Роль СЭЗ в развитии экономики: мировой опыт и российская практика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов создания и функционирования СЭЗ в рамках современного мирового хозяйства. Достижение поставленной нами цели, предполагает решение следующих взаимосвязанных задач: - определить сущность и основные признаки СЭЗ; - рассмотреть основные подходы к классификации СЭЗ; - выявить особенности применения практики СЭЗ в различных странах; - проследить этапы развития ОЭЗ в РФ; - рассмотреть современное состояние ОЭЗ в современной национальной экономике; - определить направления развития ОЭЗ в РФ.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……3 ГЛАВА 1. СЭЗ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ § 1.1 Сущность и типология СЭЗ……………………...………6 § 1.2 Особенности функционирования СЭЗ в различных странах………..12 ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ § 2.1. История возникновения и анализ современного состояния СЭЗ в России …………..20 § 2.2 Возможные пути развития отечественных СЭЗ…………………………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………..……………34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………...37
Деньги из федерального бюджета
для создания инфраструктуры внутри зон
вносятся в уставный капитал ОАО “Особые
экономические зоны”. Оно создано весной
2006 г., и 100% акций ОАО принадлежат Российской
Федерации. ОАО является заказчиком- застройщиком
всех объектов.
Все процедуры, связанные с
выделением средств на проектирование
и строительство, обязательно проходят
по конкурсу в соответствии с законом
о закупках для государственных нужд.
В ОАО специально создано управление,
которое занимается организацией конкурсов,
а также административно-контрольное
управление, которое следит за соблюдением
всех процедур. Кроме того, есть внешние
контролирующие органы, которые будут
проверять зоны Росфиннадзор, Счетная
палата. Отслеживают, как идет строительство
в зонах, специальные вебкамеры, установленные
на всех площадках.
В каждом соглашении о создании
ОЭЗ, которое подписывается, в том числе
и субъектом Российской Федерации, оговариваются
объемы финансирования со стороны региона,
а также дополнительные обязательства
(например, по строительству местных дорог,
объектов социальной инфраструктуры).
В процессе создания ОЭЗ существуют
проблемы. В первую очередь это оформление
земельных участков для застройки зон.
Существуют пробелы в законодательстве,
и пока не отлажены все процедуры предоставления
земельных участков.
Но соответствующие поправки
в законы уже подготовлены. Заканчивается
передача земельных участков в аренду
ОАО “Особые экономические зоны” для
строительства инфраструктуры и объектов
в шести зонах промышленно-производственного
и технико-внедренческого типа.
Сложнее будет решать вопросы
с обустройством зон туристско-рекреационного
типа. Они обширны по территории и на этих
землях находятся не только участки государственной
или муниципальной собственности, но и
частные наделы. Все земельные вопросы
урегулированы только в Алтайском крае
в ОЭЗ “Бирюзовая Катунь”. ОЭЗ туристско-рекреационного
типа “Бирюзовая Катунь” стала стратегическим
проектом развития края, который может
изменить облик региона и сделать его
одним из ведущих центров туризма в России.
В зоне туристско-рекреационного
типа “Алтайская долина” в Республике
Алтай зарегистрировано девять резидентов.
“Алтайская долина” будет представлять
собой комплекс из искусственного озера
и трех искусственных островов, на которых
будут расположены гостиницы различных
классов, площадки для занятий активными
видами спорта, в числе которых сноуборд
и спортивный альпинизм, административно-деловой
и культурный центры, аквапарк, этнографическая
деревня и т.д. Общая площадь этой ОЭЗ составляет
856 га.
Еще предстоит решить вопросы
по природоохранным землям. Например,
часть территории ОЭЗ в Бурятии попадает
в особо охраняемую зону на Байкале, а
в Калининградской области рядом находится
национальный парк. Сейчас Минэкономразвития
вместе с министерством природных ресурсов
готовит поправки в законодательство.42
Особым экономическим зонам
понадобятся тысячи квалифицированных
кадров. В Татарстане и Липецкой области,
скорее всего, дефицита кадров не будет,
так же как и в технико-внедренческой зоне
в Зеленограде, который традиционно является
признанным центром микроэлектроники
России, однако в ТВЗ “Дубна” встанет
такой вопрос.
