Российский рынок консалтинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Слово «консалтинг» отсутствует в экономических словарях и словарях иностранных слов, изданных в нашей стране в прошлое десятилетие. Такого понятия просто не было. Те, кто в России рискнули заниматься консалтингом на профессиональной основе, были первопроходцами. Буквальный перевод этого слова с английского языка означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3.
1 Определение консалтинга……………………………………………………5.
Виды консультационных услуг………………………………………5.
Классификация консалтинговых услуг……………………………...6.
Виды услуг, включающиеся в консалтинг………………………....11.
Структура рынка консалтинговых услуг………………………………...17.
Мировой рынок консалтинговых услуг…………………………...17.
Российский рынок консалтинговых услуг………………………...21.
Сектор консалтинговых услуг……………………………………...26.
Заключение……………………………………………………………………..32.
Список литературы…………………………………………………………….34.
Приложение 1 ………………………………………………………………...35.

Файлы: 1 файл

Карпычева.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми  фирмами, дал следующие результаты:

  • 31% - консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM),
  • 17% - консультирование по вопросам корпоративной стратегии,
  • 17% - консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии,
  • 16% - консультирование по вопросам развития бизнеса,
  • 11% - консультирование по вопросам организационного проектирования,
  • 6% - финансовое консультирование,
  • 2% - услуги по вопросам маркетинга и продажам.

Анализ оказываемых консалтинговых услуг по различным сферам деятельности имеет следующий вид:

  • 22% - заказы от предприятий финансового сектора экономики,
  • 11% - от предприятий по производству товаров народного потребления,
  • 11% - от других промышленных предприятий,
  • 10% - от компаний сферы телекоммуникаций,
  • 9% - от предприятий энергетического сектора,
  • 9% - от правительственных учреждений,
  • 9% - от учреждений здравоохранения,
  • 8% - от научно-исследовательских учреждений,
  • 3% - от средств массовой информации и предприятий шоу-бизнеса,
  • 2% - от предприятий оптовой и розничной торговли,
  • 6% - от других источников.

Следует отметить что на долю США приходится 49% всего мирового рынка консалтинговых услуг.

По данным «Нью Йорк Таймс», 15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе и 35% прибегают к помощи консультантов по мере необходимости.

Исследование удовлетворенности  услугами консультантов, проведенное  «Кеннеди Информейшен Групп», в 242 западных компаниях, показало, что, чем больше размеры консалтинговой фирмы, тем в меньшей степени клиенты удовлетворены их услугами. Исследование также показало, что президенты компаний в большей степени удовлетворены услугами консультантов, чем вице-президенты и директора. Особенно интересно, что компании, тратящие больше денежных средств на консалтинг, считают полученные услуги более полезными, чем компании, истратившие на консалтинг меньше средств.

Компании, нанимающие консультантов, чаще всего недовольны следующим:

1) Предложением "консервативных" (уже известных) решений за  большие деньги 

2) Игнорированием мнения  клиента 

3) Рекомендациями, которые  трудно претворить в жизнь 

Наряду с международными консалтинговыми компаниями есть и крупные фирмы общего профиля, специализирующиеся на определенном регионе или стране. Они могут быть как местными, так и иностранными.

Помимо специализации  в направлениях консалтинга, существует целый ряд фирм, которые ориентируются  на клиентов из определенных отраслей. Например, крупная международная  консалтинговая компания «Симат Хеллисен & Эйхнер», имеющая ряд проектов в странах СНГ, специализируется исключительно на авиапредприятиях. Консалтинг в области авиа-бизнеса является основным видом деятельности и ряда небольших региональных фирм, таких, как английская "Атлас Проджект Менеджмент» и российско-ирландская "Авиа Интернейшенел ЛТД», большинство клиентов которых - авиапредприятия бывших союзных республик.

Раз в четыре года проводится Всемирная конференция менеджмент-консультантов. В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики - индустрией, находящейся в процессе становления.

Проводят Всемирные конференции  менеджмент – консультантов профессиональные консалтинговые ассоциации и объединения.

Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее  время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные  формы объединений, которые называются "Институты менеджмент-консалтинга". Национальные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада).

Существуют два ведущих  международных профессиональных объединения  консалтинговых фирм:

  1. Европейская федерация ассоциаций по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами «ФЕАКО» являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 - из стран Западной Европы и 8 - из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации-члены «ФЕАКО» включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов.
  2. Ассоциация менеджмент – консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок "Всемирная ассоциация консалтинговых фирм". В отличие от «ФЕАКО», «АМКФ» пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира.

Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение  и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального  поведения своих членов.

Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которых  консультанты включаются наряду с другими  специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными  менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной  и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (AMA), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).

В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими темпами по сравнению с другими  отраслями мировой экономики. Особенное  развитие рынка консалтинговых услуг  ожидается в странах Центральной  и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай.

2.2 Российский рынок консалтинговых  услуг 

Рынок консалтинговых услуг  растет докризисными темпами: восстанавливается спрос со стороны оживающей клиентуры. Однако в отсутствие принципиально новых факторов развития консультанты могут также быстро прийти к стагнации.

Прошедший год оказался для  консалтинговых групп удачным. Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 года увеличилась на 21% и стала двенадцатизначной, достигнув почти 104 млрд. рублей. Большинству компаний удалось нарастить обороты – лишь каждая седьмая компания имеет отрицательный прирост доходов.

Для консалтингового бизнеса  складывается благоприятная конъюнктура. Основа нынешнего роста – восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами, а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности.

Характерные потребности  растущей экономики трансформируют услуги консалтингового сектора в повседневный сервис. Это делает рынок стабильным, но со временем уведет его в стагнацию. Поэтому консалтингу необходимы новые импульсы для развития.

