Рынки как экономические институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение рынков как институтов
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи: 1) Определить понятие и особенности договора рынков; 2) Рассмотреть виды рынков; 3) Проанализировать характеристику рынков как экономических институтов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынки как экономические институты 5
1.1. Понятие и виды рынков 5
1.2. Развитие рыночных институтов в России 10
Глава 2. Проблемы рынков как институтов 29
2.1. Функции рынков 29
2.2. Развитие рынков на современном этапе 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!!.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, особое значение обретает новые роль и функции государства по регулированию  системы промежуточных институтов. В этот период изменяются объем, формы  и методы государственного воздействия. Мы считаем, что роль и функции государства по регулированию системы промежуточных институтов не совпадает с его ролью и функциями, как регулятора системы социалистических институтов, так и регулятора системы рыночных институтов. В период действия системы промежуточных институтов с одной стороны государство становится одним из экономических агентов и занимает свое место в хозяйственной системе, с другой стороны государство обязано сохранить свои властные полномочия и достаточно жестко следить за хозяйственным развитием. На этом этапе система рыночных институтов находится в начале становления, рыночный механизм еще не может действовать в полной мере, поэтому недооценка активности государственного участия в регулировании формирования рыночных институтов может привести к негативным последствиям вплоть до возврата к системе социалистических институтов. Рыночные институты еще не созданы, при проведении институциональных реформ опереться на систему рыночных институтов просто невозможно. Как справедливо отмечает Ж. Сапир «дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института»12. Механизм процесса перехода, вектор постсоциалистической трансформации должен разрабатываться и направляться государством. Таким образом, роль и функции государства по регулированию системы промежуточных институтов выше, чем по регулированию системы рыночных институтов.

В-пятых, возрастание роли неформальных институтов по сравнению с ролью  формальных. В России даже в условиях устойчивости экономической системы неформальные институты, как правило, оказывают большее влияние на ведение деятельности экономических агентов, чем формальные. Как справедливо отмечает В. П. Решетило «Значение неформальных норм возрастает в ситуации неустойчивого состояния системы, в том числе в процессе ее трансформации». В период трансформации неформальные институты зачастую создают даже лучшее условия для самоорганизации системы, ее гибкому приспособлению к изменившимся условиям, а также способствуют переходу к завершающему этапу трансформации. На промежуточном этапе трансформации агентам не всегда понятно, как работают имеющиеся формальные институты, кроме того, многих формальных рыночных институтов может не быть вообще (например, работу институтов рыночной инфраструктуры в России даже на завершающем этапе трансформации нельзя назвать отлаженной), поэтому «пользоваться» неформальными институтами становится удобнее.

Постепенно все переходные формы  институтов в итоге обретают признаки рыночных институтов. По нашему мнению, окончание этого этапа и начало следующего знаменуется признанием факта того, что в экономике  страны присутствуют все основные рыночные институты или, иначе говоря, все базовые институты системы рыночных институтов сформированы. Но как определить, что процесс формирования системы рыночных институтов завершен, что все промежуточные формы этих институтов пройдены, т. е. произошел переход от системы социалистических институтов к системе рыночных институтов?

Мы считаем, что ответить односложно на этот вопрос нельзя, поэтому предлагаем рассмотреть несколько точек  зрения по поводу этой проблемы.

1. Система рыночных институтов сформирована, когда произошли все основные реформы, направленные на ее формирование .

Согласно этому тезису, процесс  проведения основных реформ, направленных на формирование системы рыночных институтов, следует разделить на два этапа:

- 1991-1993 - период проведения основных этапов либерализации, приватизации, денежной реформы, начало финансовой стабилизации;

- 1994-1997 - период структурной перестройки  экономики, дальнейший переход  от государственной собственности  к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой промышленности к производству товаров народного потребления и развития сектора услуг, от экономики закрытого типа к открытой.

По задумке правительства к 1997 году экономика должна была достигнуть финансовой стабилизации и выйти на восходящую линию экономического роста. Но, как известно, практика часто расходится с теорией, поэтому, несмотря на то, что основные реформы по созданию системы рыночных институтов были проведены в эти годы, в действительности такой системы сформировано еще не было, и кризис 1998 года стал подтверждением неоправдавшихся благоприятных прогнозов. В 1997 все основные макроэкономические показатели кроме промышленного производства показали экономический рост, но он оказался разовым и нестабильным и уже 1998 году наблюдалось резкое падение значений этих показателей. Однако, несмотря на это, именно в 1997 год был сделан неоспоримый вывод о том, что от системы социалистических институтов страна ушла и возврат к ним уже практически не возможен.

2. Система рыночных институтов сформирована, когда наступает окончание трансформационного спада, т. е. момент достижения экономикой докризисного (дореформенного) уровня и выход основных макроэкономических показателей на траекторию роста13.

