Роль СЭЗ в развитии экономики: мировой опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов создания и функционирования СЭЗ в рамках современного мирового хозяйства. Достижение поставленной нами цели, предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и основные признаки СЭЗ;
- рассмотреть основные подходы к классификации СЭЗ;
- выявить особенности применения практики СЭЗ в различных странах;
- проследить этапы развития ОЭЗ в РФ;
- рассмотреть современное состояние ОЭЗ в современной национальной экономике;
- определить направления развития ОЭЗ в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……3
ГЛАВА 1. СЭЗ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ
§ 1.1 Сущность и типология СЭЗ……………………...………6
§ 1.2 Особенности функционирования СЭЗ в различных странах………..12
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ
§ 2.1. История возникновения и анализ современного состояния СЭЗ в России …………..20
§ 2.2 Возможные пути развития отечественных СЭЗ…………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………..……………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………...37

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 96.72 Кб (Скачать файл)

2) Финансовые льготы –  предоставление прямых и косвенных  государственных субсидий в различных  формах, в том числе через систему  низких цен на коммунальные  услуги и оплату аренды, бюджетные  дотации, обеспечение инвесторов  средствами инфраструктуры.

3) Административные льготы  – упрощение регистрации предприятий  и таможенных процедур, льготный  визовый режим для иностранных  специалистов, различные формы содействия  бизнесу.17

1.2 Особенности функционирования  СЭЗ в различных странах.

Знакомство с существующей мировой практикой, а также рассмотрение и анализ накопленного иностранного опыта может дать нам объективную оценку перспективам создания и развития СЭЗ в российской экономике.

Рассмотрим более подробно возникновение и развитие СЭЗ в развитых и развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой на примере США, Мексики и Китая.

В промышленно развитых странах, где экономика глубоко интернационализирована, СЭЗ широко включены в международное разделение труда. В развитых странах можно встретить все типы СЭЗ, но наибольшее развитие здесь получили ЗСТ и научно-технические свободные зоны.

Соединенные Штаты Америки используют три вида СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.

Создание зон внешней торговли (англ. foreign trade zones) предусмотрено специальным Законом 1934 г., который был принят в период Великой депрессии с целью поощрения торговли, ускорения операций, сокращения торговых издержек.

Зоны внешней торговли это американский вариант того, что в международной практике называется зоной свободной торговли. Они предоставляют широкий спектр услуг: в них производятся не только складирование, сортировка и упаковка завозимого товара, но и полная его переработка, сборка определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного происхождения и даже создание отдельных видов производств на базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездных путей, складских помещений, грузовых терминалов, разгрузочно-погрузочной техники, устойчивого электро-, водо- и теплоснабжения). Поэтому ЗВТ чаще всего размещаются в портах, аэропортах или вблизи них.18

В отличие от большинства традиционных особых экономических зон в мире основной профиль ЗСТ в США заключается в повышение конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке.19

В Америке существуют два различных типа зон: зоны общего назначения и зоны специального назначения. В первом случае на территории зон выполняют операции многочисленные пользователи. Типичная зона внешней торговли общего назначения включает в себя сдаваемые в аренду площади для хранения товаров и организации дистрибьюторского центра в помещении складского типа с доступом к любым способам транспортировки. В большинстве зон располагаются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут размещать свое хозяйство. Снабжение коммунальными услугами в зоне производится на основе использования публикуемых тарифов для государственных компаний.20

Субзона специального назначения имеет подчиненный по отношению к зоне общего назначения характер, и право ее использования в качестве зоны внешней торговли предоставляется только одному пользователю. Обычно они представляют собой площадки частных заводов, имеющих лицензии Совета по зонам внешней торговли на выполнение операций. Статус субзоны, как правило, предоставляется уже существующим производствам, и поскольку этот статус является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения, то для его предоставления не требуется отдельного законодательства.

Предпринимательские зоны связаны с внутренним региональным развитием. Их деятельность была направлена на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах.

Предпринимательские зоны охватывают площади от 2,5 до 5 кв.км. Они не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. В США существуют три типа предпринимательских зон: федеральный, штатный и местный.

В целях развития производства и увеличения занятости населения на территории зон американским компаниям предоставляются различные льготы. На федеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут) , стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас) , на основной капитал (штат Вирджиния) . Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в предпринимательской зоне новые рабочие места.

Всего предпринимательских зон в США более 1400. Они функционируют в 700 городах и пригородных районах страны. В росте предпринимательских зон заинтересованы власти всех трех уровней, так как с увеличением рабочих мест уменьшается безработица.21

Технологические парки заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, как о месте развёртывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.

Первый в мире научный парк был создан в 1950 г. в США. В 1998 г. их число увеличилось до 170 с территорией от 60 до 260 гектаров. Крупнейшим технопарком США является "Силикон-Вэлли", в котором сосредоточено 20% мирового объема производства компьютеров и другой вычислительной техники.

В рамках экономики Соединенных Штатов существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии со сложившейся ситуацией социально-экономического плана (высокий уровень безработицы, неразвитость региона, инфраструктурные неурядицы и др.).

Деятельность технопарков в США ориентируется на представление льготной помощи национальным внедренческим компаниям, главным образом венчурным, изобретателям и ученым, разрабатывающим новые технологии. Эта помощь выражается в предоставлении в аренду производственных и офисных помещений, лабораторного оборудования, консультаций, разработке бизнес-планов, а также содействие в получении займов как одного из источников финансирования создаваемых венчурных компаний. Приоритетным направлением последних является разработка высокотехнологических производств.22

Интенсивное развитие технопарков практически охватило все регионы США. Штаты активно проводят региональные стратегии, направляя деятельность технопарков на укрепление местных отраслей хозяйства. Острое соперничество вызвало к жизни множество полезных программ и идей на базе наукоемкой технологии.23

Главными задачами, стоящими перед СЭЗ в развивающихся странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение более высокой степени индустриализации ее экономики; включение страны в МРТ, мировое хозяйство и международную торговлю. Поэтому в этих странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны.

