Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель работы - изучение рынков как институтов
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи: 1) Определить понятие и особенности договора рынков; 2) Рассмотреть виды рынков; 3) Проанализировать характеристику рынков как экономических институтов.
Введение 3
Глава 1. Рынки как экономические институты 5
1.1. Понятие и виды рынков 5
1.2. Развитие рыночных институтов в России 10
Глава 2. Проблемы рынков как институтов 29
2.1. Функции рынков 29
2.2. Развитие рынков на современном этапе 35
Заключение 38
Список использованных источников 39
Макроинституты исследуют
Мезоинституты, или медиум-уровень предполагают исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город и т.д.) или отраслевом разрезе18.
Концепция институционализма в рыночной экономике является интерпретацией общесоциологической теории социальных связей в обществе, представленном в виде структуры, состоящей из воздействующих друг на друга групп, иерархии отношений между ними, опосредованных социальными институтами. Тем самым, социальные связи рассматриваются организованными, контролируемыми и управляемыми. Акционеры, менеджеры, сотрудники фирм, поставщики и клиенты в бизнес-партнерских связях выступают в виде групп интересов, или групп давления, образующих дискретное пространство предпринимательской среды.
По определению, бизнес-партнерство - это пространство согласия, а не конфликта. Действующие в нем группы комплиментарны, и действия их членов взаимно дополняют друг друга, как во внутрифирменных, так и межфирменных функциях и ролях. В рыночном бизнес-партнерстве особенно важны «стыки» (центры) межгрупповых взаимодействий, собственно, превращающих дискретное в организационные поля устойчивых отношений. Они не ограничиваются договоренностями и даже подписанными соглашениями, но должны быть материализованными в совместном имуществе, взносах, охране безопасности и каналах связи не только по поводу покупок и продаж, но и поддержанию общей (предполагается, высокой) планки моральных ценностей и сохранению декларируемого нормативного образца, вместе с тем открытые переменам под влиянием изменяющейся социополитической и культурной среды.
Отношения всегда имеют объективную и субъективную составляющие. Первая предполагает, прежде всего, результат. Если он сформирован, то его надо принимать как ресурс, способный к использованию в конкретных формах и реальных возможностях. Вторая -устойчивый мотив в сознательном закреплении результата в межгрупповом взаимодействии.
Сравнительно новым институтом в данном контексте является институт частно-государственного партнерства. Сущность частно-государственного партнерства связана в первую очередь с субъектно-объектной ролью межфирменных взаимоотношений. Партнерство предусматривает учет двух групп интересов - частного сектора и государственных институтов. При этом инициатива партнерства принадлежит частному сектору. А законодательное обеспечение процессов является задачей государственных институтов. Формирование и развитие межфирменных взаимоотношений и является ключевым звеном строительства инфраструктуры инновационной экономики предпринимательского типа.
Между всеми элементами инфраструктуры
инновационной экономики
Кроме того, в инновационной
Таблица 1
Признаки форм частно-государственного партнерства
Виды партнерства |
Функции исполнителя |
Договорное вознаграждение |
Сервисные контракты |
Определенный, всегда связанный с видом услуг |
Вознаграждение от заказчика за выполнение услуг. |
Управляющие контракты |
Управление деятельностью, переданной государством |
Вознаграждение от правительства за оказание услуг. |
Аренда и временная передача прав |
Управление муниципальным имуществом |
Доходы, вознаграждения и сборы от потребителя за оказанные услуги. Подрядная фирма выплачивает государству ренту за объект. |
Концессионное соглашение |
Управление и инвестирование в государственную инфраструктуру по заданным параметрам |
Доходы от потребителя за оказанные
услуги. Подрядная фирма выплачивает
государству установленные |
Участие в капитале |
Управление в соответствии с ГК РФ |
Доходы компании с участием государственного и частного капитала распределяются пропорционально участию. |
Итак, рассмотрение роли рыночных институтов в формировании социально-экономических систем в России для усиления инновационной активности субъектов хозяйствования позволяет научно обосновать следующие актуальные задачи развития экономики нашей страны20:
1. Развитие института
2. Развитие института частно-
3. Развитие института
Экспертное сообщество большинства развитых стран признает свое слабое понимание природы кризиса. Даже такие ученые с мировым именем, как нобелевский лауреат по экономике американец Эрик Маскин, затрудняются с прогнозами по периоду его окончания и способам выхода из него1.
