Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Освоить теоретические основы спроса;
Рассмотреть факторы изменения спроса;
Раскрыть теоретические основы предложения;
Исследовать неценовые детерминанты предложения;
Ознакомиться с понятием равновесия спроса и предложения;
Рассмотреть рыночное равновесие по Маршаллу и Вальрасу;
Усвоить частные случаи равновесия;
Изучить паутинообразную модель функционирования рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Спрос, факторы его определяющие 4
1.1 Закон спроса 4
1.2 Факторы изменения спроса 8
2. Предложение, факторы его определяющие. 11
2.1 Закон предложения 11
2.2 Неценовые детерминанты 13
3. Рыночное равновесие 18
3.1 Понятие равновесия спроса и предложения 18
3.2 Устойчивость равновесия по Вальрасу и Маршалу 19
3.3 Частные случаи равновесия 23
3.4. Паутинообразная модель 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Экономика. Курсовая с изменением.docx

— 854.06 Кб (Скачать файл)

           Хотя большинство продуктов относится  к нормальным товарам, существует  несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный  уровень, потребители могут покупать  меньше хлеба, картофеля или  капусты и перейти, например, на  молочные и мясные продукты. Товары, спрос на которые изменяется  в противоположном направлении,  то есть возрастает при снижении  доходов, называются товарами  низшей категории.

  1. Цены на сопряженные товары. Здесь следует рассматривать спрос на продукт в зависимости от того, является ли он заменителем родственному товару или же это сопутствующий ему продукт, а возможно они являются независимыми, самостоятельными товарами (картофель и автомобили, наручные часы и стройматериалы). Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. Между ценой на один и спрос на другой существует прямая связь.

      Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, спрос на них  сопряженный (предъявляется одновременно). Когда цена на бензин снижается, увеличивается  пробег автомобиля и в результате повышается спрос на моторное масло. В этом случае между ценой на один и спросом на другой товар существует обратная связь.

  1. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос.

      Кроме того, к неценовым детерминантам  спроса можно отнести рекламу, стимулирующую  сбыт определенных товаров, и покупку  в кредит. Многие вещи длительного  пользования (автомобили, мотоциклы, мебель, бытовые приборы и др.) приобретаются  в рассрочку. Если кредит становиться  благоприятным (взносы уменьшаются, а  сроки возврата ссуды увеличиваются), то размеры спроса, разумеется, возрастают. Они, наоборот, сокращаются в результате ухудшения условий покупки в рассрочку [9. С.491].

      Отсутствие  статичности в вышеперечисленных  составляющих приводит к «изменению в спросе», что не следует смешивать  с «изменением величины спроса». Как уже отмечалось, изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (его сокращение). То есть, изменяются намерения потребителей относительно покупки продукта по причине изменений детерминант спроса.

      В противоположность этому, изменение  величины спроса означает передвижение с одной точки постоянной кривой на другую ее точку. Другими словами, это есть переход от одной комбинации «цена – количество продукта»  к другой их комбинации. Причиной изменения  величины спроса служит изменение цены данного товара.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  спрос многолик, а так же не постоянен, так как на него влияет много факторов и при его изменении на какой-либо вид товара нужно учитывать каждый из этих факторов и, конечно же, состояние  рынка на данный момент. 

      2. Предложение, факторы  его определяющие.

2.1 Закон предложения

      Предложение – это количество товаров с  определенными ценами, поступившее  на рынок, которое готовы продать  производители [4. С.195].

      На  предложение влияют различные рыночные факторы, среди которых важнейшую  роль играют цены на продаваемые продукты, так как обычно возникает возможность  реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам.

      Допустим, на каком-то местном рынке продается  картофель. По мере увеличения цены количество предлагаемого для продажи картофеля  будет возрастать.

            Таблица 2

Шкала предложения 

Цена  картофеля (руб. за кг) Продавцы готовы продать (т)
15 20
13 12
11 8
9 6
7 4
5 3

 

      Шкала предложения показывает, сколько  товаров продавцы готовы продать  по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.

      Степень изменения объема предложения в  ответ на увеличение цены характеризует  эластичность предложения. Мерой этого  изменения является коэффициент  эластичности предложения Кп :

      Кп = Объем предложения (в %)/ Рост цен (в %)

      Эластичным  предложения становиться тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную  резинку повысилась на 4%, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 8%. В таком случае коэффициент эластичности будет равен: Кп = 8% / 4% = 2.

      Неэластичным  предложение будет, если оно не измениться при повышении или понижении  цен, что характерно для многих товаров  в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся  товаров, которые невозможно хранить  в больших количествах (скажем, свежую клубнику).

      Закон предложения характеризует следующую  функциональную зависимость предложения  от цены: чем выше цена (причина), тем  в большей мере растет предложение  продуктов со стороны продавцов (следствие) и наоборот. Эта зависимость  отражена на графике (Рис. 3).

