Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…………………………………………………..4
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………7
3.Стратегия и тактика российской макроэкономической политики………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Практикум………………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 67.59 Кб (Скачать файл)
2. Направления и методы регулирования  государством рыночных 
    экономик.

Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:

- разработка экономической политики;

- развитие системы образования  и здравоохранения;

- строительство и содержание  транспортной сети;

- поддержание закона и порядка;

- обеспечение защиты окружающей  среды и т.д.

Во исполнение этих основополагающих целей государство в сфере  регулирования рыночной экономики  действует в нескольких направлениях.

Во-первых, создает саму инфраструктуру и среду экономической деятельности.[2]

Во-вторых, формирует институциональную  структуру, обеспечивающую основные нормы  и правила экономической деятельности.

В-третьих, создает благоприятную  социальную среду, где осуществляется производство и воспроизводство  субъектов и контрагентов экономической  деятельности со всеми их ценностями, нормами, установками и т.д.

В-четвертых, разрабатывает и осуществляет определенную экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития.

В-пятых, осуществляет собственную  экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономической  деятельности.

В-шестых, устанавливает государственный  заказ и осуществляет государственные  закупки.

Государство является одним из крупных, а для некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем  и потребителем. Например, фирмы  и корпорации военно-промышленного  комплекса полностью загружены  выполнением государственных заказов. Военная продукция поглощает  внушительную долю государственного бюджета. Без государственной поддержки  невозможно себе представить существование  аэрокосмической промышленности и  освоение космоса.[4]

Закупки за счет государственного бюджета  создают для корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Для  отдельных корпораций государство  является основным покупателем.

Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике  и более или менее стабильного  рынка для производителей. Государственные  расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.

Государственные расходы состоят  из государственных закупок и  трансфертных платежей. Государственные  закупки представляют собой, как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных  центров и т.д.).

Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в  виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и  т.д.

Нужно заметить, что государственные  закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с производством. Государственные  закупки приводят к перераспределению  ресурсов от частного к общественному  потреблению товаров. Они дают возможность  гражданам пользоваться общественными  товарами. Трансфертные платежи имеют  другое значение: они изменяют структуру  производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным методом регулирования  рыночной экономики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных  средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов.

Одни из них носят видимый  характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку  накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства  косвенным путем в виде более  высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы. Одна из основных проблем - справедливость распределения  налогового бремени.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых  ставках начинается массовое уклонение  от уплаты налогов.[7]

Налоговая и кредитная формы  регулирования предусматривают  использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые  ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или  увеличение объема производства.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым  рыночная система предъявляет различные  требования.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное  директивное планирование, натуральное  распределение производственных ресурсов и предметов потребления ( фонды, талоны, купоны и т. д. ), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся  систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо , но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять  по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

 

 Административные методы  

Такие методы характерны прежде всего для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий , централизованного распределения материально-технических , финансовых , кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений .

Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное  регулирование рыночной экономики  административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям , имеющим жизненно важное значение для экономики и общества , представляющим общественную опасность , нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые , водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения , а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить , что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается , меняется их содержание и задачи , которые они решают .

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций , субвенций , субсидий. Дотация — это денежные средства , выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям , организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности . Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия .

Другими словами, если на товар устанавливается  дотация , то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем , а другая часть — государством. Таким образом, цена потребителя снижается. 

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации вытесняются  новым видом финансовой поддержки  нижестоящих бюджетов — субвенциями. Субвенция — это фиксированный  объем государственных средств , которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие  и инвестиционные . Право на получение текущих субвенций имеют территории России , у которых доли бюджетных расходов , необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений , обладают правом на инвестиционные субвенции.

Субсидия — особая форма связи — финансовой и экономической- между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета . В отличии от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению . Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами. [3]

Административные методы предполагают использование мер по рационированию , лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом , учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов , за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические , санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов , применение вредных технологий , производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека .

Во многих странах государство  использует правовые и государственные  рычаги с тем , чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды , развитие проблем районов , ограничение роста перегруженных крупногородских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды , которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.

Правовые и административные рычаги используются государством и для  вмешательства в трудовые отношения  — путем создания законов о  труде и с помощью административных и судебных органов , разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве , введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов , например, в США — это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража , например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ ,Англии , Франции , Бразилии и других странах созданы трудовые суды, которые решают трудовые конфликты . Для борьбы против забастовок широко используется судебный аппарат.1

Отметим, что работающие на рынок  государственные предприятия в  режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми , которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников , а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов , а финансовая поддержка ( субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.

В отличии от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций , не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.

Информация о работе Рыночная экономика