Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Освоить теоретические основы спроса;
Рассмотреть факторы изменения спроса;
Раскрыть теоретические основы предложения;
Исследовать неценовые детерминанты предложения;
Ознакомиться с понятием равновесия спроса и предложения;
Рассмотреть рыночное равновесие по Маршаллу и Вальрасу;
Усвоить частные случаи равновесия;
Изучить паутинообразную модель функционирования рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Спрос, факторы его определяющие 4
1.1 Закон спроса 4
1.2 Факторы изменения спроса 8
2. Предложение, факторы его определяющие. 11
2.1 Закон предложения 11
2.2 Неценовые детерминанты 13
3. Рыночное равновесие 18
3.1 Понятие равновесия спроса и предложения 18
3.2 Устойчивость равновесия по Вальрасу и Маршалу 19
3.3 Частные случаи равновесия 23
3.4. Паутинообразная модель 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Экономика. Курсовая с изменением.docx

— 854.06 Кб (Скачать файл)

     Товар продается без  цены 

     

     Рис. 11 Равновесие нулевой цены

     Номинально, на этом рынке при любой цене наблюдается  излишек. Таким образом, спрос обеспечен при любой цене, причем и по нулевой. Но, фактически, это товар, продажи которого начинаются не с нулевого объема, а с некоторого минимального min x . Это может быть связано с технологией производства. При этом спрос не готов купить даже минимальный объем. Решением производителя является либо уход с рынка, либо инвестирование в рекламу для увеличения спроса.

     Товар на рынке отсутствует

     

     Рис. 12 Равновесие при отсутствии товара

     Ситуация  похожа на предыдущую. Технология такова, что до производства товара производитель уже понес затраты, поэтому минимальная цена продажи – min p . Спрос опять не готов. Решения производителя – либо уйти с рынка, либо вложиться в рекламу.

     Совпадение  кривых спроса и предложения  на некотором отрезке 

     

     Рис. 13 Равновесие при совпадении кривых

     Равновесием в данном случае будет являться отрезок.

     Таким образом, для анализа устойчивости рыночного равновесия могут применяться различные динамические модели (в зависимости от особенностей конкретного рынка и целей исследования), причем эти модели приводят к различным условиям устойчивости.

3.4. Паутинообразная модель

     Работая с понятием равновесия, важно понимать механизм его нахождения. Как именно происходит взаимодействие спроса и  предложения? Знают ли потребители  о функцию предложения или  наоборот, что известно производителям о виде функции спроса? Как реально  рынок выходит на точку равновесия? Является это мгновенным событием или  это итеративный процесс, не всегда приводящий к результату?

     Ответ на эти вопросы может дать модель функционирования рынка, представляющая нахождение равновесия через цепочку  действий – cobweb model, паутинообразная модель, названная так по форме представления.

     Реальное  расположение спроса и предложения  производитель не знает. Он знает  только функцию своего предложения.

     Таким образом, рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спрос и объем предложения, а так же рыночное равновесие может изменяться в ответ на изменение спроса и предложения.

     

     Рис. 14 Паутинообразная модель 

     Исходя  из своих маркетинговых соображений, производитель предлагает на рынке  определенный набор ( ) 1 1 p , x – точка (1) на рис. 14-a. Но потребитель не будет покупать набор ( ) 1 1 p , x – при цене 1 p он готов купить набор ( ) 1 2 p , x , что и делает, см. рис. 14-b.

     Тогда производитель, видя предъявленный  спрос лишь на объем 2 x , и предложит его следующий раз. Это будет следующая точка его предложения – ( ) 2 2 p , x на рис. 14-c. Но, опять, при цене 2 p потребитель готов купить уже 3 x . Далее, производитель, ориентируясь на объем спроса 3 x , предложит точку (3) на рис. 14-c.

     График  всего процесса похож на паутину – рис. 14-d, поэтому модель названа паутинообразной. При нахождении равновесия, итеративный процесс сходится к равновесной точке. Это вполне корректное представление, дающее необходимые результаты, но не всегда.

     Например, иное расположение кривых спроса и  предложения даже в простом линейном случае может привести к расхождению  процесса и равновесие не будет найдено. Эту ситуацию демонстрирует рис. 15-a.

     

     Рис. 15 Расхождение равновесия

     В отличие от рис. 14, наклон предложения круче, чем у спроса, поэтому процесс расходится – уходит в бесконечность.

     Другая  ситуация также не дающая равновесия – рис. 15-b. Наклоны кривых одинаковы и процесс зацикливается. Таким образом, равновесие по cobweb механизму не всегда возможно, но это и не единственный механизм нахождения равновесия.

     Таким образом, паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

 

     

     Заключение

 

     Спрос и предложение, «уравновешиваясь»  равновесной ценой, дают довольно ограниченное теоретическое представление о  своих возможностях при их поверхностной  оценке. Кажущаяся простота этих фундаментальных  экономических слагаемых может  быть развеяна только при детальном  изучении.

      Одной из причин их многогранности является неоднозначный подход потребителя  и производителя к этим явлениям. Фраза: «Спрос определяет предложение», несомненно, больше импонирует покупателю конечного товара или услуги, что  особенно наглядно в условиях неограниченного  роста потребностей. Однако, трактуя  предложение как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар, можно смело говорить о неразрывном сосуществовании  законов спроса и предложения.

      В рамках одной работы невозможно отразить все нюансы рассматриваемой проблемы, поэтому основной целью явилось  изучение характеристик и детерминант  спроса и предложения. Что, в конечном счете, формирует рынок как механизм, сводящий вместе предъявителей спроса и поставщиков отдельных товаров  и услуг в его непрерывном  функционировании и развитии.

      В своей курсовой работе я постаралась  раскрыть понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной  цены, излишков и дефицита, а также  показала какое влияние тех или  иных факторов оказывает на спрос  и предложение при рыночной экономике.

      Итак, в результате взаимодействия рыночного  спроса с рыночным предложением устанавливается  цена равновесия, обеспечивающая максимально  возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем  продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке  нет ни излишка продукта, ни его  нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

      Цены  будут расти или падать, пока продавцам  и покупателям не удастся прояснить  ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно  совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает  максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс  приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее  реагирует на диспропорцию между  объемом спроса и объемом предложения  – цена или количество, – различают  механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.

      Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может  установиться как некоторое новое  значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. 
 
 
 
 
 

 

      Список  использованной литературы

 
 
  1. Агапова Т.А. Макроэкономика. -М.: 1997. 278 с.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007. 319 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. -М. 1998. 263 с.
  4. Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. - 217 с.
  5. Емцов Р.Г. Микроэкономика. -М.: 1997. 361 с.
  6. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002. 416с.
  7. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. -М.: Инфра-М. 1998. 220 с.
  8. Курс Экономики: Учебник / под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1997. 198 с.
  9. Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. 378 с.
  10. Макконелл К.Р., Брю С.П. Экономикс. –М.: Республика. 2000. 255с.
  11. Мостовая Е.В. Основы экономической теории. –М., 1998. 405 с.
  12. Нуреев Э.М. Курс микроэкономики. -М.: Инфра-М. 2000. 236 с.
  13. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.349 с.
  14. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. 259 с.
  15. Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2008. 156 с.
  16. Рябикина А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб, 2003. 496 с.
  17. Спиридонова И.А. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. 175 с.
  18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика, -М., «Дело», 199. 230 с.
  19. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992. 476 с.
  20. Яковлева Е.Б. Макроэкономика. Санкт-Петербург, 1997. 319 с.

Информация о работе Рыночное равновесие