      

      Рис. 3 Закон предложения 

      Восходящий  характер кривой предложения отражает действие закона предложения: для подавляющей  части благ, чем выше будет цена на них, тем большее количество соответствующих  благ будет произведено и выброшено  на рынок. Это обусловлено тем, что  выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, так как  издержки производства или затраты  на его выпуск остались неизменными. Если цена выросла, а издержки остались на прежнем уровне, то разность между выручкой от реализации товара и его издержками увеличится. А эта разность и есть не что иное как прибыль.

      Вогнутый  характер кривой предложения демонстрирует  процесс, в котором первоначальное повышение цены на товар провоцирует  вовлечение в него все большего количества предприятий, что обусловливает  определенный всплеск предложения  данного товара. Дальнейшее повышение  цены в конечном счете приведет к насыщению предложения, ибо резервы расширения производства постепенно исчерпываются и количество предлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характера расположения кривой предложения среди экономистов остаются разногласия. Одни из них считают, что она хотя и замедленно, но постоянно продвигается вверх направо. Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую и дальнейшее изменение (повышение) цены остается без внимания, ибо существуют определенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствовании производства.

      Итак, предложение изменчиво, производителям всегда нужно «держать руку на пульсе», чтобы на рынке не произошел избыток  товаров или их дефицит, а так  же требуется постоянное изучение цен  на аналогичную продукцию, чтобы  не завысить цену и не потерять покупателей.

2.2 Неценовые детерминанты

      Все это, однако, рассматривается при  «прочих равных условиях», но аналогично кривой спроса экономисты при построении кривой предложения учитывают и  неценовые детерминанты. Ими являются цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке. Итак, воздействие на предложение каждой из детерминант:

  1. Цены на ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены. Поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение. Если цены на железную руду и кокс повышаются. То это увеличивает издержки производства стали, что ведет к сокращению его предложения.
  2. Технология.  Совершенствование технологии производства, техники, организации работы означает, что открытие новых знаний, налаживание новых способов производства позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов; следовательно снизятся производственные издержки и вырастет предложение. К примеру, недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь (при передачи по медным проводам теряется 30% энергии).
  3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтому повышение налоговых ставок может увеличить издержки производства и снизить предложение. Дотации же считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
  4. Цены на другие товары. Например, фирма, выпускающие спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные в целях увеличения массы прибыли.
  5. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы на рынок, ожидая повышение цены на нее в будущем. Что вызовет сокращение текущего предложения.
  6. При данном объеме производства, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение [7. С. 296].

      Помимо  этого, в некоторых источниках отмечают погодные условия,  как фактор, оказывающий  большое влияние на сельскохозяйственное производство. Колебание погодных условий  может оказывать благоприятное  и неблагоприятное воздействие  на издержки сельскохозяйственного  труда и сбор урожая, что в конечном итоге повлияет на предложение.

      Различие  между изменением в предложении  и изменением величины предложения  аналогично различиям в спросе. Изменение  в предложении выражается в смещении всей кривой (увеличение предложения  смещает ее вправо, уменьшение –  влево), причиной чего служит изменение  одной или более детерминант  предложения. Изменение же величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку  постоянной кривой предложения. И причиной такого передвижения является изменение  цены на рассматриваемый продукт.

      Рассмотрим  подход к анализу равновесной  цены, используя графический метод. При этом, не забывая, что воздействие  происходит со стороны спроса, а  производство, следуя за спросом, в  зависимости от того или иного  закона производительности будет иметь  либо неизменные, либо изменяющиеся издержки, что окажет свое влияние на уровень  цен.

      Предложение в краткосрочном периоде. Предположим, при стабильном увеличении спроса товаропроизводители  будут наращивать производство при  одной и той же технической  оснащенности, то есть не будут осуществлять модернизацию и реконструкцию, обновление оборудования. В этом случае, если расширяющиеся  масштабы подвержены действию закона постоянной производительности, издержки производства и цены остаются неизменными, происходит увеличение предложения  товара. В результате устанавливается новое равновесие между спросом и предложением при прежнем уровне цен.

      Если  производство, реагируя на увеличивающийся спрос, подпадает под действие убывающей производительности. То, во-первых, масштабы расширения производства (предложения) значительно меньше по сравнению с той ситуацией, когда действует закон постоянной производительности. Во-вторых, расширение предложения связано с увеличением издержек, а следовательно, и цены, что не наблюдалось в первом случае.

      При расширении масштабов производства действует закон возрастающей производительности. Во-первых, здесь наблюдается значительное расширение предложения товаров. Во-вторых, это существенное расширение предложения сопряжено со снижением издержек производства и соответственно с уменьшением цены предложения на данный товар.

Информация о работе Рыночное равновесие