Российский рынок консалтинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Слово «консалтинг» отсутствует в экономических словарях и словарях иностранных слов, изданных в нашей стране в прошлое десятилетие. Такого понятия просто не было. Те, кто в России рискнули заниматься консалтингом на профессиональной основе, были первопроходцами. Буквальный перевод этого слова с английского языка означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3.
1 Определение консалтинга……………………………………………………5.
Виды консультационных услуг………………………………………5.
Классификация консалтинговых услуг……………………………...6.
Виды услуг, включающиеся в консалтинг………………………....11.
Структура рынка консалтинговых услуг………………………………...17.
Мировой рынок консалтинговых услуг…………………………...17.
Российский рынок консалтинговых услуг………………………...21.
Сектор консалтинговых услуг……………………………………...26.
Заключение……………………………………………………………………..32.
Список литературы…………………………………………………………….34.
Приложение 1 ………………………………………………………………...35.

Файлы: 1 файл

Карпычева.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

При этом лидеры направления  отмечают уменьшение запросов на классические HR-услуги: создание управленческих компетенций и процедур управления по целям, разработка систем премирования. Клиент все чаще делает это самостоятельно.

Маркетинг и связи с  общественностью. В целом на маркетинговых консультациях в 2011 году компании заработали 411 млн рублей. Сегодня популярна разработка маркетинговых и инвестиционных программ развития с пошаговым механизмом реализации для получения осязаемого финансово-экономического результата. Менее востребованными становятся готовые и дорогие бизнес-стратегии, разработанные в режиме аутсорсинга, – такой продукт трудно внедрить, поскольку клиент не в полной мере осознает логику предложенных решений.

Впрочем, несмотря на выраженное наличие системного спроса, данное направление консалтинга стало единственным, где наблюдается отрицательная динамика. В противовес прошлогоднему тезису о завершении периода сокращения расходов на маркетинг общая выручка участников нынешнего списка от маркетинговых консультаций, по нынешним расчетам, снизилась за 2011 год на 20%.

Заметное изменение выручки одного весомого игрока меняет и общую картину. С другой стороны, маркетинг как определение новых путей развития бизнеса и обоснование инвестпроектов нередко является частью комплексных проектов стратегического консалтинга и отдельно участниками не выделяется.

Восстановление инвестиционных процессов поддерживает значимость финансового анализа, правовых и налоговых консультаций.

Оценка и финансовый консалтинг. Благоприятная экономическая конъюнктура за последний год обусловила высокие доходы от оценочной деятельности и финансового консультирования. Суммарная выручка компаний от оценки достигла по итогам 2011 года 8,5 млрд рублей, а от услуг финансового консалтинга – 7,97 млрд рублей, что означает, по сопоставимым данным, прирост за год на 20 и 9%, соответственно.

Важным фактором спроса на финансовый консалтинг по-прежнему остается посткризисное стремление клиента повышать эффективность бизнеса (контроль издержек, системы внутреннего контроля, риск-менеджмент). Однако более весомым критерием развития консалтинговых практик по финансовому управлению и оценке является налаживание инвестпроцессов. Услуги по обслуживанию привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов сегодня весьма востребованы – это бизнес-планирование и оценка.

Весьма заметно развитие инвестиций и стремление к эффективности сработало в отрасли строительных материалов, где выручка компаний увеличилась за год на 57%. Усиление внимания к консалтингу со стороны субъектов промышленности стройматериалов объясняется потребностью в развитии новых бизнес-моделей. Возобновление инвестпроектов приводит к спросу и на стройматериалы. Кроме этого, появляются новые девелоперские проекты, растет платежеспособность населения. Плюс ко всему усиливается импортозамещение в низких и средних ценовых сегментах стройматериалов. Эти факторы вынуждают отечественных производителей искать пути повышения конкурентоспособности, и они все чаще обращаются за услугами консультантов.

Что касается оценочной деятельности, то для нее все характернее становится комплексный подход. Это, в частности, объясняет высокие доходы в данном сегменте услуг. Комплексная оценка обусловлена усложнением целей, в которых она проводится. Помимо целей залога, банки, зачастую являющиеся заказчиком оценки, ставят цели, связанные с мониторингом заложенного имущества, что включает не только инвентаризацию, но и проверку множества параметров вплоть до качества и работоспособности заложенного имущества.

Налоговый и юридический  консалтинг. Весомыми в 2011 году оказались и суммарные доходы по направлениям налоговых и юридических практик. Согласно полученным данным, эти услуги принесли компаниям в прошлом году 7,49 и 5,03 млрд рублей, соответственно. Опережающими темпами растут доходы от налогового консалтинга – на 21% за год против 12% роста выручки от юридического консалтинга.

Начиная с осени прошлого года по-настоящему почувствовался выход компаний из кризиса. Стало больше работы в инвестиционной сфере: сделки с землей и недвижимостью, строительство, создание компаний. Весьма востребованной, остается правовая помощь: консультации, юридические проверки и суды по вопросам налогообложения, таможни, антимонопольного и валютного регулирования, авторского права, трудового и миграционного законодательства, а также правовой защиты информации.

