Роль СЭЗ в развитии экономики: мировой опыт и российская практика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов создания и функционирования СЭЗ в рамках современного мирового хозяйства. Достижение поставленной нами цели, предполагает решение следующих взаимосвязанных задач: - определить сущность и основные признаки СЭЗ; - рассмотреть основные подходы к классификации СЭЗ; - выявить особенности применения практики СЭЗ в различных странах; - проследить этапы развития ОЭЗ в РФ; - рассмотреть современное состояние ОЭЗ в современной национальной экономике; - определить направления развития ОЭЗ в РФ.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……3 ГЛАВА 1. СЭЗ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ § 1.1 Сущность и типология СЭЗ……………………...………6 § 1.2 Особенности функционирования СЭЗ в различных странах………..12 ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ § 2.1. История возникновения и анализ современного состояния СЭЗ в России …………..20 § 2.2 Возможные пути развития отечественных СЭЗ…………………………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………..……………34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………...37
§ 1.1 Сущность и типология СЭЗ…………..……………………...………6
§ 1.2 Особенности функционирования
СЭЗ в различных странах……………………………………………..……………………………..12
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ
§ 2.1. История возникновения
и анализ современного состояния СЭЗ в
России …………………………...……………………………………...………..20
§ 2.2 Возможные пути развития
отечественных СЭЗ………………………………………………………..………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………..……………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………...37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Привлечение инвестиций в страну
является важной задачей для государства,
стремящегося к экономическому подъему.
В настоящее время одним из наиболее эффективных
путей привлечения иностранных капиталов
является создание СЭЗ. Но создание СЭЗ
в России обусловлено рядом проблем, таких
как большие размеры территории СЭЗ, нахождение
большинства СЭЗ во внутренней части страны,
а также отсутствие четкого контроля со
стороны государственных органов, сделавшее
возможным злоупотребления на территории
СЭЗ. Преодоление этих и других проблем,
связанных с созданием СЭЗ на территории
нашего государства, может привести к
улучшению экономической ситуации в России,
поэтому тема данной курсовой работы является
весьма актуальной.
Возрастающее число государств,
включаемых в международное разделение
труда, их врастание в мирохозяйственные
связи, осуществление ими основных принципов
открытости экономики привели к возникновению
такой формы организации производства
как свободная экономическая зона.
Свободные экономические зоны
прочно вошли в мировую хозяйственную
практику и действуют в различных странах.
Многовековой опыт существования СЭЗ
в зарубежных государствах показывает
положительный результат в развитии и
оздоровлении экономики в этих странах.
Сейчас в мире функционируют
около 5000 СЭЗ более чем в 120 странах мира.
В них занято свыше 50 млн. человек, только
экспортный оборот этих зон превысил 600
млрд. долл. США1. Российские же образования,
которые мы именуем "свободными экономическими
зонами" с полным основанием к этому
перечню отнести, поскольку они не удовлетворяют
международным требованиям, предъявляемым
к такого рода зонам.
Цели и задачи курсовой
работы. Целью данной работы является
исследование теоретических и практических
аспектов создания и функционирования
СЭЗ в рамках современного мирового хозяйства.
Достижение поставленной нами
цели, предполагает решение следующих
взаимосвязанных задач:
- определить сущность и основные
признаки СЭЗ;
- рассмотреть основные
подходы к классификации СЭЗ;
- выявить особенности
применения практики СЭЗ в
различных странах;
- проследить этапы развития
ОЭЗ в РФ;
- рассмотреть современное состояние
ОЭЗ в современной национальной экономике;
- определить направления развития
ОЭЗ в РФ.
Объект исследования. Объектом исследования являются
свободные экономические зоны как территориальная
экономическая подсистема национальной
экономики.
Предмет исследования. Предмет исследования - организационно-управленческие
отношения, возникающие в процессе формирования
и функционирования свободных экономических
зон.
Теоретические основы
исследования. Проблема функционирования
СЭЗ в России, привлекает к себе внимание
многих экономистов.
Теoретические и практические
основы СЭЗ рассматриваются в работах
таких отечественных ученых как Е.Ф. Авдокушин,
Л.А. Зубченко, К.Ф. Семенов, А.В. Пушкин,
И.Г. Богданов, М.К. Бункина, С.Г. Верещагин, А.П.
Градов, М.С. Гуцериев, В.В. Егоров, Г.А. Парсаданов,
В.В. Комаров, А.Ю. Королев, В.М. Кудров, С.Г.
Овчинникова, Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т.
Литвиненко и др.;
Структура курсовой
работы включает в себя: введение, две главы, заключение
и список литературы. В первой главе характеризуется
и рассматривается сущность СЭЗ, причины
и цели их создания, а также мировой опыт
функционирования. Здесь стоит цель ясно
и точно изложить знания относительно
основных понятий и рассмотреть особенности
СЭЗ на территории иностранных государств.
