Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Российский малый бизнес. Курсовая.docx

— 150.57 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение

Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике

1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России

1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России

 

Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике

2.2 Государственное регулирование малого бизнеса

 

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России

Заключение

Список литературы

 

ФЕДеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Петербургский  государственный университет путей  сообщения»

(ФГБОУ ВПО  ПГУПС)


Дисциплина: Микроэкономика

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: РОССИЙСКИЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

Факультета экономики  и социального управления

группы МНБ- 207

  

Кулешова Карина

 

                                                                                                                    Дата, подпись    ______________  / ………………./

 

 

 

 

 

САНКТ- ПЕТЕРБУРГ 2012

 

 

Содержание

Введение 
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике

1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России

1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России

 

Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике

2.2 Государственное регулирование малого бизнеса

 

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса.

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. 
Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Поскольку экономика Российской Федерации  в большой степени зависит  от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален  и гибко маневрирует на конъюнктуру  рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста  национальной экономики, и на его  пути возникает множество проблем  – это, прежде всего: не эффективная  законодательная база, высокая налоговая  нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как  для всей экономики государства  в целом, так и для каждого  гражданина в отдельности. Ведь малый  бизнес влияет на все сферы нашей  жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и  т.д. Из этого следует, что государству  необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

 

Основная цель данной работы состоит  в том, чтобы охарактеризовать малое  предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности  и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

 

 

Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике

 

    1. Характеристика и особенности малого бизнеса в России

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Какое именно предприятие правомерно квалифицировать как малое? 
Само понятие «малое», должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия ( численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.).

  • Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.
  • Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн. рублей.
  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.  
    Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна 25 %  (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям , либо государственными, бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или государственными.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная  и наиболее типичная форма организации  экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. 
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых  предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества; неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий; стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии  и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Малые предприятия  наиболее динамично осваивают новые  виды продукции и экономические  ниши, развиваются в отраслях, менее  привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость  оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.

Наряду со всем этим для малых предприятий  характерны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

 

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

  • Низкий процент венчурной специализации.В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. 
  • Низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства. 
  • Постоянная нехватка финансирования.Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса.

  Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

  • Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

  • Гибкость малого бизнеса Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности. 
  • Экономичность малого бизнеса.Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса. 
  • Узкая специализация малого бизнеса.Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения. 
  • Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

 

 

 

 

1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России

Информация о работе Российский малый бизнес