Особые туристические зоны,
созданные в конце 2006 г., уже в ближайшие
несколько лет станут курортами мирового
класса. Критериями отбора стали наличие
уникального природного объекта (например,
озеро Байкал); экономическая эффективность,
окупаемость проекта, его воздействие
на развитие региона. Регистрация резидентов
в туристско-рекреационных ОЭЗ была начата
во второй половине 2008 г. В настоящее время
в ОЭЗ данного типа уже зарегистрировано
18 резидентов (9 в ОЭЗ “Алтайская долина”
на территории Республики Алтай, 3 в ОЭЗ
“Байкальская гавань” на территории
Республики Бурятия, 6 в ОЭЗ “Бирюзовая
Катунь” на территории Алтайского края).
Государство выделило на строительство
инфраструктуры будущей туристско-рекреационной
зоны в Прибайкальском районе 10,5 млрд.
руб. За счет этих средств вокруг озера
будут построены дороги, ЛЭП, аэропорт,
порты и причалы.
Строительство туристско-рекреационной
зоны рассчитано до 2026 г. По прогнозам,
к указанному времени Республика Бурятия
сможет принимать до 112 млн. туристов в
год. Эксперты подсчитали: к 2026 г. доля
туризма в ВРП Бурятии составит 6%, а с учетом
мультипликативного эффекта 21,5%. Не стоит
забывать и о социальном эффекте. Будет
создано 15 тыс. рабочих мест только в сфере
туризма, а в смежных с туризмом отраслях
данный показатель составит уже 35 тыс.
рабочих мест8. Эффект от создания ОЭЗ
Туристско-рекреационного типа (к 2016 г.):
количество туристов 10 млн. в год; создание
рабочих мест более 155 тыс.; привлечение
частных инвестиций более 260 млрд. руб.9
Федеральное агентство по управлению
ОЭЗ (РосОЭЗ) подготовило предложения
по изменению функционирования зон в условиях
кризиса.
В 2008 г. в бюджете было выделено
17 млрд. руб. на создание ОЭЗ, все средства
использованы, в 2009 г. на 1 млрд. меньше.
Госрасходы снижаются на 15%, эта сумма
и будет сэкономлена.
Чтобы секвестировать госрасходы,
РосОЭЗ будет привлекать к созданию инфраструктуры
частных инвесторов. Сейчас всю инфраструктуру
строит государство. К финансированию
объектов инфраструктуры РосОЭЗ планирует
подключиться ВЭБ, чтобы заменить бюджетное
финансирование на кредитные ресурсы.
Госкорпорация будет кредитовать и РосОЭЗ,
и инвесторов. ВЭБ будет искать инвесторов.
Окончательный список зон и объектов,
которые могут быть построены через механизм
государственно-частного партнерства,
еще не утвержден. Основное преимущество
особых зон заключается именно в том, что
инфраструктуру строит государство. Налоговые
льготы почти не играют роли. Инвесторы
согласятся строить инфраструктуру, если
она быстро окупится: это возможно в промышленно-производственных
зонах. Желающие принять участие в строительстве
инфраструктурных объектов есть в ОЭЗ
в Тольятти по развитию автомобильного
кластера, а “Ростехнологии” заинтересованы
в проекте “Титановая долина” по производству
титана, магния и другой продукции в Свердловской
области.
Второй антикризисный механизм
развития ОЭЗ передать зоны на завершающем
этапе их создания в управление регионам.
Регионам будет сложно финансировать
зоны самостоятельно: например, на зону
“Алтайская долина” республика выделяет
около 2 млрд. руб. в год, а федеральный
бюджет 8 млрд. руб. Однако экономическую
зону в Елабуге, где уже практически создан
кластер автопрома, в ближайшие пару лет
предполагается передать в управление
региону Татарстану.
Обе меры затормозят развитие
части зон: сроки запуска зон, требующих
крупных государственных вложений, могут
быть перенесены. Если государство переложит
на бизнес не только создание инфраструктуры,
но и финансирование ее строительства,
возникнут трудности.43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной нами
работы можно сделать следующие выводы.
В научной литературе
отсутствует однозначное определение
СЭЗ. Это объясняется многообразием
их типов, различными целями и
выполняемыми функциями. В современных теоретических
работах экономистов и правоведов, посвященных
проблемам свободных экономических зон,
их сущность трактуется как инструмент
выборочного сокращения масштабов государственного
вмешательства в экономические процессы
или как уникальная форма государственно-частного
партнерства. При таком подходе свободная
зона - это не только и не столько обособленная
географическая территория, но скорее
часть национального экономического пространства,
где введена и применяется определенная
система льгот и стимулов для бизнеса,
не используемая в других его частях.
