Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…………………………………………………..4
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………7
3.Стратегия и тактика российской макроэкономической политики………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Практикум………………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 67.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…………………………………………………..4

2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………7

3.Стратегия и тактика российской макроэкономической политики………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………...23

Практикум………………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Введение.

    В обеспечении нормального функционирования  любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. 

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке  в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

  В узком смысле, государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

  Государство  на протяжении всей истории  своего существования наряду  с задачами поддержания порядка,  законности, организации национальной  обороны, выполняло определенные  функции в сфере экономики.    Государственное регулирование  экономики имеет долгую историю  - даже в период раннего капитализма  в Европе существовал централизованный  контроль над ценами, качеством  товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей.  В современных условиях любое  государство осуществляет регулирование  национальной экономики, с различной  степенью государственного вмешательства  в экономику.

    По вопросам, в каких пропорциях  должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы  границы и направления государственного  вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов –  от полного государственного  монополизма до крайнего экономического  либерализма.   Однако необходимость  выполнения государством определённых  функций в экономике не подвергается  сомнению. Это ещё раз получило  подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Осуществляя регулирование экономики, государство  использует разные направления и  методы воздействия, такие как: денежно-кредитная  политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует  опыт первых лет реформирования экономики  в нашей стране, порождает негативные последствия.

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.

Государство является формой  политической самоорганизации  людей на определённой чётко очерченной территории. Особенность государства  в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.

Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех , кто может и хочет работать. Он не несёт ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.).

 Государство  призвано производить предварительную  экспертизу проектов строительства  новых предприятий на экологическую  безопасность; запрещать производственную  деятельность, наносящую вред здоровью  людей; обязывать предпринимателей  направлять капитал на восстановление  разрушенной природной среды. 

Государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного  производства невозможны глубокие структурные  изменения производства, стратегические прорывы в области науки и  техники, организация денежного  обращения, оборона, охрана общественного  порядка, энергетическая система, решение  межнациональных и межгосударственных проблем и т.д.  Эти, и многие другие функции берёт на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.

Следует прежде всего четко разграничить экономическую роль государства в условиях свободной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики.

Так как  свободный рынок характеризуется  такими признаками, как: неограниченное число участков конкуренции, абсолютно  свободный доступ на рынок и такой  же вывод из него; абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов; наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах и т. п.

Абсолютная  одноименность однородных продуктов, в частности отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик  качеств товара; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

То теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остаётся места любым  типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений. Возможности свободного рынка не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем совершенного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются, по крайней мере три следующие проблемы, которые не подвластны рыночному механизму: государственное регулирование внешних эффектов.

Рынок охватывает не все социально-экономические  отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние  эффекты, которые непосредственно  могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок  ничего сделать не может. Без участия  государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды. Современное государство  несёт ответственность за жизнь  человека в условиях здоровой окружающей среды, которая постоянно нарушалась как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.  

Государство также участвует в распределении  товаров, так как рыночное распределение  не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый  стандарт благосостояния, достойное  существование. Здесь государство  активно включилось в перераспределение  доходов, чем ослабило острые социальные конфликты. Речь идет прежде всего о товарах и услугах коллективного пользования. Таких как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.

Обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем предоставление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два ведущих звена – свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходиться даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве.

Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна  безработица. Поэтому государство  регулирует рынок рабочей силы с  целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.

Вмешательство государства необходимо и в области  науки и технологий, глубоких структурных  преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический  прогресс и осуществляет структурную  политику. Для решения региональных проблем также требуется вмешательство  государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и  межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.

Любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.

Поэтому рыночное хозяйство нуждается в  проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

Существует  тесная взаимосвязь между государством и экономической системой. Состояние  экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности  и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает  большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

Государственное регулирование макроэкономических процессов преследует несколько  основополагающих целей.

К ним, прежде всего, относятся:

- обеспечение  условий для нормального функционирования  рыночной экономики: конкуренция  должна обеспечиваться везде,  где возможно (удовлетворение индивидуального  спроса), и везде, где необходимо  регулирующее воздействие государства,  где это не приводит к снижению  производства (регулирование денежного  обращения, национальная оборона,  система коммуникаций и т.д.);

- защита  самой общественно-политической  системы от социальных потрясений.

Государственное вмешательство рассматривается  в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка.

Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических  позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование  независимо от форм и результатов  экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. [5]

Государство призвано:

1. Производить  предварительную экспертизу проектов  строительства новых предприятий  на экологическую безопасность.

2. Запрещать  производственную деятельность, наносящую  вред здоровью людей.

3. Обязывать  предпринимателей направлять капитал  на восстановление разрушенной  природной среды.

4. Государство  принимает меры, запрещающие монополию,  по активной поддержке малого  и среднего бизнеса.

С помощью  только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения  производства, стратегические прорывы  в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных  и межгосударственных проблем и  т.д. Эти, и многие другие функции  берет на себя государство, доказывая  этим необходимость своего вмешательства  в макроэкономические процессы.

В целом  государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения  доверия к власти со стороны различных  партий, общественных движений. Таковы основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.

Информация о работе Рыночная экономика