Масштабы кризиса впечатляют. Обрушение финансовых рынков и банковского сектора повлекло существенный спад в реальном секторе экономики (автомобилестроение, производство металлов, строительство и т.д.) большинства экономически развитых стран, вызвало существенный рост безработицы и ухудшение условий найма работников. Влиянию кризиса подверглись как фондовый рынок, так и реальная экономика, жилищная сфера, социальное обеспечение. Поэтому многие эксперты и политические деятели считают, что он носит системный характер. Президент Франции Николя Саркози высказывает мысль о необходимости менять основы рыночной экономики.
Таким образом, мировой кризис, начавшийся в 2008 г., открыл новую страницу в «книге» финансовых и социальных рисков, повысил актуальность проблемы оценки и прогнозирования рисков, способов их минимизации. Следует признать, что в России способы оценки и прогнозирования рисков пока носят зачаточный и фрагментарный характер. Их изучают по собственной инициативе незначительное число специалистов. Государственные же органы этими вопросами серьезно не занимаются.
В то же время мировой кризис в
значительной степени затронул и
Россию. В наибольшей степени влияние
кризиса ощутило
Существенное снижение объемов производства в реальном секторе экономики страны вызвало рост безработицы, переход многих предприятий на сокращенную рабочую неделю, применение вынужденных длительных по времени (несколько месяцев) бесплатных отпусков персонала, а также увеличение численности работников, занятых в режиме неполного рабочего времени.
Общее число безработных, определяемое по методологии Международной организации труда, то есть включая численность ищущих работу самостоятельно (без обращения в службы занятости), в мае 2009 г. составило более 6,8 млн человек, или 7,9 % экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 1,4 млн человек, или 3,9 процентных пункта.
Все это сказывается на уровне и регулярности выплаты заработной платы. Растут масштабы с задержкой ее выплаты на многих предприятиях различных регионов страны.
По прогнозам западных и отечественных ученых, развитие финансового кризиса еще не достигло своего «дна». Во всяком случае, кризис расширяет ареал своего проявления и его отрицательный потенциал все еще усиливается. Эффект кризиса можно сравнить с феноменом увеличительного стекла и химического катализатора. То, что вчера казалось еще нормальным или, по крайней мере, приемлемым - сегодня выглядит шатким и неустойчивым.
Кризис выплеснул на поверхность три ключевые социальные проблемы:
институциональную неготовность страны к возможным кризисным ситуациям;
низкую эффективность
недостаточно устойчивую систему финансирования отраслей общественной сферы, когда затраты на их функционирование в разы меньше от необходимых величин22.
Устойчивое функционирование рыночной экономики возможно только при наличии развитых институтов доходов населения - заработной платы и социального страхования. Этот известный постулат у нас еще не приобрел свойство устойчивого приоритета при принятии стратегических решений, еще не вошел «в плоть и кровь» правящей элиты. Так, вместо формирования подлинно рыночных институтов социального страхования в 2000 г. финансовый блок Правительства России вместе с законодателями демонтировал зарождающуюся систему обязательного социального страхования путем замены страховых взносов на единый социальный налог и отменил страхование безработицы, упразднив Фонд занятости. Сейчас в условиях кризиса эти системы могли бы сыграть эффективную роль демпфирования проблем с растущей безработицей и социальным обеспечением пенсионеров.
Таким образом, на современном этапе развития Россия относится к странам, обладающим статусом «страна с рыночной экономикой». Основной характеристикой такой страны является наличие действующей системы рыночных институтов. Анализ системы рыночных институтов лучшее всего производить на основе приемов и способов системно-институционального подхода, представляющим собой синтез системного и институционального подходов. Использование синтезированного подхода позволяет расширить границы анализа: по-новому объяснить уже существующие явления, а так же сформулировать и рассмотреть какие-либо научные инновации. Системно-институциональный подход позволяет рассмотреть общество с одной стороны как систему, и применять при его анализе принципы системного подхода, с другой – как комплекс институтов, что при анализе позволяет использовать характеристики категории институт. Применение системно-институционального подхода формирует понятие системы общественных институтов – институциональной системы, в которой элементами институциональной структуры являются экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, культурные, духовные, экологические, демографические, религиозные, научные институты. Все это многообразие институтов позволяет разделить их на рыночные и нерыночные. Соответственно, система общественных институтов состоит из системы рыночных и нерыночных институтов. Система рыночных институтов – это неотъемлемая составная часть институциональной системы, институциональную структуру которой образуют экономические институты. В странах с развитой рыночной экономикой процесс формирование системы рыночных институтов проходит по-разному.