Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…………………………………………………..4
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………7
3.Стратегия и тактика российской макроэкономической политики………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Практикум………………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 67.59 Кб (Скачать файл)

Формирование общих принципов  хозяйственной деятельности, ликвидация разнообразных лазеек для узаконенного воровства, сознательно или бессознательно оставляемых руководителями исполнительной власти, -  основа всей законотворческой деятельности в области экономики.

Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении  ряда следующих фундаментальных  условий:

1.       Наличие законодательства, гарантирующего каждому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом в сфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;

2.       Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия – первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;

3.       Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своих обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;

4.       Полная и открытая информация о размерах и источниках доходов в первую очередь высших чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля могут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);

5.       Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, образование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;

6.       Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.

7.       Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.

8.       Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей – дело государственных органов управления.

9.       Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.

Но, прежде всего, необходимо добиться немедленной и полной ликвидации задолженностей по всем видам выплат населению – заработной плате, пенсиям  и пособиям. При этом предприятия  и организации в обязательном порядке должны регулярно выплачивать полную заработную плату вместе со всеми социальными отчислениями. 

Далее нужно установить прямую жёсткую  взаимосвязь доходов государственных  руководителей всех уровней с  доходами всех остальных лиц состоящих  на государственной службе, единую «Табель о рангах». Единственным способом быстрого повышения дохода конкретного чиновника может  быть лишь продвижение по служебной  лестнице  и соответственно по разрядам «Табели о рангах». Повышение же дохода в рамках одного разряда должно происходить у всех государственных служащих по мере экономического роста. Это позволит напрямую связать экономические мотивации руководителей с интересами населения и результатами развития экономики станы в целом, а также даст ход мерам по ликвидации нетрудовых доходов и другим назревшим преобразованиям.

Следует восстановить социальные гарантии. Это – фонд национального имущества  и его арендная эксплуатация; национальный дивиденд как обеспеченный самым  надёжным инвестированием, практически  неотчуждаемый (защищённый законом  от покушений с любой стороны  – правительства и других властных структур, хозяйствующих субъектов, любых юридических и физических лиц, включая самого пользователя) источник дохода каждого гражданина; внебюджетный Пенсионный фонд как генеральный  контролёр и институциональный  инвестор, отвечающий за сохранность  и приумножение этих базовых источников личного благосостояния. Эти гарантии надёжно защищают достойный образ  жизни ослабленных категорий  населения, ибо состояние нетрудоспособности, экономической неактивности – неизбежная фаза жизненного цикла каждого человека.[8]

Экономическое восстановление России придётся начинать с  «восстановительного перераспределения», так как достаточной внешней помощи не предвидится, то нет другого выхода, как для поддержки пострадавшего населения использовать огромные доходы тех, кто нажился на грандиозном переделе народного достояния (трансферты – переадресация дохода). Для этого нужно проверять источники их обогащения и принимать правовые санкции, во всех конкретных случаях противоправного  обогащения включая неуплату налогов. При отсутствии правонарушений – взимать налоги, в остальных случаях применять конфискации, штрафы, компенсации ущерба и т.п.

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе выполнения данной работы нами были рассмотрены некоторые поставленные нами в начале нашего исследования задачи.

Во-первых, мы изучили роль государства  в экономике страны и функции  государства. Необходимость выполнения государством определённых функций  в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Во-вторых, рассмотрели государственное  регулирование рыночной экономики.

Рыночная система - это, прежде всего  гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так  и со стороны производителей. Государственная  политика просто не имеет права отставать  от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство  не должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В-третьих, задачей, которую мы поставили  и выполнили, было изучение вмешательства  государства в экономику и  проблемы ограничения такого вмешательства. Государство вмешивается в экономические процессы различными способами, как прямыми (издание нормативно-правовых актов, регулирующих те или иные отношения), так и косвенными. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).

Также мы рассмотрели особенности  государственного регулирования экономики  в России. Существует позиция, что  современная России не сможет «выкрутиться»  из достаточно непростой экономической  ситуации, с которой она сталкивается сейчас только посредствам привлечения  денежных ресурсов и обеспечения  их оборота в стране, а посредствам  создания должной и соответствующей  производственной базы. Экономика страны не может держаться на плаву только за счет экспорта природных энергетических ресурсов. Таким образом, одной из основных функций государства на нынешний момент является создание мощностей  перерабатывающей, пищевой, технологической, машиностроительной промышленностей.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Таким образом, мы можем сделать  выводы, что цель данной работы - изучить  вопрос государственного регулирования  экономики – выполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Макроэкономика: Теория и российская  практика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. М.: «КНОРУС», 2006.

2. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КРОНУС, 2007.

3. Большой экономический словарь/Под ред. А. Н. Азримяна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2007.

4. Макроэкономика: Учебное пособие. / М.К. Бункина, В.А. Семёнов. - М.: Эльф К - пресс, 2007.

5. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.

6. Видяпина В.И. Энциклопедия рыночного хозяйства. Государственное регулирование рыночной экономики. - М., 2007.

7.   Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М., 2006.

8. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. - 2006. - №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Практикум.

Между макроэкономическим явлением, которое получило название «провалы современного рынка», и целенаправленными  экономическими мероприятиями государства  существуют функциональные взаимосвязи.

Предлагаем  вам 10 вариантов «провалов» и столько  же вариантов государственных мероприятий.

Вероятные «провалы» современного рынка:

1. Тенденция  к монополизации рынков.

2. Неустойчивые  темпы экономического роста.

3. Недоиспользование  всех видов ресурсов.

4. Неполная  занятость.

5. Нестабильный  общий уровень цен.

6. Циклический  характер развития производства.

7. Неравномерность  распространения информации о  рыночных сделках и качестве  экономических благ.

8. Неравномерность  распределения доходов.

9. Наличие  нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не получивших отражения в  ценах.

10. Несостоятельность  рынка по представлению населению  общественных благ.

Направления государственных мероприятий:

А. Производство государством общественных благ.

Б. Информационная политика государства.

В. Политика борьбы с безработицей. Меры, воздействующие на рынок труда.

Г. Поддержание  конкурентной среды, антимонопольная  политика.

Д. Сглаживание  циклических колебаний, мероприятия, влияющие на структуру национального  хозяйства.

Е. Антиинфляционные мероприятия.

Ж. Устранение отрицательных внешних эффектов и стимулирование положительных.

З. Мероприятия стимулирующие экономический рост.

И. Антициклическая политика.

К. Социальные гарантии, социальная защита, политика доходов.

1-Г

2-З

3-Д

4-В

5-Е

6-И

Информация о работе Рыночная экономика