Несмотря на ощутимый рост доходов, а увеличение выручки компаний наблюдается практически по всем направлениям консалтинга и отраслям, в которых они оказывали услуги, развитие рынка носит инертный характер и в худшем случае может завершиться стагнацией.

Рисунок 1. Изменение суммарной выручки компаний по направлениям консалтинга за 2011 год

Большинство услуг – оценка, управление финансами, юридический и налоговый консалтинг – ориентированы на сегмент инвестиционных процессов и сделок M&A, что сулит рынку рост конкуренции и приведет его к ценовым войнам. С другой стороны, прирост объемов клиентских запросов связан с упущенными в кризис возможностями развития.  Накопившийся в кризисный период отложенный спрос начал в полной мере реализовываться лишь в прошлом году. То есть рассчитывать на длительное влияние этого фактора не стоит.

Рисунок 2 – Изменение  суммарной выручки компаний по отраслям за 2010-2011 годы

 

Недалека и перспектива  стагнации сектора ИТ-консалтинга, на который все также приходится основной объем рынка. Контракты на внедрения крупных ERP-систем заключаются реже, бум комплексных проектов в этом направлении прошел. Большинство новых проектов связано с модернизацией или доводкой уже работающих систем. К технологическим же новинкам клиент только начинает присматриваться, да и не все консультанты готовы предложить новые решения, поэтому их повсеместное внедрение еще не близко.

Рисунок 3 – Структура выручки компаний по направлениям консалтинга по итогам 2011 года

Говорить о влиянии  на рынок принципиально новых  драйверов сегодня не приходится, иначе бы наблюдался более значительный рост. Туманны и ожидающие рынок перспективы развития – они вроде как есть, но остаются под вопросом. Присоединение России к ВТО откроет дополнительные возможности развития отечественного и зарубежного бизнеса. По словам руководителей, ведущих консалтинговых компаний, для усиления конкурентоспособности компании станут больше обращать внимание на выстраивание системы управления, использование современных ИТ, систем управления персоналом.

Рисунок 4. Распределение выручки компаний по отраслям экономики за 2011 год

Консультанты могут также  подготовить почву для перехода на МСФО, с этого года обязательных к применению в РФ, и поучаствовать в адаптации иностранных фирм к российской «погоде». Лидеры рынка отмечают появление потребностей клиентов в автоматизации учетных процессов и их стандартизации. С принятием закона «О консолидированной финансовой отчетности» перед многими предприятиями появляется задача перехода на МСФО и внедрения систем автоматизации сбора и обработки информации для отчетности. Тенденция сохранится на ближайший год. По мнению лидеров компаний, наиболее востребованными в прошлом году были услуги по внедрению аналитических бизнес-приложений и систем бюджетирования.

Впрочем, ожидать, что спрос  резко возрастет, нельзя, поскольку многие публичные компании готовили отчетность по МСФО и раньше.

Есть и другие импульсы. Внедрение инноваций и задачи технологического развития, безусловно, заставляют бизнес выдвигать более серьезные требования к консультантам. Отдельно рассматривается фактор общего развития корпоративных процессов и качества ведения бизнеса. Управляющие наблюдают повышение уровня бизнес-потребностей российских компаний, что отражает усложнение корпоративной деятельности в России, а также желание российских компаний осваивать лучшие образцы мировой практики.

2.3 Сектор консалтинговых услуг

Самыми динамичными в  своем развитии за прошлый год  стали консалтинговые практики в области производства и управления человеческими ресурсами.

Производственный консалтинг. Наиболее успешно компании реализовались на поприще обслуживания и совершенствования производственных процессов. Сработали растущие клиентские потребности в энергосбережении и промышленной безопасности, что прибавило забот консультантам и незамедлительно отразилось на их суммарной выручке. За 2011 год в этом сегменте услуг она достигла почти 2,5 млрд рублей, а ее рост, по сопоставимым данным, составил 67%. Причем здесь превалирует классическое консультирование – лишь пятая часть выручки по сегменту приходится на проекты системной интеграции по оптимизации производства.

Лидеры сектора отмечают популярность энергоаудита и проверок производства на соответствие международным стандартам энергоэффективности. Внедрение энерго- и экологического менеджмента усиливает конкурентоспособность предприятий, поэтому услуги в этой области все более востребованы. От аврального решения проблем промышленной безопасности клиент приходит к плановой системе.

Основу роста этого  направления формируют проекты  лидирующих компаний по разработке и подготовке технико-экономических обоснований для привлечения инвестиций, анализ и проверка проектно-сметной документации, строительный и технический аудит. В числе VIP-клиентов производственного консалтинга – предприятия нефтяной и нефтегазовой промышленности, металлургического комплекса, электроэнергетики и машиностроения: на них приходится почти 70% выручки

Управление персоналом. Суммарная выручка консалтинговых групп из нынешнего списка, полученная от услуг HR-консалтинга, увеличилась за последний год на 40% и составила 2,82 млрд рублей.

По словам генерального директора компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Павла Безручко, в области обучения и развития персонала усилился спрос на комплексные программы развития руководителей. «Они длятся от года до двух лет и не сводятся к серии тренингов. Помимо обучения навыкам, проводимого тренером «в классе», программы включают интенсивный обмен опытом – мастер-классы руководителей компании и сторонних экспертов, практические задания «в поле», оценку на входе и выходе программы. В области оценки персонала все большее распространение получают запросы на автоматизированные методы, управленческие кейс-тесты и тесты профкомпетенций», – делится опытом Павел Безручко.

Информация о работе Российский рынок консалтинговых услуг