Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Освоить теоретические основы спроса;
Рассмотреть факторы изменения спроса;
Раскрыть теоретические основы предложения;
Исследовать неценовые детерминанты предложения;
Ознакомиться с понятием равновесия спроса и предложения;
Рассмотреть рыночное равновесие по Маршаллу и Вальрасу;
Усвоить частные случаи равновесия;
Изучить паутинообразную модель функционирования рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Спрос, факторы его определяющие 4
1.1 Закон спроса 4
1.2 Факторы изменения спроса 8
2. Предложение, факторы его определяющие. 11
2.1 Закон предложения 11
2.2 Неценовые детерминанты 13
3. Рыночное равновесие 18
3.1 Понятие равновесия спроса и предложения 18
3.2 Устойчивость равновесия по Вальрасу и Маршалу 19
3.3 Частные случаи равновесия 23
3.4. Паутинообразная модель 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Экономика. Курсовая с изменением.docx

— 854.06 Кб (Скачать файл)

      Предложение в долгосрочном периоде. Это действие законов производительности в условиях технического переоснащения производства.

      Итак, обратимся к закону постоянной производительности (Рис. 4).

      

      Рис. 4 Закон постоянной производительности 

      Предположим, что спрос на продукцию начинает стабильно расти, тогда товаропроизводители  с целью дальнейшего расширения производства начнут осуществлять инвестиции. Если при этом с расширением масштабов  производства (предложения) оно подвержено действию закона постоянной производительности, то кривая предложения приобретет горизонтальное положение, как и при действии этого закона в условиях прежних  технологий и старой оснащенности производства – кривая предложения П. Однако переоснащение  производства привело к сокращению издержек производства, что позволило  перейти на более низкий уровень  цен – кривая предложения П′ (Рис. 8).

      В обоих случаях неизменны издержки и цены в условиях действия закона постоянной производительности. Различие состоит лишь в том, что его действие, проявляющиеся в стабильности издержек и цен, в первом случае было обусловлено масштабами производства (Qk) при одной его технической оснащенности, во втором случае (Qm) – при другой его технической оснащенности. [2. С.205]

      Если  в условиях спроса происходит техническое  перевооружение производства и наращивание  производственных мощностей с целью  увеличения предложения данного товара, то при действии закона убывающей производительности незначительное расширение производства вызывает снижение издержек и цены в меньших масштабах по сравнению с условиями, когда действует закон постоянной производительности.

      В условиях технического переоснащения  и расширения масштабов производства последнее может подпадать под  действие возрастающей производительности. В результате происходит значительное увеличение предложения товара по сравнению  с тем случаем, когда действует  закон постоянной производительности. При этом одновременно происходит понижение  цены предложения.

      Во  всех трех случаях рассмотрено действие законов производительности при  переходе от одного уровня технической  оснащенности к другому. Речь идет о  взаимосвязи масштабов производства с научно-техническим прогрессом. Во всех случаях произошло снижение уровня издержек производства и цены, но в разных масштабах, что было обусловлено  действием трех различных законов  производительности благодаря использованию  в производстве достижений науки  и техники.

      Однако  покупатели и продавцы не могут полностью  находиться под властью законов  спроса и предложения. У них имеются  свои внутренние пределы участия  в рыночных сделках. Дело в том, что в рыночной практике существует два вида цен: первый из них – цена продавца – тот ее уровень ниже которого владелец товара не хочет сбывать его на рынке (цена не покроет его расходов и не даст желаемого дохода); другой – цена покупателя – ее величина, выше которой он не станет платить за благо (из-за отсутствия таких денег, невыгодности сделки). Еще в старину это выражали словами: «У купца своя цена, у покупателя – своя».

      Значит, предложение прямопропорционально зависимо от цены и спроса, но так как предпочтения покупателей всегда меняются, и существуют множество факторов, влияющих на объемы производства товаров и их качество, то и предложение очень изменчиво, очень трудно предугадать, нужен ли товар покупателю в таком объеме на текущий период времени.

 

3. Рыночное равновесие

3.1 Понятие равновесия  спроса и предложения

     Естественным  вопросом, возникающим после изучения спроса и предложения по отдельности, является изучение их совместного поведения. Особенно нас будет интересовать равновесие на рынке. Понятие равновесия является базовым не только в микроэкономике и макроэкономике, но и во всех разделах экономической науки.

     Именно  наличие равновесия позволяет говорить о стабильных и эффективных точках. А отсутствие равновесия может сказать о невыполнении какого либо из условий существования. К примеру, стороны не смогли договориться, потому что одна чувствовала себя ущемленной – это отсутствие эффективности в обмене. Поэтому равновесие и условия его существования является очень важным вопросом в экономике.

     Равновесная цена – цена, при которой величина спроса одновременно равна величине предложения.

     Равновесный объем – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить, одновременно соответствует количеству товара, которое продавцы хотят и могут продать на рынке.

      Собственно  равновесием мы назовем точку равновесного объема и цены (p0, x0 ) (Рис. 1) .

        

      Рис. 5 Рыночное равновесие

Устойчивость  равновесия

Анализ  рыночного равновесия с точки  зрения его устойчивости важный вопрос и требует определенного представления о том механизме, посредством которого устанавливается равновесие на рынке. Есть два классических понимания этого механизма – по Маршаллу и по Вальрасу.

