Российский рынок консалтинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Слово «консалтинг» отсутствует в экономических словарях и словарях иностранных слов, изданных в нашей стране в прошлое десятилетие. Такого понятия просто не было. Те, кто в России рискнули заниматься консалтингом на профессиональной основе, были первопроходцами. Буквальный перевод этого слова с английского языка означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3.
1 Определение консалтинга……………………………………………………5.
Виды консультационных услуг………………………………………5.
Классификация консалтинговых услуг……………………………...6.
Виды услуг, включающиеся в консалтинг………………………....11.
Структура рынка консалтинговых услуг………………………………...17.
Мировой рынок консалтинговых услуг…………………………...17.
Российский рынок консалтинговых услуг………………………...21.
Сектор консалтинговых услуг……………………………………...26.
Заключение……………………………………………………………………..32.
Список литературы…………………………………………………………….34.
Приложение 1 ………………………………………………………………...35.

Файлы: 1 файл

Карпычева.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ И ЭКОНОМИКИ

Кафедра «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Российский рынок консалтинговых услуг

 

 

 

 

Студент УБ 08-06                         _____________                      Белоусова М. О.

 

 

Преподаватель                              _____________                        Карпычева О. В.

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3.

1 Определение консалтинга……………………………………………………5.

    1. Виды консультационных услуг………………………………………5.
    2. Классификация консалтинговых услуг……………………………...6.
    3. Виды услуг, включающиеся в консалтинг………………………....11.
  1. Структура рынка консалтинговых услуг………………………………...17.
    1. Мировой рынок консалтинговых услуг…………………………...17.
    2. Российский рынок консалтинговых услуг………………………...21.
    3. Сектор консалтинговых услуг……………………………………...26.

Заключение……………………………………………………………………..32.

Список литературы…………………………………………………………….34.

Приложение 1 ………………………………………………………………...35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово «консалтинг» отсутствует  в экономических словарях и словарях иностранных слов, изданных в нашей  стране в прошлое десятилетие. Такого понятия просто не было. Те, кто в  России рискнули заниматься консалтингом на профессиональной основе, были первопроходцами. Буквальный перевод этого слова  с английского языка означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.

Рынок консалтинговых услуг  емкий и разносторонний, и было бы неправильно говорить, что он окончательно сформировался. Растущая сложность и увеличивающийся  темп общих экономических изменений, условий ведения бизнеса порождают  специфические проблемы, при решении  которых все чаще и чаще российские предприниматели испытывают необходимость  в помощи консультантов.

В развитых странах консалтинг давно превратился в инструмент для развития компаний и принятия сложных и ответственных решений. Приглашение консультанта в компанию свидетельствует о том, что фирма  обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал. Обороты  в год западных консалтинговых компаний выражаются в миллиардах долларов.

Во всём мире основные проекты  консалтинговых компаний - это проекты  по развитию бизнеса и продвижению  его на новые рынки. Казалось бы, для России это то, что сейчас очень актуально и востребовано. Но реальная ситуация показывает, что  хоть рынок консалтинга и растёт гораздо быстрее ВВП, услугами консультантов  пользуются очень немногие компании. Рост оборота может быть обеспечен  несколькими крупнейшими компаниями, в то время как большая часть  обращается к услугам консультантов  редко. Это обусловлено такими факторами, как:

-  слабое представление о ее содержании, методах и источниках;

-  давление традиционных стереотипов управления «командной экономики»;

-  опасение возможной критики со стороны;

-  боязнь утраты конфиденциальности;

-  отсутствие гарантии конкретных результатов;

-  неспособность оценить реальные возможности консультантов и др.

Цель работы –посмотреть, что такое консалтинг и как развиваются консалтинговые услуги на современном Российском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Определение консалтинга

    1. Виды консультационных услуг

Консалтинг (от англ. consulting) - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно - технических и организационно - экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающие в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, прогнозировать рынок сбыта, движения цен, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д.

По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной сфере. Условно  это направление консультационных услуг можно назвать "социальным консалтингом".

Данное направление консалтинга  достаточно развито в западных странах, где привлечение консультантов  по любым вопросам является нормой. В России "социальный консалтинг" практически не развит, в первую очередь, в силу молодости рынка  консультационных услуг. В международной  практике принято выделять три вида консультационных услуг: процессный, или  проектный, экспертный и обучающий.

Особенности процессного или проектного консалтинга заключаются в совместной работе консультанта с персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей.

Экспертный вид консультационных услуг подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению после проведения диагностики в компании-заказчике. При этом роль клиента сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией для оценки ситуации.

При обучающем консалтинге  роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической  или (и) практической информации в форме  семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.

В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут  применяться комбинации этих трех методов. При этом, как отмечают эксперты, обучающее консультирование, как  правило, сопровождает процессное, а  во многих случаях и экспертное. В России наибольшей популярностью  пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее  консультирование, тогда как в  западных странах на первые позиции  выходит процессное и процессно-экспертное.