Далее мы рассматриваем основные виды
СЭЗ. Цель этого - ознакомиться со всеми
разновидностями СЭЗ, выявить их основные
черты.
Вторая глава представляет
собой рассмотрение создания и развития
ОЭЗ в России, выявление особенностей
и основных проблем их функционирования
в нашей стране. Главной задачей здесь
является краткое изложение истории образования
ОЭЗ в России, анализ их современного состояния
и выявление проблем, связанных с их образованием,
а также рассмотрение возможных перспектив
для развития ОЭЗ в нашей стране.
1.1 Сущность и объективная
необходимость создания СЭЗ
Впервые официальное конкретное
определение свободной экономической
зоны было дано в Киотской конвенции от
18 мая 1973 года. В ней говорилось, что под
свободной экономической зоной следует
понимать часть территории одного государства,
на которой ввезенные товары обычно рассматриваются
как товары, находящиеся за пределами
таможенной территории по отношению к
праву импорта и соответствующим налогам
и не подвергающимися обычному таможенному
контролю.2
По определению экспертов ООН, «СЭЗ - ограниченные
промышленные районы, представляющие
собой часть территории страны с беспошлинным
таможенным и торговым режимом, где иностранные
фирмы, производящие продукцию, главным
образом на экспорт, пользуются рядом
налоговых и финансовых льгот».3
В современных теоретических
работах экономистов и правоведов, посвященных
проблемам свободных экономических зон,
их сущность трактуется более широко:
они определяются как инструмент выборочного
сокращения масштабов государственного
вмешательства в экономические процессы
или как уникальная форма государственно-частного
партнерства. Эта формулировка понятия
«свободная зона» охватывает весь спектр
явлений, связанных с действием преференциального
режима хозяйствования. При таком подходе
свободная зона - это не только и не столько
обособленная географическая территория,
но скорее часть национального экономического
пространства, где введена и применяется
определенная система льгот и стимулов
для бизнеса, не используемая в других
его частях.4
Академик Е.Ф. Авдокушин заметил,
что термин « Свободные экономические
зоны» не в полной мере отражает сущность
этого явления. Так, во многих из них экономические
правила, рычаги, специальные административные
законы, которые отнюдь не освобождают
от определенного правового и хозяйственного
режима, а лишь облегчают его, предоставляют
льготы, стимулирующие предпринимательство.
Для некоторых стран « свободные зоны»
являются специальными в смысле экстерриториальности,
по условиям уровня жизни работников зоны,
концентрации производственного потенциала.
Поэтому он считает, что для таких зон
больше подходит термин «специальные
экономические зоны»5.
В этом с ним согласен профессор К.А. Семенов. Он считает, что свобода обособленной части
государственного пространства является
не абсолютной, а относительной. Свободной
эта территория является лишь в том смысле,
что ввезенные на нее товары освобождаются
от таможенных пошлин, налогов на импорт
и других видов контроля за импортом, которые
в соответствии с таможенным законодательством
страны применяются в отношении импортируемых
товаров на другие территории данной страны.
Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ
из-за границы, не декларируются как ввоз
на территорию принимающей страны. Но
в то же время законы не освобождают товаровладельцев
и инвесторов от существующего экономического
правопорядка, а лишь облегчают его. В
связи с этим свободные экономические
зоны следовало бы именовать не свободными,
а специальными экономическими зонами»6
Впервые СЭЗ были созданы в
США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли.
Их целью была активизация внешнеторговой
деятельности посредством использования
эффективных механизмов снижения таможенных
издержек. При этом главным образом предполагалось
сокращение импортных тарифов на детали
и компоненты для производства автомобилей.
В зоны внешней торговли были превращены
склады, доки, аэропорты. Предприятия,
действующие в указанных зонах, выводились
из-под таможенного контроля в США, если
импортируемые в зону товары затем направлялись
в третью страну. Таможенные издержки
снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась
"доводка" продукции фирм США для
последующего экспорта. Если же товары
из зоны шли в США, они в обязательном порядке
проходили все таможенные процедуры, предусмотренные
законодательством страны.7
В 2010 году в мире функционировало
более 5 тыс. разного рода СЭЗ (от таможенных
зон до технопарков, от зон свободной торговли
до оффшорных зон). По оценкам специалистов,
через СЭЗ проходит до 30% мирового товарооборота.
Международные корпорации в поисках льготных
условий для своей деятельности рассматривают
СЭЗ как благоприятные территории, где
можно получить сверхприбыль.8
Цели создания СЭЗ зависят от
уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических
народно-хозяйственных планов и др. Поэтому
причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном
случае могут различаться. Так, в промышленно
развитых странах, таких как США, Великобритания,
Франция, СЭЗ часто создавались для активизации
внешнеэкономических связей, реализации
региональной политики, направленной
на оживление мелкого и среднего бизнеса
в районах, подверженных экономической
депрессии, на выравнивание межрегиональных
различий. Со сходной целью создавались
СЭЗ и в ряде развивающихся государств.
