Роль профсоюзов на рынке труда: мировой и российский опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Активная роль в выработке и осуществлении социальной политики отводилась общественным организациям - профессиональным союзам. Располагая материальными и финансовыми ресурсами, используя своеобразные методы и формы работы, они могли оказывать существенное влияние на реализацию мер государственной социальной политики.
Для профсоюзов были определены несколько каналов воздействия на социальные процессы. Во-первых, это совершенствование условий труда на производстве, обеспечение надлежащей охраны здоровья работников. Во-вторых, комплекс средств по повышению материального благосостояния, культурно-образовательного и профессионального уровня трудящихся. Далее, обеспечение роста общественно-политической активности трудящихся через развертывание социалистического соревнования, участие в управлении производством.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Для защиты своих прав работники  и работодатели могут создавать  специальные органы, представляющие их интересы. Такие органы могут  быть сторонами правовых отношений  лишь в случаях, строго определенных законодательством.

Конституция Российской Федерации  закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Представителями работников чаще всего  являются профессиональные союзы. Право  на объединение в профсоюзы одно из важнейших в цивилизованном обществе, а его реализация является показателем  демократического общества.

Трудности переживаемого  нашей страной переходного периода  делают все более актуальными  задачи профсоюзов по защите прав и  интересов трудящихся, требуют скорейшего решения проблем экономики и  особенно социальной сферы. Имелись  в виду такие проблемы, как «повышение производительности труда, совершенствование  эффективности производства, борьба за высокое качество продукции, развитие новых отраслей производства» и  т.д. Считалось необходимым в связи с этим учитывать экономический эффект таких социальных факторов, как уровень благосостояния, условия труда и быта работающих, активное участие трудящихся в управлении производством и общественными делами.

Активная роль в выработке  и осуществлении социальной политики отводилась общественным организациям - профессиональным союзам. Располагая материальными и финансовыми  ресурсами, используя своеобразные методы и формы работы, они могли  оказывать существенное влияние  на реализацию мер государственной  социальной политики.

Для профсоюзов были определены несколько каналов воздействия  на социальные процессы. Во-первых, это  совершенствование условий труда  на производстве, обеспечение надлежащей охраны здоровья работников. Во-вторых, комплекс средств по повышению материального благосостояния, культурно-образовательного и профессионального уровня трудящихся. Далее, обеспечение роста общественно-политической активности трудящихся через развертывание социалистического соревнования, участие в управлении производством. И, наконец, борьба с негативными социальными явлениями – пьянством, прогулами, безответственным отношением к работе.

Сложности в организации  нормальных условий труда и быта в значительной степени ложились на плечи профсоюзов. Было много  успехов, но и много проблем, остающихся нерешенными и сейчас. Поэтому  изучение опыта работы профсоюзов в  социальной сфере представляется весьма важным и своевременным делом.

Целью данной работы является определение основных понятий в  области трудового права, касающейся деятельности профсоюзов и их прав, рассмотреть роли профсоюзов на рынке труда, развитие профсоюзов в России и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРОФСОЮЗОВ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР.

1.1 Понятие профсоюзов.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная  форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы  входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и  функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной  функции - защиты прав и интересов  работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.[27]

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация  профсоюзы основаны на членстве, создаются  на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение  в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ ст. 30 (приложение 1). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.[1]

С образованием Международной  организации труда (МОТ) и развитием  международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права  на организацию» 1948 года, Конвенция  МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года и дополнившая  ее одноименная Рекомендация № 163 предусматривают  принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. Конвенция  МОТ № 87 предусматривает право  трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации для выражения  и защиты своих интересов. Такое  же право имеют и предприниматели.[6]

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12 января 1996 г. действует ныне в той части, которая не противоречит Трудовому кодексу.[5]

Закон установил правовые основы создания профсоюзов, их права  и гарантии деятельности. Он регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), юридическими лицами и  гражданами. В ст. 2 закреплено легальное  понятие профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».[21]

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) представляет собой массовую общественную организацию, которая  объединяет на добровольных началах  рабочих и служащих по профессиональному  признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

1.2 Функции профсоюзов.

Функции профсоюзов - это  направления их деятельности. Так  как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому  их главная функция - защитная. Потребность  защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна  в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства  интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство  закрепило за профсоюзами ряд  прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением  законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении  инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов  работников в сфере труда, а также  привлечение к ответственности  их нарушителей.

Функции представительства  работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ. (приложение 2). ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы  осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и  функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование  общественных отношений, в которые  они вступают в процессе своей  деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения  представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда составляют их правовой статус.

Помимо прав в сфере  труда, профсоюзы обладают обширными  правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия  в управлении государственными социальными  фондами, в области экологии, приватизации и др.

Права и обязанности профсоюзов тесно связаны между собой. Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория оно характеризует пределы юридических возможностей деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными  организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

1.3 Коллективный договор.

В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства. Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации и заключаемый работниками  и работодателем в лице их представителей". В этом определении указаны стороны  и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего  широкий круг социально-трудовых отношений  на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ).

 Коллективные договоры  являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения  коллективных переговоров. Они  содержат правовые нормы, регулирующие  общественные отношения, отнесенные  к предмету трудового права,  и признаются источниками трудового  права.

 Коллективный договор  может заключаться в организации,  ее филиалах и представительствах. Организационно-правовые формы организаций,  штатная численность, ведомственная  подчиненность не влияют на  возможность заключения коллективного  договора.

 Коллективный договор  - это двусторонний акт. Сторонами  коллективного договора являются  работники организации, от имени  которых выступают их представители,  и работодатель, представителем  которого является руководитель  организации. При заключении коллективного  договора в филиале, представительстве  представителем работодателя выступает  руководитель соответствующего  подразделения, уполномоченный на  это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК  РФ). В настоящее время, как  и раньше, наиболее типичная форма  представительства - профсоюзы. Работники,  не вступившие в члены профсоюза,  имеют право уполномочить орган  первичной профсоюзной организации  представлять их интересы во  взаимоотношениях с работодателем.  Если же профсоюзная организация  не создана, то работники могут  поручить представлять их интересы  иному представителю. При наличии  в организации двух или более  первичных профсоюзных организаций  ими создается единый представительный  орган для ведения коллективных  переговоров, разработки единого  проекта коллективного договора  и его заключения. Создание единого  представительного органа осуществляется  на основе принципа пропорционального  представительства в зависимости  от численности членов профсоюза.  При этом представитель должен  быть определен от каждой профсоюзной  организации.

 При разработке и  принятии коллективного договора  сторонам следует руководствоваться  основными принципами социального  партнерства (ст.  24 ТК). Трудовой  кодекс РФ не определил порядок  принятия коллективного договора, а лишь предусмотрел в ст. 42, что "порядок разработки проекта  коллективного договора и его  заключения определяется сторонами  в соответствии с Кодексом  и иными федеральными законами". Следует заметить, что Федеральный  закон "О коллективных договорах  и соглашениях" предусматривает  принятие коллективного договора  на общем собрании работников.

Информация о работе Роль профсоюзов на рынке труда: мировой и российский опыт