    1. Классификация консалтинговых услуг

Существует два основных вида классификации консалтинговых услуг:

1) с точки зрения предмета  консультирования — попредметная классификация;

2) с точки зрения метода  консультирования — методологическая классификация.

Попредметная классификация более распространена, поскольку она понятнее потребителям консалтинговых услуг. В соответствии с ней консалтинговые услуги квалифицируются в зависимости от тех разделов (элементов) менеджмента, на которые они направлены: общий менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент и т.д.

Что касается методологической классификации, то она профессионально  ориентирована на самих консультантов, так как квалифицирует их в  зависимости от методов работы (различают  экспертное, процессное и обучающее консультирование).

Классификации, публикуемые  национальными и международными ассоциациями консультантов, часто  объединяют попредметный и методологический подходы, ориентируясь больше на первый. Кроме того, они включают в перечень консалтинговых услуг и другие профессиональные услуги. Примером такого "синтетического" подхода является приведенная в Приложении 1 классификация Европейского справочника – указателя консультантов по экономике и управлению, издаваемого FEACO. В эту классификацию включены, с одной стороны (попредметной), такие услуги, как обеспечение информационными технологиями, промышленный инжиниринг, обучение менеджменту (тренинг), отношения с общественностью и т.д., что составляет профессиональные услуги, а с другой, — такие виды консультирования, как обучающий консалтинг, т.е. метод консультирования.

  1. Консультирование по общему управлению, т.е. помощь в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды, определение целей и системы ценностей организации, разработка стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационных структур и т.д.

Стратегическое управление и операционная эффективность. Сегодня, чтобы быть успешным и привлекательным для инвесторов, все чаще приходится анализировать и совершенствовать деятельность компании с более фундаментальных позиций. Как правило, это означает существенное повышение значимости стратегического управления, вопросов определения оптимальной структуры и модели управления холдинговых структур и отдельных бизнесов, вопросов управления эффективностью (включая управление затратами), а также различных видов сорсинга. Кроме этого, существенную роль начинает играть способность компаний реализовывать свою стратегию и выбранную модель управления. Это требует наличия совершенных процессов стратегического планирования, системы ключевых показателей эффективности и других инструментов подчинения всей деятельности компании выбранному направлению развития.

Корпоративное управление, управление рисками. Российские компании все чаще рассматривают возможности по слиянию с иностранными. Что диктует потребности российских компаний по совершенствованию корпоративного управления, которые чаще всего реализуются с привлечением консультантов. Услуги консультантов в таких случаях охватывают широкий спектр вопросов, включая оценку корпоративной зрелости компаний и определение путей ее повышения, внедрение институтов управления рисками в масштабах всей компании, создание инструментов независимого надзора за качеством управления в компании (в том числе аудиторские комитеты, независимые директора), налоговые и юридические аспекты выхода на биржу или совершения сделки.

Финансовое управление и  управленческий учет. В условиях динамично развивающегося рынка, когда принятие ключевых управленческих решений не терпит отлагательств и требует достоверных исходных данных, роль финансовой и учетной функции становится стратегической. Все меньше компаний готовы ждать по несколько месяцев, пока произойдет подготовка финансовой отчетности за период, в результате получая устаревшие данные, которые зачастую расходятся с данными управленческого учета. Поэтому в настоящее время услуги бизнес-консультантов по ускорению процессов подготовки отчетности и совершенствованию управленческого учета являются очень востребованными. Кроме этого, большим спросом пользуются услуги по комплексному совершенствованию финансовой функции в целом (включая организацию и все процессы финансового управления). Такие услуги позволяют помимо совершенствования методологии и процессов подготовки отчетности и учета внести существенный вклад в решение таких задач, как управление издержками, реализация системы ключевых показателей эффективности, и т.д.

Управление информационными  технологиями. Тенденцией последних  лет является переосмысление функции  управления ИТ в масштабах компании с точки зрения полной ориентации ИТ на поддержку всего бизнеса компании. Это отражается во все более широком внедрении института CIO, что исключает подчинение ИТ одной из функций бизнеса в ущерб остальным, а также в тенденции смены заказчика проектов по ИТ-стратегии с директора по ИТ на руководителя компании, что обеспечивает ориентацию ИТ-стратегии не на нужды службы ИТ, а на нужды бизнеса в целом. С ростом важности стратегического управления в целом, потребности компаний в квалифицированном и беспристрастном определении ИТ-стратегии также растут, что вызывает повышение спроса на соответствующие услуги консультантов. Таким образом, все более растущей областью сотрудничества консультантов с бизнесом становится поддержка в гармонизации информационных систем и совершенствовании управления и мониторинга эффективности внедрений с целью обеспечения максимальных выгод для бизнеса.

  1. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача — оптимизировать управление организацией.
  2. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении следующих основных задач:

- поиск источников финансовых  ресурсов;

Информация о работе Российский рынок консалтинговых услуг