Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Российский малый бизнес. Курсовая.docx

— 150.57 Кб (Скачать файл)

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. 
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Социальная значимость малых предприятий  определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий  и их наемных работников, общая  численность которых является одной  из наиболее существенных характеристик  любой страны с развитой рыночной экономикой. 
Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Экономическое значение малых предприятий  объективно возрастает в силу того, что они призваны:

1.Значительно и без существенных  капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую  очередь для беднейших слоев,  составляющих ныне большинство  населения) с использованием местных  источников сырья;

2.Принять активное участие в  конверсии через подключение  к сети кооперационных связей  и использование высвобождающихся  ресурсов; 
 
3.Приблизить   производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;

 
4.Вовлечь в производство часть  материальных и финансовых средств  населения, ранее использовавшихся  исключительно для личного потребления; 
5.Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся в 
ВПК); 
6.Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;

7.Послужить источником ощутимых  бюджетных поступлений. 

Место малых предприятий предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково  вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики  и других факторов.

Малый бизнес играет важную роль в  развитии экономики многих стран. В  странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и  средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1). Как видно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.

Таблица 1.1. Масштабы развития предприятий  малого бизнеса в России и в  зарубежных странах.

Страна

Число малых и средних  фирм

Численность занятых, млн. чел.

Доля малых и средних  фирм, %

Тыс. ед.

В расчете на 1 тыс. жителей

В общей численности занятых

В ВВП

Великобритания

Германия

Италия

Франция

Страны ЕС

США

Япония

Россия

2930

2290

3920

1980

15777

19300

6450

836,6

46

37

68

35

45

74,2

49,6

5,65

13,6

18,5

16,8

15,2

68

70,2

39,5

8,1

49

46

73

54

72

54

78

9,6

50-53

50-54

57-60

55-62

63-67

50-52

52-55

10-11


 
К сожалению, за последние годы существенного  изменения ситуации в России не произошло. По данным, на конец 2004 — начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г.) — 7815 тыс. чел.3, или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%).

При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных  отраслях почти не меняется.

Приведенные данные позволяют сделать  вывод о том, что в нашей  стране велики резервы роста предприятий  малого бизнеса.

От темпов роста этой сферы хозяйственной  деятельности в ближайшие годы в  России будут зависеть развитие экономики  в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным  предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода  к определению места и роли предприятий малого бизнеса в  экономике. В данной сфере кроются  большие резервы, которые можно  поставить и на службу России.

Все вышеизложенное, позволяет сделать  вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической  и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны  государства.

 

 

Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

 

2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике

Сравнительный анализ состояния малых  предприятий в Российской Федерации  показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется  абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у субъектов  предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно  ориентированы на стимулирование роста  числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение  доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически  отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих  малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационной - производственной структуры российской экономики.

Анализ распределения числа  зарегистрированных малых предприятий  по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело  в результате к сокращению числа  рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При  снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов  работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось  на 141,0 тыс. человек.

При проведении анализ специфики кризисных  явлений и специфики малого бизнеса  позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации. (см. Табл.1) 

Таблица1  
Проблемы субъектов малого предпринимательства

Категория субъектов малого предпринимательства (МП)

Проблемные точки

Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг

отсутствие доступа к банковскому  финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий  кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных  услуг ростовщиков и организованных преступных группировок

Субъекты МП, производящие продукцию  для средних и крупных предприятий

снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги

снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие в сфере  строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)

снижение спроса на продукцию и  услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли  быть закуплены по высоким ценам  начала-середины года

Субъекты МП, действующие в оптовой  и розничной торговле

повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе  снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие в сфере  общественного питания и ресторанном  бизнесе

снижение спроса на продукцию и  услуги, снижение рентабельности и  ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, оказывающие услуги в  сфере транспорта

снижение спроса на продукцию и  услуги, снижение рентабельности и  ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу

2008 г. повышение конкуренции за  государственный и муниципальный  заказ

 

Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства

отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

 

Все субъекты МП

административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

 

 

Основные существующие или возможные  проблемы у субъектов малого предпринимательства  носят финансовый характер:

- отсутствие оборотных средств;

- отсутствие доступа к банковским  кредитным услугам, как для  решения проблемы с оборотными  средствами, так и для реализации  начатых или намеченных инвестиционных  проектов;

- отсутствие свободного доступа  к займам государственных и  муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства в  связи с малыми размерами их  финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих  фондов;

- снижение спроса на продукцию,  при неизменном уровне издержек  грозит ухудшением показателей  оборачиваемости капитала, снижением  нормы прибыли и рентабельности  бизнеса;

- риск неплатежей от контрагентов  отказ от работы с некоторыми  контрагентами, снижение прибыли,  повышение рисков «затоваривания».

В соответствии с программой антикризисных  мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства  выпускников учреждений профессионального  образования, а также будет способствовать распространению практики целевой  контрактной подготовки студентов  старших курсов на основе договоров  с предприятиями.

Доминирующая часть предприятий  и рабочих мест в малом бизнесе  приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия  торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась  на 229,9 тыс. человек. При этом падение  численности занятых наблюдалось  практически во всех федеральных  округах и по всем видам экономической  деятельности и сопровождалось сокращением  масштабов выпуска продукции  и услуг. По большинству видов  деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется  или абсолютное уменьшение объемов  оборота малых предприятий, или  резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего  периода. Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов  строительства на 19,3% , оборота розничной  торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие  на характер функционирования малых  предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий  составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8%,

 в рыболовстве и рыбоводстве  – 21,1%, в сельском хозяйстве  17,4%, в торговле – 16,4% и в  промышленности – 6,1%. В российской  экономике структура оборота  малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой  и розничной торговли, и изменение  ситуации на внутреннем потребительском  и оптовом рынках оказывало  доминирующее влияние на позиции  малого бизнеса. (см. Табл.2)

Таблица 2

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах в млрд. руб., без микропредприятий.

В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий  малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов  оборота малых предприятий в  целом по России. Это хорошо просматривается  на рисунки Изменения объемов  оборота малых предприятий к  предыдущему кварталу по федеральным  округам. (см. Рис.1).

Свертывание масштабов экономической  деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем  инвестиций в основной капитал в  целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным  и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более  чем на 40% – зафиксировано в  сегменте малых предприятий. (см. Табл.3).

Рис.1. Изменение объемов оборота  малых предприятий к предыдущему  кварталу по федеральным округам  в 2008-2009 гг., в действующих ценах, в млрд. руб.

Изменение структуры инвестиций в  основной капитал малых предприятий  в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов  при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском  и Сибирском федеральных округах. (см. Рис.2).

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической  деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и  оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а  сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных  мер является поддержка малого и  среднего предпринимательства. На эти  цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.

Информация о работе Российский малый бизнес