Однако в отличие от промышленно развитых
стран в этих государствах упор при создании
СЭЗ делается на привлечение иностранного
капитала, технологий, модернизацию промышленности,
повышение квалификации рабочей силы.9
Как показывает мировой опыт,
общими целями создания СЭЗ являются:
1) Улучшение инвестиционного
и предпринимательского климата.
2) Развитие производства,
ориентированного на экспорт.
3) Выравнивание условий
межстрановой конкуренции.
4) Развитие «новой экономики»,
т.е. наукоемкого производства и
услуг в области высоких технологий,
а также коммерциализация научно-технических
разработок.
5) Развитие так называемых
«депрессивных » территорий или
регионов.10
По своей общей цели СЭЗ, как
правило, сходны, но их функции достаточно
многообразны. В научной литературе выделяется
до 30 разновидностей СЭЗ. Большое разнообразие
специальных экономических зон предопределено
множеством факторов воздействия на их
возникновение и развитие. Хотя зоны проявились
давно, тем не менее общепринятой типологии
этого распространенного экономического
феномена до сих пор нет.11
СЭЗ могут быть классифицированы
по выполняемым функциям, по степени связи
зоны с национальной экономикой, по размерам
и способам организации и по системам
предоставляемых льгот.12
По выполняемым функциям СЭЗ
делятся на:
1) Зоны свободной торговли
– это ограниченные участки территории
морского порта, аэропорта или расположенные
в непосредственной близости от них, которые
выведены за пределы национального таможенного
пространства.13 Примером ЗСТ могут быть магазины
«Дьюти фри», которые расположены в крупных
аэропортах и поэтому рассматриваются
как находящиеся за пределами государственных
границ.
2) Промышленные или промышленно-производственные
зоны – характеризуются тем, что в них
создаются предприятия, производящие
товары на экспорт на основе других компонентов
либо выпускающие на тех же основах так
называемую импортозаменяющую продукцию
для целей внутреннего рынка страны. Ярким
примером здесь может быть мексиканская
макиладора, где осуществляют производство,
сборку или переработку компонентов, временно
ввезенных на территорию Мексики, а затем
экспортируемых в другие страны.14
3) Технико-внедренческие
зоны – зоны для создания и реализация
научно-технической продукции, доведение
её до промышленного применения, включая
изготовление, испытание и реализацию
опытных партий, а также создание программных
продуктов, систем сбора, обработки и передачи
данных, систем распределённых вычислений
и оказание услуг по внедрению и обслуживанию
таких продуктов и систем.15
4) Сервисные зоны, или зоны улуг
– туристско-рекреационные, банковские,
страховые и т.д.
По степени связи
зоны с национальной экономикой
СЭЗ делятся на:
1) Зоны формирования «открытого
сектора» экономики страны, которые
ориентируются на создание благоприятного
климата для иностранных инвестиций.
2) Зоны развития депрессивных
районов и отраслей, которые могут
подразделяться на три типа: внешнеторговые,
функциональные и комплексные.
3) СЭЗ анклавного типа, представляющие
собой территорию страны, отделенную внутренней
границей от остальной ее территории,
как правило они располагаются в приграничных
регионах.
4) Зоны типа экономических
центров, подчиняющие свою деятельность
не столько решению внешнеэкономических,
сколько общехозяйственных задач.
Такие зоны могут, например, создаваться
на базе конверсионного производства.
По размерам и способам организации
СЭЗ делятся на:
1) Территориальные (административно-территориальные
образования, технопарки и т.д). СЭЗ рассматривается
как обособленная территория, где все
предприятия-резиденты пользуются льготным
режимом хозяйственной деятельности.
2) Режимные (функциональные)
зоны. под СЭЗ понимается
льготный режим, применяемый к определенному
виду предпринимательской деятельности
независимо от местоположения соответствующей
фирмы или территории.16
Льготы, предоставляемые действующим
в СЭЗ предприятиям, можно разделить на
три большие группы:
1) Налоговые льготы –
пониженные налоговые ставки, льготные
условия расчета налоговой базы
или отдельных ее компонентов,
налоговый кредит. Наиболее типичными
налоговыми льготами в действующих
СЭЗ являются освобождение от подоходного
налога и налога на прибыль на 5 лет с момента
получения первой прибыли. В течении следующих
5 лет предприятие облагается налогом
в размере 50% от нормальной ставки, при
этом сумма налогов, выплачиваемых в бюджеты
всех уровней, должна превышать 25% дохода
предприятия. Это условие должно соблюдаться
в любом периоде деятельности СЭЗ.