Роль СЭЗ в развитии экономики: мировой опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов создания и функционирования СЭЗ в рамках современного мирового хозяйства. Достижение поставленной нами цели, предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и основные признаки СЭЗ;
- рассмотреть основные подходы к классификации СЭЗ;
- выявить особенности применения практики СЭЗ в различных странах;
- проследить этапы развития ОЭЗ в РФ;
- рассмотреть современное состояние ОЭЗ в современной национальной экономике;
- определить направления развития ОЭЗ в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……3
ГЛАВА 1. СЭЗ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ
§ 1.1 Сущность и типология СЭЗ……………………...………6
§ 1.2 Особенности функционирования СЭЗ в различных странах………..12
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ
§ 2.1. История возникновения и анализ современного состояния СЭЗ в России …………..20
§ 2.2 Возможные пути развития отечественных СЭЗ…………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………..……………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………...37

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 96.72 Кб (Скачать файл)

Деньги из федерального бюджета для создания инфраструктуры внутри зон вносятся в уставный капитал ОАО “Особые экономические зоны”. Оно создано весной 2006 г., и 100% акций ОАО принадлежат Российской Федерации. ОАО является заказчиком- застройщиком всех объектов.

Все процедуры, связанные с выделением средств на проектирование и строительство, обязательно проходят по конкурсу в соответствии с законом о закупках для государственных нужд.

В ОАО специально создано управление, которое занимается организацией конкурсов, а также административно-контрольное управление, которое следит за соблюдением всех процедур. Кроме того, есть внешние контролирующие органы, которые будут проверять зоны Росфиннадзор, Счетная палата. Отслеживают, как идет строительство в зонах, специальные вебкамеры, установленные на всех площадках.

В каждом соглашении о создании ОЭЗ, которое подписывается, в том числе и субъектом Российской Федерации, оговариваются объемы финансирования со стороны региона, а также дополнительные обязательства (например, по строительству местных дорог, объектов социальной инфраструктуры).

В процессе создания ОЭЗ существуют проблемы. В первую очередь это оформление земельных участков для застройки зон. Существуют пробелы в законодательстве, и пока не отлажены все процедуры предоставления земельных участков.

Но соответствующие поправки в законы уже подготовлены. Заканчивается передача земельных участков в аренду ОАО “Особые экономические зоны” для строительства инфраструктуры и объектов в шести зонах промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

Сложнее будет решать вопросы с обустройством зон туристско-рекреационного типа. Они обширны по территории и на этих землях находятся не только участки государственной или муниципальной собственности, но и частные наделы. Все земельные вопросы урегулированы только в Алтайском крае в ОЭЗ “Бирюзовая Катунь”. ОЭЗ туристско-рекреационного типа “Бирюзовая Катунь” стала стратегическим проектом развития края, который может изменить облик региона и сделать его одним из ведущих центров туризма в России.

В зоне туристско-рекреационного типа “Алтайская долина” в Республике Алтай зарегистрировано девять резидентов. “Алтайская долина” будет представлять собой комплекс из искусственного озера и трех искусственных островов, на которых будут расположены гостиницы различных классов, площадки для занятий активными видами спорта, в числе которых сноуборд и спортивный альпинизм, административно-деловой и культурный центры, аквапарк, этнографическая деревня и т.д. Общая площадь этой ОЭЗ составляет 856 га.

Еще предстоит решить вопросы по природоохранным землям. Например, часть территории ОЭЗ в Бурятии попадает в особо охраняемую зону на Байкале, а в Калининградской области рядом находится национальный парк. Сейчас Минэкономразвития вместе с министерством природных ресурсов готовит поправки в законодательство.42

Особым экономическим зонам понадобятся тысячи квалифицированных кадров. В Татарстане и Липецкой области, скорее всего, дефицита кадров не будет, так же как и в технико-внедренческой зоне в Зеленограде, который традиционно является признанным центром микроэлектроники России, однако в ТВЗ “Дубна” встанет такой вопрос.

Особые туристические зоны, созданные в конце 2006 г., уже в ближайшие несколько лет станут курортами мирового класса. Критериями отбора стали наличие уникального природного объекта (например, озеро Байкал); экономическая эффективность, окупаемость проекта, его воздействие на развитие региона. Регистрация резидентов в туристско-рекреационных ОЭЗ была начата во второй половине 2008 г. В настоящее время в ОЭЗ данного типа уже зарегистрировано 18 резидентов (9 в ОЭЗ “Алтайская долина” на территории Республики Алтай, 3 в ОЭЗ “Байкальская гавань” на территории Республики Бурятия, 6 в ОЭЗ “Бирюзовая Катунь” на территории Алтайского края).

Государство выделило на строительство инфраструктуры будущей туристско-рекреационной зоны в Прибайкальском районе 10,5 млрд. руб. За счет этих средств вокруг озера будут построены дороги, ЛЭП, аэропорт, порты и причалы.

