Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Освоить теоретические основы спроса;
Рассмотреть факторы изменения спроса;
Раскрыть теоретические основы предложения;
Исследовать неценовые детерминанты предложения;
Ознакомиться с понятием равновесия спроса и предложения;
Рассмотреть рыночное равновесие по Маршаллу и Вальрасу;
Усвоить частные случаи равновесия;
Изучить паутинообразную модель функционирования рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Спрос, факторы его определяющие 4
1.1 Закон спроса 4
1.2 Факторы изменения спроса 8
2. Предложение, факторы его определяющие. 11
2.1 Закон предложения 11
2.2 Неценовые детерминанты 13
3. Рыночное равновесие 18
3.1 Понятие равновесия спроса и предложения 18
3.2 Устойчивость равновесия по Вальрасу и Маршалу 19
3.3 Частные случаи равновесия 23
3.4. Паутинообразная модель 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Экономика. Курсовая с изменением.docx

— 854.06 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 

Введение 3

1. Спрос, факторы его определяющие 4

1.1 Закон спроса 4

1.2 Факторы изменения спроса 8

2. Предложение, факторы его определяющие. 11

2.1 Закон предложения 11

2.2 Неценовые детерминанты 13

3. Рыночное равновесие 18

3.1 Понятие равновесия спроса и предложения 18

3.2 Устойчивость равновесия по Вальрасу и Маршалу 19

3.3 Частные случаи равновесия 23

3.4. Паутинообразная модель 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

       Введение

      В рыночной экономике понятия «спрос»  и «предложение» относятся к  числу фундаментальных, а, как известно, обобщающие термины очень емки и  многогранны. Общие представления о спросе и предложении уже стали неотъемлемой частью нашего повседневного языка и опыта, но эта информации недостаточно для анализа рыночного поведения, так как эти, казалось бы, -  простейшие,  экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом. Актуальность этой темы выражается в понимании ограниченности и односторонности тех точек зрения, которые связывают изменения рыночных цен только со спросом и предложением, в тоже время, предопределяя своего рода «правила поведения» продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) благ.

      Цель данной курсовой работы: изучить спрос и предложение.

      В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

    1. Освоить теоретические основы спроса;
    2. Рассмотреть факторы изменения спроса;
    3. Раскрыть теоретические основы предложения;
    4. Исследовать неценовые детерминанты предложения;
    5. Ознакомиться с понятием равновесия спроса и предложения;
    6. Рассмотреть рыночное равновесие по Маршаллу и Вальрасу;
    7. Усвоить частные случаи равновесия;
    8. Изучить паутинообразную модель функционирования рынка.

      Объектом исследования - экономические категории спроса и предложения.

      Предмет исследования в работе - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

      В первой главе мы описали теоретические  основы спроса, во второй главе раскрыли  теоретические основы предложения. В третьей главе рассмотрели  рыночное равновесие по Маршаллу и  Вальрасу.

      Овладев базисной теорией спроса и предложения, можно сделать наиболее важный шаг к пониманию того, как функционирует экономика свободного рынка.

 

    1. Спрос, факторы его определяющие

1.1 Закон спроса

 

      Спрос – это потребность в материальных благах и услугах, обеспеченная денежными  средствами покупателей [4. С.177]. То есть, спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. «Спрос» является обобщающим термином, описывающим поведение фактических и потенциальных покупателей, отсюда, - объем спроса на некий товар – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год).

      Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос  конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем  спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

      Также различают первичный и вторичный  спрос. Первичный спрос — это  спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или  спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос — это  спрос на товары определенной марки  или фирмы и на услуги определенного  вида.

      Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

      Отрицательный спрос — это спрос, возникающий  в тех случаях, когда потребители  «недолюбливают» товар и поэтому  избегают его приобретения. Отсутствующий  спрос — это спрос на товары, которые ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

      Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое  означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель  хочет и может купить по данной цене в данный период времени. [7. С.154]

      На  спрос воздействует ряд рыночных факторов, и, пожалуй, в первую очередь  – цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам.

      Как же рыночная цена воздействует на спрос  покупателя? Закон спроса выражает следующую функцию (математическую зависимость): чем выше цена товара (причина), тем меньше спрос на него со стороны покупателей (следствие), то есть между ними существует отрицательная  или обратная связь.

                              Таблица 1

Шкала спроса 

Цена  картофеля (руб. за кг) Продано (т)
15 3
13 4
11 6
9 8
7 12
5 20

      Шкала спроса показывает, сколько товаров  можно купить по различным ценам  за данный период. Анализ шкалы позволяет  легче выявить количественную зависимость  спроса от рыночной цены.

        Количественная зависимость между ценой и спросом может быть также выражена в виде графика (Рис. 1).

      

      Рис. 1 Зависимость между ценой и спросом 

      Это условный пример о продаже картофеля  на каком-то местном рынке: по оси  ординат отложена цена на картофель, по оси абсцисс указано количество картофеля на который предъявлен спрос. Кривая на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукт увеличивается. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1992-1996 гг. привело к сокращению объема подписки [10. С.169].

      В то же время кривая не выражает обратную функциональную зависимость: изменение  цены под воздействием динамики спроса. В противном случае это означало бы, что с увеличением спроса цены падают. Это противоречит закону спроса, который гласит: понижение цен вызывает рост спроса, а повышение спроса ведет к росту цен.

      Что же лежит в основе закона спроса? Чтобы ответить на этот вопрос, можно  использовать несколько уровней  аргументации:

  • обычно люди покупают больше продукта по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая – усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают ”распродажи”, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса;
  • действие принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения (например, голодному человеку, купившему пирожок, каждый последующий пирожок будет представлять все меньший интерес) и потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается (однако стоит признать отсутствие универсальности этого принципа, - он действителен в отношении товаров первой необходимости, таких как хлеб, вода, жилище);
  • на более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров (снижение цен на говядину стимулирует увеличение ее сбыта) [6. С.489]. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже (более низкая цена на ту же говядину делает ее покупку более заманчивой, ее начинают покупать вместо свинины, цыплят, рыбы). Таким образом, обязательно учитывать тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители), когда речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на один товар, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становиться очевиден эффект замены (больше пользы по относительно меньшей цене).

     Следовательно, закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может “благодарно” увеличиваться при снижении цены или “возмущенно” уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита; там же, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель

1.2 Факторы изменения  спроса

      Вернемся  же к графику спроса, когда экономист строит кривую спроса, - он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении графика спроса (Рис. 1). [17. С.130] Допустим, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, то положение кривой спроса сдвигается на некоторую позицию вправо (при увеличении спроса) или влево (соответственно, при его уменьшении) от С1 (Рис. 2), поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

      

      Рис. 2 Влияние неценовых детерминантов на спрос 

        А основными из них являются: вкусы или предпочтения потребителей; число потребителей на рынке;  денежные доходы потребителей; цены  на сопряженные товары и потребительские  ожидания относительно будущих  цен и доходов. Рассмотрим их подробнее:

  1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванных рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов (так, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки).
  2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, и наоборот. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, места в домах для престарелых.
  3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше одежды, аппаратуры. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории (или нормальными товарами).

Информация о работе Рыночное равновесие