Спрос на правовое и налоговое  консультирование сегодня в немалой степени связан и с сопровождением сделок с активами. Иностранные фирмы оценивают свои перспективы и стратегии выхода на российский рынок, а отечественный бизнес определяет возможности роста за счет синергетического эффекта. Рынок слияний и поглощений все больше активизируется, например, в секторе телекоммуникаций, финансовых услуг, потребительских товаров.

Помимо этого, сегмент  налогового консалтинга подпитывается постоянными переменами в нормах регулирования. Изменения в законодательстве приводят, например, к спросу на услуги по трансфертному ценообразованию. Уже с этого года в России действуют новые правила контроля за трансфертными ценами. В основе этих правил лежат международные принципы налогообложения сделок с аффилированными лицами, давно применяющиеся в Европе. Однако в российской «интерпретации» международный опыт претерпел изменения, и отечественные налогоплательщики получили весьма громоздкий механизм, применение которого осложняется, помимо прочего, противоречивостью и несовершенством новых норм.

Традиционно высокие доходы демонстрируют компании, специализирующиеся на ИТ-консалтинге: общая выручка в этом секторе услуг составила в прошлом году 53,3 млрд рублей, из них 63% приходится на услуги разработчиков и системных интеграторов, а остальная часть – на услуги управленческого консалтинга. Прирост выручки по данным направлениям составил за год 23 и 18%, соответственно. Сектор ИТ-консалтинга продолжает расти за счет внедрения бизнес-приложений, прежде всего ERP и CRM.

Суть направлений ИТ-консалтинга  – внедрение информационных систем для развития эффективности и технологичности бизнеса. Консультанты продолжают работу по интеграции и сопровождению управленческих систем на базе продуктов 1C, IBM, Microsoft, Oracle, SAP; консультируют в области процессного управления BPM (business process management suites), повышающего эффективность предприятий любого масштаба.

Помимо этого, участники  компаниями выполняются запросы по поддержке и развитию уже установленных инструментов управления. Многие компании в свое время не уделили должного внимания жизненному циклу продукции. Отсюда – не проработанность политики эксплуатации, неэффективные механизмы сопровождения, отсутствие качественного обучения сотрудников при ротации кадров. Поэтому на первый план выходит разработка стратегии поддержки и обучения пользователей системы, организация и выполнение их технической и функциональной поддержки, аудит систем с разработкой программ развития.

Популярность приобретает  и повышение эффективности управления лицензиями программного обеспечения. От подрядчика требуется технологическая, финансовая и правовая экспертиза, поскольку решение должно быть эффективным с точки зрения минимизации финансовых и юридических рисков.

Несмотря на позитивную динамику развития ИТ-консалтинга, работать в этом сегменте все сложнее. Из года в год заказчик становится более подкованным, и многие задачи научился решать самостоятельно. Отношение к консультанту как к «носителю сокровенного знания» теперь в прошлом. Клиент стал прагматичен, требует понятного эффекта, достигнутого в сжатом по срокам и предсказуемом по стоимости проекте. Его не интересует отдельно «постановка задачи», концепция, аналитика или внедрение информационной системы. Запрос рынка – решение конкретной и понятной задачи под ключ, причем такое, чтобы к теме можно было какое-то время не возвращаться.

Что касается перспектив развития ИТ-консалтинга, то, вероятно, они останутся за развитием мобильных технологий – в компаниях растут объемы информации, которую нужно быстро анализировать и принимать решения. В то же время лидеры ведущих компаний отмечают, что одновременно с развитием мобильных приложений и запросами на системы управления контентом, они не успевают вовремя ответить на подобные запросы. Редкий топ-менеджер сегодня не пользуется мобильными устройствами, и очевидно, что многие руководители желают применять их возможности для управления. Но рынок пока что испытывает дефицит нативных мобильных решений, позволяющих оперативно и в удаленном режиме работать с аналитической информацией, выполняя управленческие действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глубинные причины проникновения  консалтинга практически во все сферы экономики страны кроются в серьезном изменении мотивации руководителей предприятий, принимающих такие решения. Представители всех консалтинговых компаний, принявших участие в экспертном опросе, в один голос свидетельствуют о качественно новых требованиях, которые предъявляют менеджеры фирм-клиентов к потенциальным консультантам-исполнителям.

Еще несколько лет назад  соображения престижа при обращении в крупные международные компании играли не последнюю роль. В случаях выхода на международные рынки это было оправдано в большей степени, в других случаях -в меньшей. Процесс переговоров между клиентом и исполнителем подчас превращался в итеративный процесс выяснения потребностей предприятия и возможностей консультанта. Обращаясь к консультантам, менеджер слабо представлял, что можно от них получить, и нередко формулировка его запроса сводилась в сущности к одному: "Помогите!". И обычно помощь требовалась в решении налоговых и юридических проблем.

На сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании - это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает  все технологии. Причем акцент делается именно на конечный практический результат.

Другими словами, умный совет, который "производит" консультант, теперь все чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых решениях.

Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий  и представление о всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия - перевод финансовой отчетности на международные стандарты - оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения - системная интеграция - выход в "новую экономику" и т. д.).