Учитывая существование большого
числа разновидностей СЭЗ, их классификацию
можно представить по функциональному
признаку деятельности основной массы хозяйствующих в зоне субъектов. По этой классификации
выделяют следующие типы зон: зоны свободной торговли, промышленно-производственные
зоны, технико-внедренческие зоны, сервисные
зоны. По степени связи зоны с национальной
экономикой СЭЗ делятся на зоны формирования
«открытого сектора» экономики страны,
зоны развития депрессивных районов и
отраслей, СЭЗ анклавного типа, зоны типа
экономических центров. По размерам и
способам организации СЭЗ делятся на территориальные
и режимные зоны. Льготы, предоставляемые
действующим в СЭЗ предприятиям, можно
разделить на три большие группы налоговые,
финансовые и административные льготы.
В мировой практике СЭЗ является
успешным инструментом оздоровления экономики.
Это является главным стимулом для их
образования. Создаваемые типы СЭЗ в развитых
и развивающихся странах различаются.
Так, например, США используют три вида СЭЗ: зоны
внешней торговли, предпринимательские
зоны и технологические парки.
В развивающихся странах наибольшее распространение
получили экспортно-производственные
зоны. Ярким примером здесь может служить
Мексика с ее экспортно-производственными
зонами, называемыми макиладорас. Основная цель макиладорас
– абсорбирование избыточной рабочей
силы в приграничных территориях и расширение
мексиканского экспорта, содействие развитию
промышленности, притоку зарубежных инвестиций
и передаче технологий.
Значительный и успешный опыт
развития СЭЗ накоплен в Китае. В Китае
существует несколько типов зон с особым
экономическим режимом: специальные экономические
зоны, зоны экономического и технологического
развития, зоны приграничного экономического
сотрудничества.
Процесс создания СЭЗ в нашей
стране начался в конце 1980-х гг. и продолжается
до сих пор. За это время было создано множество
Постановлений и Положений, призванных
регулировать СЭЗ на территории Российской
Федерации.
На пером этапе образования
СЭЗ в России происходило становление
самой идеи СЭЗ. Свободные зоны рассматривались
как элемент государственной внешнеэкономической
политики и способ стимулирования межгосударственных
отношений СССР с зарубежными партнерами.
По форме они должны были быть зонами совместного
предпринимательства.
В 1990-х Государственная концепция
свободных зон дополнилась рядом региональных
инициатив и количество СЭЗ стало расти
быстрыми темпами. Но они не были до конца
продуманы ни с точки зрения их реализуемости,
ни с точки зрения правовой базы, ни по
своим последствиям, поэтому зоны не были
привлекательны ни для потенциальных
иностранных инвесторов ни для российских
предпринимателей. В начале 1993 г. возникла
тенденция на ликвидацию "суперзон".
В 2005 г. был принят новый нормативный
документ – Федеральный закон «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации».
Этим законом заложена единая правовая
основа создания и функционирования ОЭЗ
на территории России: дано понятие ОЭЗ,
типы создаваемых ОЭЗ на территории России,
определена система управления ОЭЗ.
Законом определены три вида
ОЭЗ: промышленно-производственные (не
более 20 лет); технико-внедренческие (не
более 2 лет); туристко-рекреационные. В
2007 году приняты изменения в Закон об особых
экономических зонах, предусматривающие
создание еще одного вида экономических
зон – портовых.
Анализ функционирования свободных
экономических зон в РФ свидетельствует
о том, что данные формы пока еще не на
должном уровне выполняют свое основное
функциональное предназначение - быть
центрами динамичного экономического
роста, эффективного решения задач территориального
развития и на этой основе обеспечивать
сопряженное развитие других регионов.
Чтобы преодолеть эту проблему
наше государство должно решить следующие
задачи: создать теоретический научно
разработанный базис, инженерно-транспортную
инфраструктуру и облегчить режим администрирования.
В настоящее время эти задачи успешно
решаются, отлаживаются процедуры предоставления
земельных участков. Выделяются бюджетные
средства для строительства внешней инфраструктуры.
Таким образом, можно сказать,
что при успешном решении всех проблем,
связанных с функционированием СЭЗ, они
могут внести значительный вклад в развитие
российской экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Положение о свободной экономической
зоне в районе г. Находки Приморского края.
Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
Положение о свободной экономической
зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь").Утверждено постановлением СМ
РСФСР от 25.09.91 г. N 497.
Постановление ВС РСФСР от 14.07.90
г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
Постановление ВС РСФСР от 13.09.90
г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об
иностранных инвестициях в РСФСР".
Письмо Госналогслужбы РФ от
29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01
"О налогообложении предприятий, расположенных
в свободных экономических зонах".