Строительство туристско-рекреационной зоны рассчитано до 2026 г. По прогнозам, к указанному времени Республика Бурятия сможет принимать до 112 млн. туристов в год. Эксперты подсчитали: к 2026 г. доля туризма в ВРП Бурятии составит 6%, а с учетом мультипликативного эффекта 21,5%. Не стоит забывать и о социальном эффекте. Будет создано 15 тыс. рабочих мест только в сфере туризма, а в смежных с туризмом отраслях данный показатель составит уже 35 тыс. рабочих мест8. Эффект от создания ОЭЗ Туристско-рекреационного типа (к 2016 г.): количество туристов 10 млн. в год; создание рабочих мест более 155 тыс.; привлечение частных инвестиций более 260 млрд. руб.9 Федеральное агентство по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ) подготовило предложения по изменению функционирования зон в условиях кризиса.

В 2008 г. в бюджете было выделено 17 млрд. руб. на создание ОЭЗ, все средства использованы, в 2009 г. на 1 млрд. меньше. Госрасходы снижаются на 15%, эта сумма и будет сэкономлена.

Чтобы секвестировать госрасходы, РосОЭЗ будет привлекать к созданию инфраструктуры частных инвесторов. Сейчас всю инфраструктуру строит государство. К финансированию объектов инфраструктуры РосОЭЗ планирует подключиться ВЭБ, чтобы заменить бюджетное финансирование на кредитные ресурсы. Госкорпорация будет кредитовать и РосОЭЗ, и инвесторов. ВЭБ будет искать инвесторов. Окончательный список зон и объектов, которые могут быть построены через механизм государственно-частного партнерства, еще не утвержден. Основное преимущество особых зон заключается именно в том, что инфраструктуру строит государство. Налоговые льготы почти не играют роли. Инвесторы согласятся строить инфраструктуру, если она быстро окупится: это возможно в промышленно-производственных зонах. Желающие принять участие в строительстве инфраструктурных объектов есть в ОЭЗ в Тольятти по развитию автомобильного кластера, а “Ростехнологии” заинтересованы в проекте “Титановая долина” по производству титана, магния и другой продукции в Свердловской области.

Второй антикризисный механизм развития ОЭЗ передать зоны на завершающем этапе их создания в управление регионам. Регионам будет сложно финансировать зоны самостоятельно: например, на зону “Алтайская долина” республика выделяет около 2 млрд. руб. в год, а федеральный бюджет 8 млрд. руб. Однако экономическую зону в Елабуге, где уже практически создан кластер автопрома, в ближайшие пару лет предполагается передать в управление региону Татарстану.

Обе меры затормозят развитие части зон: сроки запуска зон, требующих крупных государственных вложений, могут быть перенесены. Если государство переложит на бизнес не только создание инфраструктуры, но и финансирование ее строительства, возникнут трудности.43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной нами работы можно сделать следующие выводы.

 В научной литературе  отсутствует однозначное определение  СЭЗ. Это объясняется многообразием  их типов, различными целями и  выполняемыми функциями. В современных теоретических работах экономистов и правоведов, посвященных проблемам свободных экономических зон, их сущность трактуется как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. При таком подходе свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

Учитывая существование большого числа разновидностей СЭЗ, их классификацию можно представить по функциональному признаку деятельности основной массы хозяйствующих в зоне субъектов. По этой классификации выделяют следующие типы зон: зоны свободной торговли, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие зоны, сервисные зоны. По степени связи зоны с национальной экономикой СЭЗ делятся на зоны формирования «открытого сектора» экономики страны, зоны развития депрессивных районов и отраслей, СЭЗ анклавного типа, зоны типа экономических центров. По размерам и способам организации СЭЗ делятся на территориальные и режимные зоны. Льготы, предоставляемые действующим в СЭЗ предприятиям, можно разделить на три большие группы налоговые, финансовые и административные льготы.

В мировой практике СЭЗ является успешным инструментом оздоровления экономики. Это является главным стимулом для их образования. Создаваемые типы СЭЗ в развитых и развивающихся странах различаются. Так, например, США используют три вида СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.

 В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны. Ярким примером здесь может служить Мексика с ее экспортно-производственными зонами, называемыми макиладорас. Основная цель макиладорас – абсорбирование избыточной рабочей силы в приграничных территориях и расширение мексиканского экспорта, содействие развитию промышленности, притоку зарубежных инвестиций и передаче технологий.

Значительный и успешный опыт развития СЭЗ накоплен в Китае. В Китае существует несколько типов зон с особым экономическим режимом: специальные экономические зоны, зоны экономического и технологического развития, зоны приграничного экономического сотрудничества.

Процесс создания СЭЗ в нашей стране начался в конце 1980-х гг. и продолжается до сих пор. За это время было создано множество Постановлений и Положений, призванных регулировать СЭЗ на территории Российской Федерации.

На пером этапе образования СЭЗ в России происходило становление самой идеи СЭЗ. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства.

В 1990-х Государственная концепция свободных зон дополнилась рядом региональных инициатив и количество СЭЗ стало расти быстрыми темпами. Но они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни с точки зрения правовой базы, ни по своим последствиям, поэтому зоны не были привлекательны ни для потенциальных иностранных инвесторов ни для российских предпринимателей. В начале 1993 г. возникла тенденция на ликвидацию "суперзон".

