Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Российский малый бизнес. Курсовая.docx

— 150.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Объем инвестиций в основной капитал  малых предприятий в 2008-2009 гг., в  млрд руб., в действующих ценах, без микропредприятий.

 

Рис.2. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по федеральным округам, в % от общего числа.

В 2009 г. впервые предоставляется  возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета  на развитие малого и среднего бизнеса  – до 60% в течение I–III кварталов  текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства  будет осуществляться пропорционально  доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд. руб.

     2.2 Государственное регулирование малого бизнеса

Государственная поддержка малого предпринимательства в России

В силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических  преобразований в России вопросы  поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в  центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о  том, что малое предпринимательство  начинает играть все более весомую  роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное  использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного  населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

В связи с растущей важностью  малого и среднего бизнеса меры по его поддержке стали одним  из приоритетов Правительства Российской Федерации на современном этапе. В 2007 году принят новый Федеральный  закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». О признании большой роли предпринимательства в развитии экономики России, формировании малого и среднего предпринимательства как сложившейся системы социально-экономических отношений, говорит тот факт, что Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1381 в России дата 26 мая назначена Днем Российского предпринимательства – как раз в этот день в 1988 был принят Закон "О кооперации в СССР". Это был первый закон, который после значительного перерыва закрепил свободу предпринимательской деятельности.

26 мая 2008 года в Большом Кремлевском  дворце состоялся Всероссийский  форум «Малый и средний бизнес  – основа социально-экономического  развития России в XXI веке».  В работе форума приняли участие  несколько тысяч делегатов из  практически всех субъектов Федерации,  перед которыми выступил Вице-премьер  Правительства России И. Шувалов  и Министр экономического развития  Э. Набиуллина.

На форуме обсуждались важные меры по созданию благоприятных условий  для развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации. К первоочередным мерам относятся :

• отказ государства от мелочной опеки, которая превратилась в систему всеобъемлющего и жесточайшего надзора, в пользу действительно партнерских отношений с бизнесом. В 2008 году в июне подготовлены проекты законов и необходимых региональных и муниципальных нормативных актов, направленных на формирование преимущественно уведомительного порядка начала деятельности хозяйствующего субъекта;

 

• замена такого государственного механизма, как лицензирование, которое не выполнило своей основной задачи - защиты прав третьих лиц и их имущества от потенциальной опасности определенных видов предпринимательской деятельности - страхованием, финансовыми гарантиями, саморегулированием бизнеса;

• количество обязательных норм и сертификатов в ближайшее время будет сокращено как минимум на треть. Имя производителя, а не печать государственного органа - вот что станет гарантией качества основной части потребительских товаров;

• Система государственного контроля за предпринимательской деятельностью претерпит радикальные изменения. Предстоит изменить идеологию контроля от карательной психологии к функциям идеологии аудитора и консультанта;

• существенное ограничение контроля органов милиции на потребительском рынке.

 

Ряд решений уже принят Правительством Российской Федерации:

• одобрен законопроект об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники плательщиками единого налога на вмененный доход. Это не только сэкономит компаниям не менее 30 млрд. рублей ежегодно, но и исключит сами проверки использования ККТ;

• принято постановление Правительства Российской Федерации о порядке применения бланков строгой отчетности. Каждому предпринимателю впервые предоставляется право самостоятельно изготавливать бланки;

• одобрены изменения в упрощенную систему налогообложения:

а) отмена ежеквартального предоставления отчетов предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (сохраняется ежегодная налоговая  декларация). Это решение сократит отчетность в 4 раза;

б) предпринимателям, применяющим  патент, предоставляется право нанимать до 5 человек работников.

На практике нововведения позволят сократить издержки на составление  налоговой отчетности, снизят риски  налогового контроля, создадут предпосылки  для вывода из тени семейного бизнеса.

С 2005 года федеральным Правительством совместно с региональными властями реализуется программа финансовой поддержки малого бизнеса. Основной ее акцент - это формирование специализированной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

 

 

Уже открыт 41 бизнес-инкубатор. Это  значит, что для предпринимателей подготовлено 5 000 оснащенных современным  оборудованием рабочих мест. Создан 21 региональный венчурный фонд. Это  значит, что общий объем предлагаемых для инвестирования в малые компании средств составляет 8,4 млрд. рублей. Первые венчурные проекты малых  компаний получили поддержку на 430 млн. рублей. Начали работу 23 региональных фонда гарантий. Это позволило  только за один год обеспечить кредитование малых стартующих компаний в размере 5,5 млрд. рублей.

Свыше 400 малых компаний - экспортеров  поддержано субсидиями, направленными  на помощь при продвижении продукции  на рынки иностранных государств.

Министр экономического развития Э. Набиуллина считает, что программа на 2009-2011 год должна быть существенно увеличена. Все эти меры позволят создать условия для появления к 2020 году 6 млн. малых и средних компаний к 2020 году.

Также большую роль в поддержании  развития малого бизнеса призваны сыграть  следующие структуры и программы:

1. Фонды поддержки малого предпринимательства  - некоммерческие организации, средства для деятельности которых берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д. Эти фонды имеют право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финансовой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого бизнеса. Важно отметить, что функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения.В целом, фонды должны стать мощным рычагом в развитии малого бизнеса, оказывая ему всевозможную поддержку.

2. Другой структурой, признанной  оказывать финансовую помощь, являются  общества взаимного кредитования  малого предпринимательства. Эти  общества создаются на основе  денежных вкладов участников  малого бизнеса и предоставляют  своим членам, как правило, беспроцентные  ссуды.

Важным преимуществом обществ взаимного кредитования являются возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации. Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.

 

 

3. Статья 11 Закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» предусматривает,  что кредитование субъектов малого  предпринимательства осуществляется  на льготных условиях с компенсацией  соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств  фондов поддержки малого предпринимательства.  При этом организации, осуществляющие  кредитование субъектов малого  предпринимательства на льготных  условиях, пользуются льготами в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации и её субъектов.

Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между кредитной организацией и  соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

4. Страхование субъектов малого  предпринимательства осуществляется  на льготных условиях. Размер, порядок  и условия компенсации устанавливаются  договором между кредитной организацией  и соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации  устанавливаются договором между  страховой организацией и соответствующим  фондом поддержки малого предпринимательства.

5. Финансовое обеспечение государственных  и муниципальных программ поддержки  малого предпринимательства осуществляется  ежегодно за счет средств федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ  и местных бюджетов, а также  за счет других источников.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов указывается  в расходной части соответствующих  бюджетов отдельной строкой по представлению  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

6. Правительство РФ, органы государственной  исполнительной власти субъектов  РФ обязаны предусматривать резервирование  для субъектов малого предпринимательства  определенной доли заказов на  производство и поставку отдельных  видов продукции и товаров  (услуг) для государственных нужд. Эта обязанность декларирована  не только в законе, но конкретизирована  в постановлении Правительства  РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 «»  О мерах по обеспечению участия  малых негосударственных предприятий  в реализации государственных  программ и выполнении заказов  государственных нужд».

Государственные заказчики при  формировании и размещении заказов  обязаны размещать у субъектов  малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных  нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

К сожалению, большинство мер поддержки  малого предпринимательства пока только декларированы, но не получили практической реализации.

 

Применительно к России,  Федеральный  Закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства  как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия

Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней (малые  предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России

Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.

Информация о работе Российский малый бизнес