Указ Президента РФ от 27.09.93
г. N 1466 "О совершенствовании работы
с иностранными инвестициями".
Авдокушин Е.Ф.. Международные экономические отношения: Учебник/ Е.Ф. Авдокушин. – М.: Экономистъ, 2003. С 366.
Алпатова Э.С.. Свободные экономические
зоны. Теоретические аспекты исследования
/ Алпатова Э. С. // Актуальные проблемы
экономики и права. 2008. № 3. С. 4-13.
Баженова Ю.В.. Экономический механизм функционирования ОЭЗ в России./ Баженова Ю.В.// Экономические науки.2003.№8. С. 23-28)
Глуховский М.. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность./ Глуховский. М.//-Деловые люди. 1994. №3. С. 32-39.
Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. С 485 .
Зарук Н.Ф. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности / Н. Ф. Зарук, А. В. Носов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 6. С. 7-10.
Зарук Н.Ф.. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности /. Зарук Н. Ф,. Носов А. В // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 6. С. 7-10.
Зименков Р.И.. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для вузов / Зименков Р.И.. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 223 .
Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции:
Учебное пособие/ Л.А. Зубченко. – М.: Книгодел, 2010. С 184.
Иванов А.В., Антонова Н.В. Международные
экономические отношения: Конспект лекций/А.В.
Иванов, Н.В. Антонова. – М.: А-Приор, 2011.
С 144.
Игнатов В., Бутов В.. Свободные
экономические зоны. М.: Ось-89, 2004. С. 256
Кабир Л.С.. Организация офшорного бизнеса. М.: Инфра-М, 2005. С.215
Камшибаев Е.Е. Специальные экономические зоны: опыт США/ Камшибаев Е.Е // Вестник
КАСУ. 2008. №4. С. 5-58.
Клим И.В.. Свободная экономическая
зона как институт инновационного развития
экономики /. Клим И. В // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 4. С. 26-33.
Коробова О.В., Наумова Н.В.. История
создания свободных экономических зон
в России: проблемы и перспективы/О.В. Коробова,
Н.В. Наумова //Социально-экономические
явления и процессы. 2010.№6. С. 92-96.
Костюнина Г.М. Промышленно-производственные
зоны в зарубежной практике (на примере
Мексики)/ Г.М. Костюнина.// Российский внешнеэкономический
вестник. 2008. №9. С. 36-48
Котляров Н.Н., Гао Тяймин. Экономические аспекты функционирования особых экономических зон в условиях глобализации (на примере Китая)/ Н.Н. Котляров, Гао Тяймин// Российский внешнеэкономический вестник. 2009.№6. С. 10-23.
Лайченкова Н.Н.. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации /. Лайченкова Н. Н // Современный бухучет. Москва, 2006. № 4. С. 10-13
Петрунин В.В. Особенности создания
и налогообложения свободных экономических
зон в России/ В.В. Петрунин //Финансовые
и бухгалтерские консультации. 2010. №7.
С.23-29
Приходько С. В., Воловик Н. П.
Особые экономические зоны / С. В. Приходько,
Н. П. Воловик. – М. : ИЭПП, 2007. – 268 с
Пузакова Е.П.. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.368.
Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые
экономические зоны в России: Правовое
регулирование/ А.В. Пушкин, И.Г. Богданов.
– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С 228.
Семенов Г.. Развитие свободных
и оффшорных зон. - Российский экономический
журнал, 2005, N 11, С.34-44.
Семенов К.А. Международные
экономические отношения: Курс лекций/
К.А. Семенов. – М.: Гардарики, 2000г. С. 336 .
Сидоренко Ю., Клепиков А.. Особые
экономические зоны в России: результаты
и перспективы / Сидоренко Ю., Клепиков
А // Проблемы теории и практики управления.
2010. № 3. С. 8-13.
Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон/ Н. Смородинская // Экономика и жизнь. 1997. №12. С. 10-23.
Смородинская П.,.Капустин А.. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, N 12, С. 126-140.
Торкунов А.В., Тюлин И.Г., Мельвиль А.Ю.. Современные международные отношения и мировая политика. – М.: Просвещение, 2004
Хачатурян А.А.. Иностранные
инвестиции: Учебное пособие/ А.А. Хачатурян.
– М.: Центр дистанционных образовательных
технологий МИЭМП, 2010. С 253.
Яблокова С.А.. Мировая экономика. / Яблокова С.А . М.: Приор, 2005. С.357.
Официальный сайт
журнала «Проблемы местного самоуправления»[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-12.htm, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус.