Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…………………………………………………..4
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………7
3.Стратегия и тактика российской макроэкономической политики………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Практикум………………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 67.59 Кб (Скачать файл)

Об использовании государственных  субсидий как эффективного рычага регулирования  рынка и стимулирования производства свидетельствует, регулирования рынка  и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США . Так , в этой стране в бюджете на 1993\94 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам - 20 млрд.2 За счет правительственных субсидий в США финансируется вся научно- исследовательская работа в области сельского хозяйства , результаты этой работы доводятся до каждой фермы , предоставляются фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры, составляющие всего четыре процента населения страны , не только кормят свой народ , но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственной продукции на сотни млрд. долларов.

На новой основе реализуются  и государственные программы . Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта .

К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные  меры. Например, в США за соблюдением  антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы , комиссии конгресса . Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том . что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так , только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.

Экономические методы. 

К ним относится бюджетное , налоговое , кредитно- денежное регулирование.

Для экономического воздействия государству  необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных  доходов и расходов главным образом  для борьбы с экономическими спадами  получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм , связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции . Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

Еще одним направлением бюджетной  политики может быть увеличение или  сокращение государственных доходов  посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных  доходов , в результате которых образуется госбюджет.

Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений , смену форм обложения , изменение налоговой структуры , дифференциацию льгот и скидок , отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности , изменение сферы распространения налогов и т.д.

Важнейшим методом налогового регулирования  является применение дифференцированного  подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот  для отдельных отраслей , регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

Экономисты вывели зависимость  между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера . В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел , за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов , оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.

Бюджетная политика в западных странах  хорошо работала во время второй мировой  войны и в первые послевоенные десятилетия( 40-60 годы) . Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако, выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем , тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема :нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только , что спад уже закончился . Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным , а это способствует инфляции. В 70-80 —е годы , когда она стала главной опасностью , бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том , что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь- на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика- воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.[3]

Из увеличения же денежной массы  следует , что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования , т. е. процентная ставка снижается . Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно- денежной политике как о едином целом.

В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка .Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно . Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки , не подчиняющиеся правительству.

Тем не менее у государственных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы . Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму ,тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов , значит , и цена их , возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.

Если же ,напротив , в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается .А чем выше норма обязательных резервов , тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

3.Стратегия и тактика российской  макроэкономической политики.

Резкое падение эффективности  советской экономики, а затем  её развал в очередной раз выдвинули  вопрос о реформах. В нашей стране уже не раз предпринимались попытки  рыночных реформ, и ни одна из них  не была доведена до конца. Однако в  очередной раз правительство  прибегает к попытке рыночного  реформирования экономики.

Ещё при Горбачёве, в декабре 1990 года в России был принят Закон  о предприятиях и предпринимательской  деятельности, который разрешал учреждать  различные формы частных, корпоративных  и паевых предприятий.

Реформы, начавшиеся в 1992 году не опирались на какую-либо продуманную теоретическую базу. В январе были либерализированы  цены. Цены подскочили в 2000* раз, а зарплата выросла не больше, чем в 20 раз. В России появился новый враг №1 – инфляция. Начался длительный и неопределённый  до 1998 года процесс неплатежей. Егор Гайдар конфисковал «лишние деньги» у населения с помощью инфляции. Вклады граждан в Сберегательном банке не были индексированы и пропали, деньги, находящиеся «на руках» мгновенно обесценились.

С началом реформ в 1992 г. произошел  резкий переход от постоянного и  гарантированного дохода для большинства работников  к уровню дохода, постоянно меняющемуся и трудно предсказуемому.

Что до российской экономики, инфляцию удалось в 4-5* раз снизить по сравнению  с пороговым значением 20-30% в год, а спад производства продолжается (считается, что в нормальной рыночной экономике  снижение инфляции обычно сопровождается оживлением производства, ростом. Промышленное производство составляет в настоящее время примерно 40% от уровня 1991 г., средняя заработная плата – примерно 30%*.

Норма сбережений в условиях спада  не сократилась, а резко выросла (что связано с углублением  дифференциации доходов, ростом неуверенности  в завтрашнем дне).

