Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель работы - изучение рынков как институтов
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи: 1) Определить понятие и особенности договора рынков; 2) Рассмотреть виды рынков; 3) Проанализировать характеристику рынков как экономических институтов.
Введение 3
Глава 1. Рынки как экономические институты 5
1.1. Понятие и виды рынков 5
1.2. Развитие рыночных институтов в России 10
Глава 2. Проблемы рынков как институтов 29
2.1. Функции рынков 29
2.2. Развитие рынков на современном этапе 35
Заключение 38
Список использованных источников 39
Содержание:
Актуальность темы. Активизация предпринимательской деятельности в России является актуальной задачей экономического развития нашей страны. Россия имеет богатый исторический опыт, огромный интеллектуальный потенциал и богатые природные ресурсы, однако, ожидание саморегулирования в области предпринимательской деятельности как основной силы развивающей инновации на протяжении последних десятков лет не приносит должного результата. Инертный характер развития производства и неритмичность деятельности предпринимательских структур превращаются в глубокую яму, сдерживающую развитие идей и предложений. И сегодня, совершенно очевидно, что важной государственной задачей является создание системы стимулов, мотивов и условий для разработки, внедрения и коммерциализации инновационных предпринимательских идей, причем основными структурами, способными реализовать прорыв, являются малый и средний бизнес и в том числе малые инновационные предпринимательские структуры.
Существует два пути государственного законодательного регулирования инновационной предпринимательской активности в стране. Это создание нового системообразующего закона об инновационной деятельности, закрепляющего задачи и ресурсы, развивающие инновационную активность в обществе, или создание комплекса институтов, в рамках поправок в ряд функционирующих сегодня законов, направленных на создание синергетического воздействия на инновационный потенциал в сферах науки, бизнеса и образования. Оба направления требуют реальных экономических механизмов, обеспечивающих достижимость развития предпринимательской деятельности и создающих перспективные условия хозяйствования.
Цель работы - изучение рынков как институтов
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи: 1) Определить понятие и особенности договора рынков; 2) Рассмотреть виды рынков; 3) Проанализировать характеристику рынков как экономических институтов.
Методологическая база работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного анализа, системный метод.
Проблемы пост рыночного хозяйствования рассматриваются сегодня все более интенсивно и многопланово. Вопросы хозяйственного развития имеют субъектами исследований различные научные направления и школы. Создаются и активно разрабатываются новые направления научных исследований социально-общественного хозяйствования и хозяйственной социализации общества: социоэкономика, социальная экономика, экономическая социология. Все это подтверждает огромный интерес к проблеме роли и значения рыночного способа общественного хозяйствования в современном социальном укладе общества, его историческом контексте и возможном развитии в пост рыночном обществе.
В свое время в ответ на Манифест Блэра-Шрёдера председатель правительства Франции Л. Жоспен сказал слова, смысл которых заключается в том, что, приветствуя рыночную экономику, не следует рассчитывать на эффективность функционирования рыночного общества1.
В «Социологическом энциклопедическом словаре» общество определено как «сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей». Данное определение позволяет сделать вывод, что общество - это совокупность людей, исторически определенная и достаточно ярко выраженная, при этом являющаяся естественным продуктом взаимодействия этих людей в организованном процессе их деятельности. Т. Парсонс выделял следующие компоненты, определяющие структуру любого общества: «люди, составляющие материальное тело общества; социальная система, определяющая взаимодействие людей; культура, являющая результатом взаимодействия людей». Итак, общество - это достаточно сложно структурированная система, имеющая определенную, присущую только ей социальную структуру.
Развитие любого человеческого общества естественно зависит от его социальной структуры, причем огромное влияние на него оказывают элементы этой структуры, то есть составляющие социальной системы. Это: политическая, экономическая, культурная, идеологическая и другие подсистемы. В широком понимании социальной структурой считается как строение общества в целом, так и множественная совокупность различных устойчивых связей, которая образуется между функциональными сферами социальной структуры общества (экономикой, политикой, культурой и др.), которая выступает совокупностью организационных форм социальной деятельности. Тогда элементами социальной структуры являются различные сферы общественной жизни и соответствующие этим сферам социальные институты2.
