Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа
Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности.
Введение
Глава 1.Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства, и их роль в современной экономике
1.1 Характеристика и особенности малого бизнеса в России
1.2 Значение (роль) малого бизнеса в современной экономике России
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса в современной экономике
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы
Таблица 3
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд руб., в действующих ценах, без микропредприятий.
Рис.2. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по федеральным округам, в % от общего числа.
В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса – до 60% в течение I–III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд. руб.
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Государственная поддержка малого предпринимательства в России
В силу объективных причин и факторов
на современном этапе социально-
В связи с растущей важностью
малого и среднего бизнеса меры по
его поддержке стали одним
из приоритетов Правительства
26 мая 2008 года в Большом Кремлевском
дворце состоялся
На форуме обсуждались важные меры по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. К первоочередным мерам относятся :
• отказ государства от мелочной опеки, которая превратилась в систему всеобъемлющего и жесточайшего надзора, в пользу действительно партнерских отношений с бизнесом. В 2008 году в июне подготовлены проекты законов и необходимых региональных и муниципальных нормативных актов, направленных на формирование преимущественно уведомительного порядка начала деятельности хозяйствующего субъекта;
• замена такого государственного механизма, как лицензирование, которое не выполнило своей основной задачи - защиты прав третьих лиц и их имущества от потенциальной опасности определенных видов предпринимательской деятельности - страхованием, финансовыми гарантиями, саморегулированием бизнеса;
• количество обязательных норм и сертификатов в ближайшее время будет сокращено как минимум на треть. Имя производителя, а не печать государственного органа - вот что станет гарантией качества основной части потребительских товаров;
• Система государственного контроля за предпринимательской деятельностью претерпит радикальные изменения. Предстоит изменить идеологию контроля от карательной психологии к функциям идеологии аудитора и консультанта;
• существенное ограничение контроля органов милиции на потребительском рынке.
Ряд решений уже принят Правительством Российской Федерации:
• одобрен законопроект об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники плательщиками единого налога на вмененный доход. Это не только сэкономит компаниям не менее 30 млрд. рублей ежегодно, но и исключит сами проверки использования ККТ;
• принято постановление Правительства Российской Федерации о порядке применения бланков строгой отчетности. Каждому предпринимателю впервые предоставляется право самостоятельно изготавливать бланки;
• одобрены изменения в упрощенную систему налогообложения:
а) отмена ежеквартального предоставления
отчетов предпринимателями, применяющими
упрощенную систему налогообложения
(сохраняется ежегодная
б) предпринимателям, применяющим патент, предоставляется право нанимать до 5 человек работников.
На практике нововведения позволят сократить издержки на составление налоговой отчетности, снизят риски налогового контроля, создадут предпосылки для вывода из тени семейного бизнеса.
С 2005 года федеральным Правительством
совместно с региональными
Уже открыт 41 бизнес-инкубатор. Это значит, что для предпринимателей подготовлено 5 000 оснащенных современным оборудованием рабочих мест. Создан 21 региональный венчурный фонд. Это значит, что общий объем предлагаемых для инвестирования в малые компании средств составляет 8,4 млрд. рублей. Первые венчурные проекты малых компаний получили поддержку на 430 млн. рублей. Начали работу 23 региональных фонда гарантий. Это позволило только за один год обеспечить кредитование малых стартующих компаний в размере 5,5 млрд. рублей.
Свыше 400 малых компаний - экспортеров поддержано субсидиями, направленными на помощь при продвижении продукции на рынки иностранных государств.
Министр экономического развития Э. Набиуллина считает, что программа на 2009-2011 год должна быть существенно увеличена. Все эти меры позволят создать условия для появления к 2020 году 6 млн. малых и средних компаний к 2020 году.
Также большую роль в поддержании
развития малого бизнеса призваны сыграть
следующие структуры и
1. Фонды поддержки малого
Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финансовой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого бизнеса. Важно отметить, что функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения.В целом, фонды должны стать мощным рычагом в развитии малого бизнеса, оказывая ему всевозможную поддержку.
2. Другой структурой, признанной
оказывать финансовую помощь, являются
общества взаимного
Важным преимуществом обществ взаимного кредитования являются возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации. Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.
3. Статья 11 Закона «О государственной
поддержке малого
Фонды поддержки малого предпринимательства
вправе компенсировать кредитным организациям
полностью или частично неполученные
ими доходы при кредитовании субъектов
малого предпринимательства на льготных
условиях. Размер, порядок и условия
компенсации устанавливаются
4. Страхование субъектов малого
предпринимательства
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации
устанавливаются договором
5. Финансовое обеспечение
Объем финансирования указанных программ
за счет средств бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов указывается
в расходной части
6. Правительство РФ, органы государственной
исполнительной власти
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
К сожалению, большинство мер поддержки малого предпринимательства пока только декларированы, но не получили практической реализации.
Применительно к России, Федеральный
Закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектом малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов,
и в которых средняя
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.