В июле 1992 года ЦБ РФ распорядился предоставить госпредприятиям льготные кредиты  на погашение задолженности. Но через  несколько месяцев неплатежи  возникли вновь.  И  одновременно, происходили резкие, постоянные скачки нормы процента. В считанные недели норма процента могла вырасти или снизиться в 1,5-2 раза*. Между уровнем процента и рентабельностью гипотетических массированных инвестиций  образовался трудно преодолимый разрыв. В этих условиях спад инвестиций оказался не умеренным, ограниченным, обратимым, а резким, нарастающим, практически перманентным.[8]

Борьба с инфляцией велась и  ведётся сейчас самым простым  способом – ограничением денежной массы в обращении. Это привело  к падению темпов инфляции, но с  другой стороны к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор.

В российской экономике мы имеем  процесс длительного, однонаправленного  снижения рентабельности реального  сектора, который вызван рядом факторов, в частности динамикой цен  на первичные ресурсы.

В Российской экономике не сформировался механизм выхода из кризиса и нет предпосылок – экономических и психологических - для быстрого формирования этого механизма.

Очевидно, что практически все  факторы, парализующие действие мультипликатора  инвестиций, присутствуют в Российской   экономике.   Хотя   в   отдельные   отрасли 

экономики делались крупные инвестиции (энергетика, нефтедобыча, металлургия ), в связи с общим снижением потребления и мультипликативного воздействия на рост доходов  и инвестиций в экономике в целом. Вторичным инвестициям препятствует также высокая норма процента. Импорт покрывает не менее 50 % потребительского спроса. Такая доля импорта потребительских товаров способна полностью парализовать действие мультипликатора инвестиций. Поэтому наблюдавшиеся в 1993 и 1995 гг. подъёмы в отдельных отраслях промышленности не могли перерасти в общеэкономический подъём и неизбежно затухали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1992 году была проведена массовая приватизация государственной собственности, способом бесплатной ваучерной    приватизации,  её   идеолог   и   реализатор А.Б.Чубайс.   В   результате   этого   государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги, либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. Но мало кто из них захотел или смог проявить себя в качестве предпринимателей индустриальной цивилизации и начал осуществлять производственные инвестиции. В результате произошёл обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого делать. Теперь уже более 2/3* продукции производится на негосударственных предприятиях, а её сбыт сокращается, рентабельность падает, производительность труда на треть упала по сравнению с дореформенным уровнем. Технического перевооружения предприятий не происходит, новые технологии не внедряются, иностранный капитал не идёт в обрабатываемый сектор промышленности.

Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли  – нет накоплений – нет инвестиций.

Благодаря приватизации государственного жилищного фонда был создан рынок жилья (владельцы комфортабельных квартир, стали их  собственниками, у кого были «развалюхи», тот их и присвоил, а у кого ничего не было, тот с тем и остался).

С самого начала Российских экономических  реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов и т.д.) упор был сделан на раздачу имущества.

Осталась неразрешенной самая  загадочная проблема Российской экономики - земельная. Весной 1998 года Государственная  Дума приняла закон, который фактически запрещает свободную продажу  и куплю сельскохозяйственных угодий. Что касается фермерских хозяйств, то они во второй раз  в ХХ веке не оправдались: сельское хозяйство продолжает оставаться в глубоком кризисе.

Спад производства, привёл к явной  и скрытой безработице, к падению  жизненного уровня народа и к обострению борьбы трудящихся за свои права (1998г.: голодовки, блокирование железных и  шоссейных дорог, марши и демонстрации). Августовский кризис обнажил всю  глубину катастрофы. Он поставил страну, её народ на грань не только экономического, но и физического выживания. Пока борьба трудящихся направлена преимущественно  против государства, но что будет  дальше?

Задачи реформирования должны быть радикально изменены. Экономика должна служить не обогащению отдельных  лиц, а благосостоянию всех людей. Прежде всего нужно сформулировать условия, которые необходимо соблюдать при реализации любой конкретной программы реформирования, разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, чтобы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу, и лишь в объёме, не превышающем размера этой пользы. Иных легитимных источников обогащения, таких, как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.п., быть не должно.[1]

Информация о работе Рыночная экономика