Большая роль в деле привлечения инвестиций отводится механизму экспортно-производственных зон, получивших в Мексике название "макиладорас" (исп. maquiladoras). В соответствии с определением, данным законодательством, "макиладорас" называются промышленные предприятия, которые заняты производством товаров и услуг на экспорт, на базе переработки зарубежных материалов, поступивших в режиме временного импорта. Создание их было разрешено в приграничной с США зоне шириной 20 км специальным декретом президента в 1965 году. Первая макиладора была создана в зоне свободной торговли Баха Калифорния и Сьюдад Хуарес в штате Чихуахуа в 1966 г. в целях реализации плана индустриализации приграничных территорий Мексики.

Основная цель макиладорас – абсорбирование избыточной рабочей силы в приграничных территориях и расширение мексиканского экспорта, содействие развитию промышленности, притоку зарубежных инвестиций и передаче технологий.24

В Мексике на "макиладорас" создается 14% валового промышленного продукта страны (ВПП) и около 25% продукции обрабатывающей промышленности. Эти предприятия превратились в наиболее динамичный сектор развития экономики страны. На продукцию "макиладорас" приходится около 45% всего экспорта страны и более половины промышленного экспорта. Опережающие темпы развития "макиладорас" обеспечивают общую динамику внешнеторгового оборота и положительно влияют на формирование сальдо торгового баланса.

Успешное развитие этого сектора объясняется широким набором льгот, которые предоставлены "макиладорас" мексиканским законодательством. Прежде всего, это таможенные льготы при импорте на условиях временного ввоза некоторого вида товаров.

В целом предприятия "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста. Их деятельность во многом способствует обеспечению высоких макроэкономических показателей, характеризующих мексиканскую экономику в последние годы.

Значительный опыт развития СЭЗ накоплен в Китае. В Китае существует несколько типов зон с особым экономическим режимом: Специальные экономические зоны (СЭЗ), зоны экономического и технологического развития (ЗЭТР), зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС).

Образованные по постановлению Государственного Совета, Зоны свободной торговли представляют собой экономические территории, находящиеся под особым таможенным контролем, и рассматриваются как база привлечения иностранных инвестиций и осуществления экспортной торговли. Торговля товарами экспортной переработки всегда была и остаётся очень важным звеном экономического развития Китая. Сейчас в Китае 15 зон свободной торговли, расположенных на территории основных портов или близ них и обеспеченных средствами таможенной и экспортно-импортной деятельности.

Каждая ЗСТ, как правило, представляет собой территорию в 6-10 кв. км, позволяющую вести многие виды экономической деятельности, такие как хранение товаров, валютные операции, маркетинг, торговля и экспортная переработка. На территории ЗСТ обычно проводятся такие простые операции, как классификационное тарифное руководство, погрузка запасных частей, складирование, упаковка и брендирование. Но многие компании в таких зонах ведут и операции по коммерческому складированию товаров.

В начале 1984 года, в качестве одного из этапов проведения политики «открытых дверей», правительство Китая решило основать на прибрежных территориях ЗТЭР, основываясь на успешном опыте созданных ранее «особых экономических зон». Государственные ЗТЭР – это относительно небольшие участки территории, выделенные в пределах открытых городов, в том числе и тех, что расположены на побережье. Выполняя роль «окон и баз» открытой экономики, «магнита» для привлечения капитала, a также стимула расширения экспорта, высокотехнологического развития и содействия региональной экономики, они становятся мощным движителем развития региональной экономики и играют важную роль в совершенствовании экономики и структуры промышленности региона. ЗТЭР имеют большие достижения и становятся привлекательными объектами для иностранных инвестиций, а также основным потенциалом развития экспорта.

Особый тип зон, ЗПЭС, создан на северо-востоке. ЗПЭС развивают приграничную торговлю для приграничных открытых городов и осуществляют обработку товаров для реэкспорта. Открытость внешнему миру по пограничным областям центрального и западного Китая – это важная политическая составляющая в развитии торговли, экономики и установления добрых отношений с соседними странами. Эта составляющая играет позитивную роль в развитии экономики в областях проживания национальных меньшинств.

Об их эффективности свидетельствуют следующие цифры: в течение 28 лет функционирования СЭЗ «Шэньчжень» среднегодовой прирост ее валовой продукции составил 27,3%; валовая продукция СЭЗ «Чхухай» в 2007 году выросла в 1370,5 раз по сравнению с показателем в 1980 года, валовая проудкция СЭЗ «Хэйнань» увеличилась в 36 раз по сравнению с аналогичным показателем 1988 года, а размер валовой продукции района «Пудун» (зона развития современных технологий в районе г. Шанхай) достиг 275 млрд юаней, что в 3 раза больше, чем показатель самого Шанхая.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ

2.1 История возникновения  и анализ современного состояния  СЭЗ в России.

Процесс создания СЭЗ в нашей стране начался в конце 1980-х гг.. Он может быть разделен на несколько основных этапов.

На пером этапе (конец 1980-х – 1990-е гг.) происходило становление самой идеи СЭЗ, принципиально новой для советской ментальности и экономического уклада. По инициативе правительства СССР была разработана единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.

Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. При этом льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.26

Второй этап развития свободных экономических зон наступил в 1990-х годах. Государственная концепция свободных зон дополнилась рядом региональных инициатив. Эти инициативы получили развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения одиннадцати региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в Выборге, Находке, Ленинграде, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области .27 28

Информация о работе Роль СЭЗ в развитии экономики: мировой опыт и российская практика