Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Российский малый бизнес. Курсовая.docx

— 150.57 Кб (Скачать файл)

 

В краткосрочном плане можно  прогнозировать хорошие перспективы  для малого бизнеса в сфере  товаров и услуг массового  спроса, а также предприятий, обслуживающих  государственные нужды. Бизнес с  дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более  комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можно выделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.

 

В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый  бизнес в силу своей природы очень  легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

 

Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро - и малого бизнеса.

В первую очередь, возникают предприятия  сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был  дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания. Очевидной особенностью нынешнего периода является острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналов финансирования и рост стоимости ресурсов привел к нескольким важным последствиям: некоему отрезвлению рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессов и отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов. В частности, открытого бартера.

 

Также хотелось бы выделить перспективы  малого бизнеса:

- развитие высокотехнологичных  предприятий малого бизнеса;

- развитие бизнеса в сфере  туризма и индустрии гостеприимства;

- развития бизнеса по оказанию  транспортных и логистических услуг и соответствующей бизнес-инфраструктуры (информационные, маркетинговые, консалтинговые, сервисные услуги и т.д.);

- торговля, общественное питание,  бытовые и иные платные услуги, оказание которых не требует  больших инвестиционных вложений;

- развитие малых предприятий,  оказывающих социальные услуги  по государственным и муниципальным  заказам, формирование рынка платных  социальных услуг.

 

Делая выводы по аналитической главе, можно выделить следующее: Правительство  Российской Федерации пытается принимать  различные меры в плане государственного регулирования малого бизнеса, но они  очень малы по сравнению с западными  странами. В этом деле необходимо совершенствовать законодательную базу тем более  в условиях мирового кризиса. Конечно, постепенно законодательство о малом  предпринимательстве развивается  в сторону предоставления малому, бизнесу дополнительных правовых гарантий. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или  которые планируется применять  в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый  бизнес, необходимо систематизировать  и реализовывать комплексно.

 

 

 

Заключение 

Таким образом, малое предпринимательство  играет существенную роль в экономике. Развитие малого бизнеса является важным для экономики РФ в силу следующих  причин:

  • развитие малого бизнеса создает рабочие места и обеспечивает доход для значительной части населения;
  • малые предприятия занимают свою рыночную нишу и обеспечивают производство значительного количества как промежуточных, так и потребительских товаров;
  • развитие малого бизнеса способствует формированию “среднего класса”, что является важным для обеспечения стабильного спроса в экономике и поддержания высоких темпов экономического роста; сильный и многочисленный средний класс является важным фактором, противодействующим политическому экстремизму;
  • доля малого бизнеса в экономике России значительно меньше, чем в развитых странах; развитие малого бизнеса в России также отстает от наиболее успешных стран с переходной экономикой (Венгрия, Чехия);
  • малое и среднее предпринимательство создает конкурентную среду, что, в свою очередь, ведет к снижению цен, улучшению качества товаров и услуг. Тем более что не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей.

Таким образом, развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к  рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

С другой стороны, небольшим организациям и сложнее выживать на рынке в  период экономического спада. Малому предприятию  сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических  процедур, проверок. Без поддержки  со стороны государства малое  предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.

В условиях экономического кризиса  поддержка таких организаций  будет осуществляться по следующим  направлениям:

  • финансовое – выделение средств из бюджетов;
  • имущественное – передача во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;
  • информационное – создание специальных информационных систем;
  • консультационное – создание специальных консультационных организаций или компенсация затрат;
  • в области подготовки и повышения квалификации работников;
  • в области инноваций и промышленного производства;
  • в области ремесленной деятельности;
  • субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью;
  • субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.

Напоследок хочется добавить, что  малое предпринимательство - это  существенная составляющая цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного  механизма. Этот предпринимательский  уклад придает рыночной экономике  должную гибкость, мобилизует крупные  финансовые и производственные ресурсы  населения, несет в себе мощный антимонопольный  потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения  прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства  представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической  политики.

 

 

Список  использованной  литературы:

  1. Конституция РФ. // М., Изд-во ОМЕГА-Л.- 2007. – 164с
  2. Ажекбаров, К.Малое предпринимательство в государствах – участниках СНГ //К. Ажекбаров, С. Колобова.- Информационный бюллетень МЭК.- 2006.- № 8.
  3. Малое предпринимательство в России, 2006: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М.: Федеральная служба государственной  статистики, 2006. - 134 с.
  4. Г.Н. Франовская. МАЛЫЙ БИЗНЕС. Учебное пособие для вузов. 2007, 2007 
    ( раздел 1;глава1,3)
  5. учеб. пособие / И. В. Гелета, Е. С. Калинская, А. А. Кофанов. - М. : Магистр, 2010. - 303 с
  6. Позднякова В.Я. Экономика отрасли. Учебное пособие./ В.Я. Позднякова, С.В. Казаков.- М.:ИНФРА-М.- 2008.-309 с
  7. http://www.nisse.ru/
  8. http://www.roman.by/r-63380.html
  9. http://prodcp.ru/referaty_po_ekonomike
  10. http://www.small-business.web-3.ru

 


Информация о работе Российский малый бизнес