И наконец, топ-менеджер на рынке  консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами. А это говорит о создании здоровой рыночной конкуренции на рынке консалтинговых услуг, а значит и всего консалтинга в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. http://raexpert.ru/ratings/consulting/2011/
    2. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии. «Питер Пресс» ООО. 2008, Консалтинг
    3. Алешникова В.И. «Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 240 с.
    4. Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. «Управленческий консалтинг корпоративных организаций»: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 192 с.
    5. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учебное пособие.    ИНФРА-М. Изд. дом. ООО, 2009, Учебники фак. гос. упр. МГУ им. М. Ломоносова
    6. «Управленческое консультирование». Под ред. М. Кубра, Том 1. 1992.
    7. Посадский А.П. «Основы консалтинга», 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Виды консалтинговых услуг  согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов  по управлению

 
1. Общее управление 

 
1.01 определение эффективности системы  управления  
 
1.02 оценка бизнеса  
 
1.03 управление нововведениями  
 
1.04 определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка  
 
1.05 диверсификация или становление нового бизнеса  
 
1.06 международное управление  
 
1.07 оценка управления  
 
1.08 слияния и приобретения  
 
1.09 организационная структура и развитие  
 
1.10 приватизация  
 
1.11 управление проектом  
 
1.12 управление качеством  
 
1.13 реинжиниринг  
 
1.14 исследование и развитие  
 
1.15 стратегическое планирование  
 
1.16 бенчмаркинг  
 
1.17 поиск партнеров  
 
1.18 внутренний менеджмент  
 
1.19 управление экспортом и импортом  
 
1.20 кризисное управление

 
2. Администрирование 

 
2.01 анализ документооборота  
 
2.02 размещение или перемещение отделов  
 
2.03 управление офисом  
 
2.04 организация и методы управления  
 
2.05 регулирование риска  
 
2.06 гарантии безопасности  
 
2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение

 
3. Финансовое управление 

 
3.01 системы учета  
 
3.02 оценка капитальных затрат  
 
3.03 оборот фирмы  
 
3.04 снижение себестоимости  
 
3.05 неплатежеспособность (банкротство)  
 
3.06 увеличение прибыли  
 
3.07 увеличение доходов  
 
3.08 налогообложение  
 
3.09 финансовые резервы

 
4. Управление кадрами 

 
4.01 профессиональное движение и  сокращение штатов  
 
4.02 культура корпорации  
 
4.03 равные возможности  
 
4.04 поиск кадров  
 
4.05 отбор кадров  
 
4.06 здоровье и безопасность  
 
4.07 программы поощрения  
 
4.08 внутренние связи  
 
4.09 оценка работ  
 
4.10 трудовые соглашения и занятость  
 
4.11 обучение менеджменту  
 
4.12 планирование рабочей силы  
 
4.13 мотивация  
 
4.14 пенсии  
 
4.15 анализ функционирования  
 
4.16 психологическая оценка  
 
4.17 вознаграждение  
 
4.18 повышение квалификации работников  
 
4.19 разрешение конфликтов  
 
4.20 тренинг

 
5. Маркетинг 

 
5.01 реклама и содействие сбыту  
 
5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью  
 
5.03 послепродажное обслуживание заказчиков  
 
5.04 дизайн  
 
5.05 прямой маркетинг  
 
5.06 международный маркетинг  
 
5.07 исследование рынка  
 
5.08 стратегия маркетинга  
 
5.09 разработка новой продукция  
 
5.10 ценообразование  
 
5.11 розничная продажа и дилерство  
 
5.12 управление сбытом  
 
5.13 обучение сбыту  
 
5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование

 
6. Производство 

 
6.01 автоматизация  
 
6.02 использование оборудования и его техническое обслуживание  
 
6.03 промышленный инжиниринг  
 
6.04 переработка материалов  
 
6.05 регулирование внутреннего распределения материалов  
 
6.06 упаковка  
 
6.07 схема организации работ на предприятии  
 
6.08 конструирование и совершенствование продукции  
 
6.09 управление производством  
 
6.10 планирование и контроль за производством  
 
6.11 повышение производительности  
 
6.12 закупки  
 
6.13 контроль качества  
 
6.14 управление запасами  
 
6.15 эргономика  
 
6.16 управление материалами

 
7. Информационная технология 

 
7.01 системы автоматизированного  проектирования и автоматизированные  системы управления  
 
7.02 применение компьютеров в аудите и оценке  
 
7.03 электронная издательская деятельность  
 
7.04 информационно-поисковые системы  
 
7.05 административные информационные системы  
 
7.06 проектирование и разработка систем  
 
7.07 выбор и установка систем  
 
7.08 внутренний аудит информационных систем  
 
7.09 восстановление информационных систем

 
8. Специализированные услуги 

 
8.01 обучающее консультирование  
 
8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой  
 
8.03 инженерный консалтинг  
 
8.04 экологический консалтинг  
 
8.05 информационный консалтинг  
 
8.06 юридический консалтинг  
 
8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению  
 
8.08 консалтинг в государственном секторе бизнеса  
 
8.09 консалтинг по телекоммуникациям

Информация о работе Российский рынок консалтинговых услуг