Несмотря на то что 1997 год становится переломным и происходит улучшение макроэкономических показателей, еще нельзя говорить о стабилизации экономики и о переходе к экономическому росту, т. к. экономический рост 1997 года не является высоким и устойчивым. Кризис 1998года наглядно это подтверждает. По нашему мнению, окончанием трансформационного спада в России следует считать 1999 год - год не только улучшения всех макроэкономических показателей, но и год возрождения национальной экономики, начала экономического роста. Именно период с 1999 года по 2007 год считается периодом восстановления российской экономики. Так, в разные годы этого промежутка времени различные показатели достигли экономического роста и в дальнейшем сохранили или увеличили этот результат в 1999 году: ВВП - 106,4 %, промышленное производство - 111,0 %, инвестиции в основной капитал -105,3 %, сельское хозяйство - 104,1 %; в 2000 году оборот розничной торговли - 109,0 %, реальные денежные доходы населения - 112 %. Однако следует отметить, что объем дореформенных показателей по многим значениям не достигнут: в 2007 году ВВП составил 100,5 % к уровню 1989 года, в 2008 году реальные денежные доходы населения составили 101 % к уровню 1989 года, показатели по производству промышленности, капиталовложениям, сельскому хозяйству еще не достигли уровня 1989 года. Но все-таки экономические успехи есть, однако они имеют свои подводные камни. Несомненно, экономический рост 1999-2007 годов характеризует существенный хозяйственный прогресс развития нашей страны (увеличение ресурсного потенциала при совершенствовании его институционального и организационного обеспечения почти на всех рынках как в реальной, так и финансовых сферах; высокая динамика потребительского рынка; рост производственных инвестиций; сокращение зон бедности и увеличение реальных доходов занятых в традиционных отраслях промышленности и сферы услуг). Но следует отметить, что все это было достигнуто в основном благодаря огромным доходам от продажи нефти и других сырьевых ресурсов, которые в нашей стране стали залогом финансовой самостоятельности и надежности государства. По оценкам анализа составляющих экономического роста в России, проведенного Лабораторией проблем экономического развития Института экономики переходного периода, начиная с 1999 года цены на нефть влияют на прирост ВВП от 50 % до 80 % от всех статей прироста. Следует отметить, что такая тенденция продолжается и сегодня, а это уже превращается в системную зависимость экономики от экспорта сырья: по прогнозам Всемирного банка темпы роста ВВП в 2011 и 2012 году останутся стабильными на уровне 4,4 % и 4 % соответственно, но при этом основными статьями этого роста являются ускорение роста экономики Западной Европы - крупнейшего торгового партера России, а также высокие цены на нефть, равные уровню 2008 года. Сырьевая ориентация подвергает опасности устойчивость экономического роста: очень сильна его зависимость от колебаний цен на энергоносители.

Опираясь на все эти рассуждения, мы конечно признаем 1999 год, как год  окончания трансформационного спада, но считаем, что модель роста, основанную на нефтяных доходах, нельзя считать эффективной [22].

3. Система рыночных институтов  сформирована, когда такое формирование  признано на международной арене.

Признание права страны считать  себя страной с рыночной экономикой означает присвоение ей одноимённого статуса развитыми странами и международными союзами. Страны Европейского союза и США присвоили России статус страны с рыночной экономикой в 2002 году, следовательно, именно этот год и следует считать годом формирования системы рыночных институтов.

Окончанием этого этапа трансформации  можно считать момент, когда все  переходные формы институтов полностью  замещаются рыночными, т. е. происходит формирование системы рыночных институтов. Окончание этого этапа означает, что переход от системы социалистических институтов к системе рыночных институтов завершен14.

3. Завершающий этап. Этот этап трансформации также следует разделить на две фазы: 1) фаза адаптации системы рыночных институтов. Во время этой фазы происходит становление рыночных институтов, чтобы новые экономические институты прижились в социально-экономической системе они должны пройти период адаптации в реальных действующих условиях хозяйствования, причем для каждого института этот период имеет свою продолжительность. Окончание этой фазы проявляется в бесперебойном положительном росте основных макроэкономических показателей, подтверждающим устойчивые позитивные тенденции во всех отраслях экономики. Для того, чтобы можно было утверждать, что система рыночных институтов работает, приспособилась и прижилась в социально-экономической системе, экономический рост должен быть внутренне сбалансированным и устойчивым, консолидированным, постоянным и непрекращающимся, без резких скачков и колебаний. Экономический кризис 2008 года, так или иначе затронувший все рыночные институты, свидетельствует о том, что их адаптация еще не завершена. Кроме того, не менее важны те составляющие, которые формируют этот рост: именно эндогенные, имманентные самой экономикой факторы (развитое предпринимательство, высокая конкурентоспособность российских товаров и услуг), а не экзогенные (девальвация, высокие цены на нефть) должны быть основой экономического роста, что пока в экономике России не наблюдается. Мы считаем, что на сегодняшний день Россия находятся в фазе адаптации системы рыночных институтов. Конечно, мы признаем факт того, что рыночные институты в нашей стране сформировались, но, по нашему мнению, сегодня в России господствует «дикий рынок», поэтому основные мероприятия государства должны быть направлены на цивилизацию этого рынка. Определяющее значение в исполнении программы реформирования зависит от грамотного государственного регулирования, что в будущем позволит России перейти к следующей фазе завершающего этапа трансформации системы рыночных институтов.

