Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа
Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.
Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы
Сектор малого предпринимательства
является неотъемлемым, объективно необходимым
элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика
и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Хотя «лицо» любого развитого государства
составляют крупные корпорации, а наличие
мощной экономической силы - крупного
капитала в значительной мере определяет
уровень научно - технического и производственного
потенциала, подлинной основой жизни стран
с рыночной системой хозяйствования является
малое предпринимательство как наиболее
массовая, динамичная и гибкая форма деловой
жизни. Именно в секторе малого предпринимательства
создается и циркулирует основная масса
национальных ресурсов, которые являются
питательной средой для среднего и крупного
бизнеса.
Социальная значимость малых предприятий
определяется массовостью группы мелких
собственников - владельцев малых предприятий
и их наемных работников, общая
численность которых является одной
из наиболее существенных характеристик
любой страны с развитой рыночной
экономикой.
Именно эта группа деятельного населения
обслуживает основную массу потребителей,
производя комплекс продуктов и услуг
в соответствии с быстро изменяющимися
требованиями рынка.
Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:
1.Значительно и без
2.Принять активное участие в
конверсии через подключение
к сети кооперационных связей
и использование
3.Приблизить производство товаров
и услуг к потребителю, помочь выравниванию
условий жизни в населенных пунктах различных
масштабов;
4.Вовлечь в производство
5.Создать благоприятные предпосылки для
трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся
на крупных предприятиях ( в первую очередь,
относящихся в
ВПК);
6.Ускорить демонополизацию производства,
развитие конкуренции, оптимизацию размерной
структуры рыночных субъектов;
7.Послужить источником
Место малых предприятий
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1). Как видно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.
Таблица 1.1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах.
Страна |
Число малых и средних фирм |
Численность занятых, млн. чел. |
Доля малых и средних фирм, % | ||
Тыс. ед. |
В расчете на 1 тыс. жителей |
В общей численности занятых |
В ВВП | ||
Великобритания Германия Италия Франция Страны ЕС США Япония Россия |
2930 2290 3920 1980 15777 19300 6450 836,6 |
46 37 68 35 45 74,2 49,6 5,65 |
13,6 18,5 16,8 15,2 68 70,2 39,5 8,1 |
49 46 73 54 72 54 78 9,6 |
50-53 50-54 57-60 55-62 63-67 50-52 52-55 10-11 |
К сожалению, за последние годы существенного
изменения ситуации в России не произошло.
По данным, на конец 2004 — начало 2005 г. общее
число малых предприятий составило 953,1
тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей —
6,64; численность занятых в них (в среднем
за 2004 г.) — 7815 тыс. чел.3, или 10,7% экономически
активного населения страны. По численности
работников в 2004 г. промышленность и строительство
занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7
и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд,
недостаточно. Наибольший удельный вес
по численности имеют торговля и общественное
питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%).
При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса.
От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства.
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
Сравнительный анализ состояния малых
предприятий в Российской Федерации
показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется
абсолютное уменьшение объемов оборота,
численности занятых и
Анализ распределения числа
зарегистрированных малых предприятий
по видам экономической
При проведении анализ специфики кризисных
явлений и специфики малого бизнеса
позволяет выделить следующие проблемные
и уязвимые точки субъектов малого
предпринимательства Российской Федерации.
(см. Табл.1)
Таблица1
Проблемы субъектов малого предпринимательства
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) |
Проблемные точки | |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг |
отсутствие доступа к | |
Субъекты МП, производящие продукцию
для средних и крупных |
снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов | |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги |
снижение спроса на услуги, риск неплатежей | |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала-середины года | |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле |
повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию | |
Субъекты МП, действующие в сфере
общественного питания и |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий | |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий | |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу |
2008 г. повышение конкуренции за
государственный и |
|
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства |
отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
|
Все субъекты МП |
административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие доступа к
- отсутствие свободного доступа
к займам государственных и
муниципальных фондов
- снижение спроса на продукцию,
при неизменном уровне
- риск неплатежей от
В соответствии с программой антикризисных
мер принятие закона, позволяющего
образовательным и научным
Доминирующая часть
в рыболовстве и рыбоводстве
– 21,1%, в сельском хозяйстве
17,4%, в торговле – 16,4% и в
промышленности – 6,1%. В российской
экономике структура оборота
малых предприятий почти на 55%
формировалась предприятиями
Таблица 2
Оборот малых предприятий по
видам экономической
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России. Это хорошо просматривается на рисунки Изменения объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам. (см. Рис.1).
Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий. (см. Табл.3).
Рис.1. Изменение объемов оборота
малых предприятий к
Изменение структуры инвестиций в
основной капитал малых предприятий
в территориальном разрезе в I
квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года определялось
повышением доли Центрального, Южного
и Уральского федеральных округов
при значительном сокращении инвестиционной
поддержки малого бизнеса в Приволжском
и Сибирском федеральных
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.