Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа
Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.
Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы
ПЛАН
Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы
ФЕДеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Петербургский
государственный университет
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Дисциплина: Микроэкономика
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: РОССИЙСКИЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС
Выполнила студентка
Факультета экономики и социального управления
группы МНБ- 207
Кулешова Карина
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ 2012
Содержание
Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого
предпринимательства, и их роль в современной
экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса.
Предпринимательство, бизнес — самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном
законом порядке.
Малый бизнес – это совокупность микропредприятий
и малых предприятий, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.
Основная цель данной работы состоит
в том, чтобы охарактеризовать малое
предпринимательство в России на
современном этапе его
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Какое именно предприятие правомерно
квалифицировать как малое?
Само понятие «малое», должно предполагать
упор на количественные характеристики,
которые наиболее часто используются
для определения размеров малого предприятия
( численность занятых, объем годового
оборота, размер уставного капитала, участие
в капитале предприятия иных фирм и организаций
и т.д.).
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная
и наиболее типичная форма организации
экономической жизни общества со
своими отличительными особенностями,
преимуществами и недостатками, закономерностями
развития.
Функционирование на локальном рынке,
быстрое реагирование на изменение конъюнктуры
этого рынка, непосредственная связь с
потребителем, узкая специализация на
определенном сегменте рынка товаров
и услуг, возможность начать собственное
дело с относительно малым стартовым капиталом
- все эти черты малого предприятия являются
его достоинствами, повышающим устойчивость
на внутреннем рынке, но при определенных
условиях становятся недостатками, сдерживающими
его развитие. С одной стороны, быстрое
реагирование малого предприятия на изменения
условий функционирования делает его
более мобильным и приспосабливаемым,
а с другой - зависимым от конъюнктуры
рынка, динамики внешних социально - экономических
и политических условий. Относительно
небольшой капитал сужает рамки производства,
ограничивает возможность привлечения
дополнительных ресурсов (научно-технических,
финансовых, производственных, трудовых
и т.д.). Ограниченные масштабы производства
и небольшое количество занятых обуславливают
простоту и эффективность управления
предприятием. Однако характерное для
малого предприятия совмещение функций
собственника и менеджера в лице хозяина
предприятия, установление личных связей
с работниками предприятия, неформальный
стиль управления, снижая управленческие
издержки, могут привести - и часто приводят
- к самоэксплуатации и сверхурочным работам.
Неустойчивость малого предприятия в
силу ограниченности ресурсов гораздо
выше, чем у крупных и средних предпринимательских
структур.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества; неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий; стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.
Наряду со всем этим для малых предприятий характерны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.
Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России