Считается, что элементы рынка формируются
как составляющие в процессе эволюции
общественного разделения труда, когда
распределение и обмен
Рыночная система в экономике признана и исторически подтверждена, как наиболее эффективный механизм функционирования экономической части социальной системы, а именно воспроизводственного процесса, ее распределительного процесса, в части экономически рационального, индивидуально-результативного использования факторов производства. Там где стоит вопрос максимальной отдачи от использования факторов производства, рыночный механизм работает эффективно. Однако эффективность производства - это не вся общественная жизнь и даже не главная ее составляющая. Можно сказать, что даже вся экономика не является определяющей в поступательном развитии человеческого общества. Экономика, являясь частью социальной составляющей, призвана обеспечить удовлетворение части материальных потребностей всего общества, на определенном этапе его развития как можно в большем объеме, с учетом имеющихся ресурсов, уровня техники и технологий, культурно-нравственного уровня общества и политической организации власти.
Следует отметить, что экономическое развитие общества можно «уровнять» и ассоциировать с его рыночным периодом, что подтверждается методологическими факторами, сходными как для экономического уклада общества, так и для его рыночного этапа развития. Рынок - это способ экономического хозяйствования, а экономика - способ организации рационального ведения хозяйствования, что в принципе и означает рыночный его вариант.
Можно сказать, что рыночный путь эволюционного экономического развития, оказавший такое неоправданное влияние, на все составляющие элементы системы социальной структуры общества, как возникновение рыночных институтов культуры, рынка образования, рынка медицинских услуг, «рынка семьи», рынка государственной власти и др., явился образцом негативного пути. Но при этом рыночный путь экономического развития сыграл и положительную, стимулирующую роль в процессах хозяйственной, а через нее и общественной жизни.
Сегодня стало понятным, что рыночный путь развития, построенный на основе классической теории, в действительности претерпел коренные изменения и от самой идеи «самофункционирующего рынка» осталось только название - рыночная экономика. Ведь не секрет, что во всех странах с рыночной формой организации экономики - от самоорганизации в экономических процессах не осталось и следа, большая часть экономических процессов основывается на взаимовоздействиях различных субъектов общества, в том числе и самого государства, его политических структур. Начиная от антимонопольной политики и регулирования банковской сферы, системы медицинского страхования - в либерально-рыночных странах, до «ручного» регулирования в «развивающихся странах».
Рыночная система, являясь «сердцем» экономики, на практике не может обойтись без воздействия ее «мозга» - механизма государственного регулирования или воздействия государства на экстерналии и интерналии экономической жизни. Сегодня «рыночные» экономики многих стран являются социально ориентированными, «смешанными», где эффект рыночного механизма используется и уравновешивается другими не рыночными механизмами, основанными на социальной структуре общественной жизни, социологических законах, исторических реалиях, традициях, тенденциях и др. Ведь социальная структура человеческого общества основана на исторически сложившихся институтах, это социальные, религиозные, политические, культурные институты и отношения.3
Становится очевидным, что многие государства, преодолевая, подчас резкие политические, экономические, культурные трансформации, реагируя на эволюционные или революционные изменения, проходят «собственный» путь развития. Этот собственный путь, очевидно, зависит от многих факторов и воздействий, в том числе и от развития социальных, политических, экономических институтов общества и их подсистем. Думается, что какие-то конкретные, строго определенные методы развития для этих государств могут стать малоэффективными или даже вредными.
Известно, что политический либерализм
определенных развитых государств является
производным рыночного
Идея «встроить» рыночный механизм в социальные структуры общества связанна с теоретическими постулатами адептов рыночной экономики. В 18-19 веках в государствах Западной Европы идеи саморегулируемой экономики получили наибольшее развитие, как естественный механизм саморегуляции всего общества. Однако если рыночный механизм позволяет эффективно использовать ресурсы в процессе организации производства, то в системах других социальных отношений этот механизм стал отрицательным фактором, негативно влияющим на все общественное устройство4.
Сегодня становится актуальным вопрос
- как вывести из-под действия
рыночного механизма все
Сегодня также актуально стоит вопрос эффективной организации монопольных производств и их управления. При этом понятно, что недостаточно использован потенциал кооперативного, сетевого способов организации крупных производств. Также не всегда эффективно применяется государственно-частный способ управления монополиями и эффективного распределения их доходов через налоги.
Однако думается, что поиск путей гуманизации, социализации и социологизации всей общественной системы должен идти через отказ от рыночных саморегулируемых механизмов в неэкономических отношениях, в движении к отношениям социально-регулируемым, коллективным, где будет осуществляться не принцип «максимум для большинства», а принцип «оптимум для всех».
Россия относится к