущность мастерства профессионала заключается в том, что в любой своей деятельности он получает максимум надлежащего эффекта при минимуме средств, издержек и непредвиденных последствий действия. В условиях обвально-криминального ведения хозяйства мастерство честного предпринимателя-профессионала становится обычно предметом хищнического преследования под видом конкуренции. Для грабительского, бандитского делячества профессиональные предприниматели становятся смертельной опасностью. Такая ситуация, если она складывается на отечественном рынке, оборачивается на внешнем рынке недоверием ко всем российским предпринимателям.

Деятельное предвидение - известно, что предвидение вообще является обязательной стороной, моментом целесообразной деятельности. Содержание деятельного предвидения - в умении поставить правильный диагноз возникшей ситуации, предвидеть возможные изменения явления и в способности предотвратить нежелательные изменения объекта деятельности (или указать способы предотвращения). У профессионала предвидение основано, как правило, на научном прогнозе, реже - на догадке.

Если учесть, что всякий профессионализм есть интеллектуальное применение личностью  культурного (научного) потенциала общества в определенной сфере деятельности, то станет ясно, что деятельное предвидение, с одной стороны, является следствием научной образованности и творческой интуиции личности, а с другой - причиной мастерства специалиста в определенной сфере деятельности.

Факты свидетельствуют, что личное интеллектуальное творчество предпринимателя, если оно вдохновляется  интересами России и социальной целесообразностью  хозяйственной деятельности, становится социально, творчески осмысленным.

Экстремальное творчество – специфика творчества профессионала, прежде всего в том, что ярче всего оно проявляется в критических экстремальных ситуациях, когда другие специалисты теряются, пасуют. Развитая у предпринимателя способность интуитивно познавать ситуацию и принимать рискованные решения служит источником его успешных действий в экстремальных случаях или при стрессовой обстановке. Наличие навыков к эвристическим решениям и действиям иногда называют "творческим профессионализмом". Применительно к предпринимателям это состояние можно истолковать как способность развитой личности переходить от одного вида профессиональной деятельности к другому. Более того, такое многообразие профессиональных качеств может позволить личности стать представительным политическим деятелем. И это возможно в экстремальных условиях углубления кризисной ситуации во всех сферах общественной жизни современной России.

Практичность –  это свойство профессионала означает умение использовать новые, свежие специальные и социальные знания в развитии нетрадиционной практики. Деловая практичность позволяет предпринимателю с гарантией экспериментировать в хозяйственной сфере. Она позволяет российскому предпринимателю активно участвовать в организации по необходимости новых форм повседневного бытия соотечественников. Ведь в рыночной экономике преобладает движущая сила потребления, и надо быть весьма практичным хозяйственником, чтобы научить бывшего социалистического производителя умело налаживать свое благополучие собственными экономическими методами.

Нравственная гармоничность – в своей нравственной сущности профессионализм есть особое состояние духовности, когда необходим сугубо индивидуальный, неординарный выбор личностью моральной формулы для гуманистического решения острой практической проблемы. В свете сказанного ясно, что нравственная гармоничность означает духовную способность личности выбрать такой морально оправданный способ действия, чтобы он не дал безнравственных результатов. Именно при таком ходе дела у предпринимателя обнаруживается гармоничное единство нравственной красоты поступка и простоты решения проблемы. В этом отношении как история, так и современность российского предпринимательства дают много подтверждающих фактов. Основой нравственной гармоничности является духовность, включающая народно-национальную мораль - в качестве светского вида духовности и христианские нормы нравственности - в качестве одного их религиозных видов духовности. Российскому предпринимателю такое сочетание особенно доступно и присуще, ибо прежде и выше всего в русской философии издавна развивался, осмысливался, культивировался синтез светского ума и религиозного сердца. Поэтому философская основа духовности профессионала у русского предпринимателя органически развита. Если же духовность предпринимателя примитивна - либо в духе элементарного катехизиса, либо в духе прагматического рационализма, то ему никогда не стать типичным российским предпринимателем-профессионалом.

Информация о работе Роль предпринимательства в рыночной экономике, деловой имидж предпринимателя и его социальная ответственность перед обществом