В 2005 г. был принят новый нормативный документ – Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этим законом заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России: дано понятие ОЭЗ, типы создаваемых ОЭЗ на территории России, определена система управления ОЭЗ.

Законом определены три вида ОЭЗ: промышленно-производственные (не более 20 лет); технико-внедренческие (не более 2 лет); туристко-рекреационные. В 2007 году приняты изменения в Закон об особых экономических зонах, предусматривающие создание еще одного вида экономических зон – портовых.

Анализ функционирования свободных экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение - быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.

Чтобы преодолеть эту проблему наше государство должно решить следующие задачи: создать теоретический научно разработанный базис, инженерно-транспортную инфраструктуру и облегчить режим администрирования. В настоящее время эти задачи успешно решаются, отлаживаются процедуры предоставления земельных участков. Выделяются бюджетные средства для строительства внешней инфраструктуры.

Таким образом, можно сказать, что при успешном решении всех проблем, связанных с функционированием СЭЗ, они могут внести значительный вклад в развитие российской экономики.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
  2. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь").Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.
  3. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
  4. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
  5. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
  6. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".
  7. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".
  8. Авдокушин Е.Ф.. Международные экономические отношения: Учебник/ Е.Ф. Авдокушин. – М.: Экономистъ, 2003. С 366.
  9. Алпатова Э.С.. Свободные экономические зоны. Теоретические аспекты исследования / Алпатова Э. С. // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 3. С. 4-13.
  10. Баженова Ю.В.. Экономический механизм функционирования ОЭЗ в России./ Баженова Ю.В.// Экономические науки.2003.№8. С. 23-28)
  11. Глуховский М.. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность./ Глуховский. М.//-Деловые люди. 1994. №3. С. 32-39.
  12. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. С 485 .
  13. Зарук Н.Ф. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности / Н. Ф. Зарук, А. В. Носов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 6. С. 7-10.
  14. Зарук Н.Ф.. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности /. Зарук Н. Ф,. Носов А. В // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 6. С. 7-10.
  15. Зименков Р.И.. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для вузов / Зименков Р.И.. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 223 .
  16. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие/ Л.А. Зубченко. – М.: Книгодел, 2010. С 184.
  17. Иванов А.В., Антонова Н.В. Международные экономические отношения: Конспект лекций/А.В. Иванов, Н.В. Антонова. – М.: А-Приор, 2011. С 144.
  18. Ивасенко А.Г.,Никонова Я.И.. Иностранные инвестиции. Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова . – м.: КноРус, 2011.С. 112.
  19. Игнатов В., Бутов В.. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 2004. С. 256
  20. Кабир Л.С.. Организация офшорного бизнеса. М.: Инфра-М, 2005. С.215
  21. Камшибаев Е.Е. Специальные экономические зоны: опыт США/ Камшибаев Е.Е // Вестник КАСУ. 2008. №4. С. 5-58.
  22. Клим И.В.. Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики /. Клим И. В // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 4. С. 26-33.
  23. Коробова О.В., Наумова Н.В.. История создания свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы/О.В. Коробова, Н.В. Наумова //Социально-экономические явления и процессы. 2010.№6. С. 92-96.
  24. Костюнина Г.М. Промышленно-производственные зоны в зарубежной практике (на примере Мексики)/ Г.М. Костюнина.// Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №9. С. 36-48
  25. Котляров Н.Н., Гао Тяймин. Экономические аспекты функционирования особых экономических зон в условиях глобализации (на примере Китая)/ Н.Н. Котляров, Гао Тяймин// Российский внешнеэкономический вестник. 2009.№6. С. 10-23.
  26. Лайченкова Н.Н.. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации /. Лайченкова Н. Н // Современный бухучет. Москва, 2006. № 4. С. 10-13
  27. Петрунин В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России/ В.В. Петрунин //Финансовые и бухгалтерские консультации. 2010. №7. С.23-29
  28. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны / С. В. Приходько, Н. П. Воловик. – М. : ИЭПП, 2007. – 268 с
  29. Пузакова Е.П.. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.368.
  30. Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России: Правовое регулирование/ А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С 228.
  31. Семенов Г.. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2005, N 11, С.34-44.
  32. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций/ К.А. Семенов. – М.: Гардарики, 2000г. С. 336 .
  33. Сидоренко Ю., Клепиков А.. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы / Сидоренко Ю., Клепиков А // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 3. С. 8-13.
  34. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон/ Н. Смородинская // Экономика и жизнь. 1997. №12. С. 10-23.
  35. Смородинская П.,.Капустин А.. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, N 12, С. 126-140.
  36. Торкунов А.В., Тюлин И.Г., Мельвиль А.Ю.. Современные международные отношения и мировая политика. – М.: Просвещение, 2004
  37. Хачатурян А.А.. Иностранные инвестиции: Учебное пособие/ А.А. Хачатурян. – М.: Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010. С 253.
  38. Яблокова С.А.. Мировая экономика. / Яблокова С.А . М.: Приор, 2005. С.357.
  39. Официальный сайт журнала «Проблемы местного самоуправления»[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-12.htm, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

Информация о работе Роль СЭЗ в развитии экономики: мировой опыт и российская практика