2) Фаза закрепления действующий  системы рыночных институтов: система  рыночных институтов полностью  сформирована и утверждена - она  «работает» слаженно, бесперебойно, продуктивно и безошибочно, преодолены  все институциональные и другие  несовершенства институтов, создан полноценный рыночный механизм, который характеризуется наличием сильных, эффективных, надежных, жизнеспособных, реально действующих рыночных институтов, способных к воспроизводству, а также оказанию влияния на другие институты общественной системы. Действующую систему рыночных институтов можно считать цивилизованной: образующие ее институты не исключают, а дополняют друг друга. По всем макроэкономическим показателям наблюдается устойчивое экономическое развитие. Наступает равновесное состояние системы общественных институтов. На этой фазе институциональная системы страны и все ее составляющие являются эффективными, т. е. представляют собой «полную и непротиворечивую совокупность взаимосвязанных формальных и неформальных институтов, ограничивающую область выбора участниками социально-экономического процесса вариантов поведения и обеспечивающую экономический рост».

Как мы уже отмечали, Россия только движется к этой фазе трансформации, но отчаиваться не стоит. «Стабилизация  новых институтов требует времени». Маркелов А. Ю. справедливо подмечает «экономическая система обладает такой характеристикой, как консерватизм, что влияет на скорость эволюционирования системы». Экономические институты эволюционируют медленно15.

Из проведенного анализа следует, что говорить о завершении и подводить итоги трансформации системы рыночных институтов в постсоциалистической России явно преждевременно: марш нашей страны к рыночному типу организации экономики продолжается. На современном этапе развития с уверенностью можно утверждать, что механизм рынка со всеми соответствующими институтами запущен, в российской машине работает рыночный двигатель, остается лишь отрегулировать эту работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы рынков как институтов

2.1. Функции рынков

Анализ показывает, что эффективная роль государства во взаимодействии субъектов в инновационной предпринимательской системе во многом зависит от решения ряда взаимосвязанных задач: появление у предпринимателей стимулов к инновациям; организация самого процесса производства знаний; формирование инфраструктуры инновационного взаимодействия между наукой, бизнесом и государством; формирование мотивации и инфраструктуры для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором; повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации.

Причины отторжения инновационной  стратегии развития российской экономикой различны. Существуют разные мнения. Так, одни исследователи считают, что это связано с внутренними механизмами саморазвития и инерционности, неблагоприятными для научно-технического прогресса и инновационного развития.. Другие полагают, что в России сформировалась своеобразная адаптивная модель переходной экономики, негативные свойства которой образуют институциональную «ловушку», встроенную в институциональную структуру рыночной экономики и препятствующую ее позитивному развитию, в том числе инновационному16.

По мнению А.И Швецова, «саморазвитие территориальных экономических систем, особенно региональных, предполагает наличие двух системообразующих признаков17:

1. Внутренняя самодостаточность  региональной экономической системы,  способная обеспечивать долговременную  устойчивость регионального развития.

2. Благоприятные внешние условия  (внешняя среда), способные в своей  совокупности обеспечивать устойчиво  сбалансированное саморазвитие  региональных экономических систем  в стратегической перспективе».

Если внутрирегиональная самодостаточность  региональной экономической системы обеспечивает источники её развития и воспроизводства внутрирегиональных приоритетов, то внешние условия призваны формировать и воспроизводить общественно-политическую, законодательную, макроэкономическую и внешнеэкономическую среду, способную обеспечивать наиболее полное и результативное использование территориальных возможностей и ресурсов для реализации общефедеральных и региональных целевых задач.

Основополагающим механизмом внешних  признаков саморазвития предпринимательской инновационной деятельности в стране являются институты. Понятие «институт» следует воспринимать в виде совокупности трех взаимодополняющих друг друга элементов: правил; стандартов поведения; стереотипов мышления. Один из наиболее признанных исследователей, занимавшихся проблемами институциональной теории, Д. Норт определяет понятие «институт», как создание человеком ограничений, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Согласно другому его определению, это «правило, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми».

Классификации экономических институтов по уровню их функционирования позволяют  выделить три класса институтов, направленных на создание предпринимательской инновационной активности в стране.

Микроинституты исследуют интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности  и мотивы, рыночный спрос и поведение  потребителей и т.д. Иначе говоря, имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках,  факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

Информация о работе Рынки как экономические институты