3.2 Устойчивость равновесия  по Вальрасу и Маршалу

     Рассмотрим  рыночное равновесие с точки зрения Леона Вальраса. Швейцарский экономист математик Леон Вальрас (1834-1910 гг.) стремился ответить на вопрос:  как рынки и секторы экономики функционируют в наиболее общем (чистом) виде? На основе каких принципов устанавливается взаимодействие цен, издержек, объемов спроса и предложения на различных рынках?

     Вальрас исходил из того, что решение проблемы может быть достигнуто с помощью  использования математического  аппарата. Весь экономический мир  он разделил на Две большие группы: фирмы и домохозяйства. Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы. Домашние хозяйства – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров. Роли продавцов и покупателей постоянно меняются. В процессе обмена расходы производителей товаров превращаются в доходы домохозяйств, а все расходы домохозяйств – в доходы производителей (фирм). [18. С.193]

     Построив  довольно сложную систему взаимосвязанных  уравнений, Вальрас доказывает, что система равновесности может быть достижима как некий «идеал», к которому стремится конкурентный рынок (Рис. 6).

     Положение, получившее название закона Вальраса, гласит: в состоянии равновесия рыночная цена равна предельным издержкам. Таким  образом стоимость общественного продукта равна рыночной стоимости использованных на его выпуск производственных факторов; совокупный спрос равен совокупному предложению.

      

      Рис.6 Равновесие по Вальрасу 

     Конкурентное  рыночное равновесие считается устойчивым, если любое отклонение цены от равновесия вызывает противодействие рынка, заставляющее ее вернуться в равновесное состояние.

     Действительно, наличие излишка товара у продавца при уровне цены выше равновесного значения, скорее всего, заставит его снизить цену, чтобы избавиться от этого излишка.

     Дефицит товара, образующийся при снижении цены, ниже равновесного значения и позволяет продавцу повышать цену. Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром, и вследствие этого цена повышается. Процесс, который Вальрас называл процессом «нащупывания» равновесной цены, идет непрерывно до тех пор, пока избыточный спрос не становится равным нулю.

     А теперь изучим равновесие с позиции  Альфреда Маршалла. Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл (1842-1924) известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете.

     Маршал  предложил переключить усилия экономистов  с теоретических споров вокруг стоимости  на изучение проблемы взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы протекающих  на рынке. Он тщательно проанализировал как складываются и взаимодействуют эти силы, ввел понятие «эластичности спроса», предложил свою теорию рыночной цены.

     Объяснение  рыночной цены у Маршалла опирается  как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Иначе говоря, ученый предложил «компромиссный» подход, при котором цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. [9. С.301]

     Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степень полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть – по крайней мере – ниже издержек производства. Между  продавцами и покупателями достигается  компромисс,  в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне (Рис. 7).

     Равновесная цена, по Маршаллу, это та цена, которую готов уплатить потребитель (исходя из субъективной оценки полезности товара), и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар (исходя на уровне издержек на его производство). Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются частями одного всеобщего закона спроса и предложения. 

     

     Рис. 7 Равновесие по Маршаллу

     Расхождения взглядов Вальраса и Маршалла при  описании механизма функционирования рынка вызваны тем, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго – цены недостаточно гибки и при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на них, чем цены.

     Если  кривая спроса имеет отрицательный, а кривая предложения – положительный наклон, то модели Вальраса и Маршалла приводят к одному и тому же устойчивому равновесию. Если это не так, то устойчивости может не быть.

     Теперь  мы можем анализировать изменение  равновесия в зависимости от изменения спроса и предложения, а конкретно от факторов, влияющих на эти изменения (Рис. 8).  

     Рис. 8 Основные механизмы изменения равновесия 
 

     В случае автономного изменения предложения, рис. 8-а, меняется кривая предложения и величина спроса, т.к. кривая спроса остается неизменной.

     Например, это может быть изменение технологии производства товара, влияние технического прогресса. Ситуация на рис. 8-b может быть осуществлена при увеличении доходов покупателей. Ситуация на рис. 8-c более сложная, она может отражать падение цен в экономике – дефляцию.

     Таким образом, модели Вальраса и Маршалла приводят, хотя бы с теоретической  точки зрения, к различным условиям устойчивости равновесия. Причиной этих различий являются различные исходные представления о функционировании рыночного механизма, лежащие в  основе рассматриваемых нами моделей. Можно ли сказать, что модель Вальраса правильно описывает действие рыночного  механизма, а модель Маршалла - неправильно (или наоборот)? Наверное, нет. В самом  деле, процесс установления равновесия в коротком периоде лучше описывается  с помощью модели Вальраса, когда, например, избыточный спрос ведет  к повышению цены до равновесного значения.

     В то же время для анализа достижения равновесия в длительном периоде  удобнее пользоваться моделью Маршалла, в которой объем предложения  возрастает, если цена спроса превышает  цену предложения.

3.3 Частные случаи равновесия

     Рассмотрим  основные случаи равновесия, которые  могут сложиться на различных рынках.

     Цена  больше дохода

     

     Рис. 9 Динамика равновесия

     Доход потребителя меньше равновесной  цены. Он автоматически вытесняется  с рынка.

     Ситуация  на рынке труда

     

     Рис. 10 Равновесия на рынке труда

     Из-за вида кривой предложения труда на рынке возможны два равновесия 1 E и 2 E , но не одновременно. Точка 1 E более предпочтительна для домохозяйства, т.е. продавца труда, а точка 2 E – для предприятия, т.е. покупателя труда.

     Хотя  условия попадания рынка в  каждую из точек лежат вне модели равновесия, более вероятно равновесие 1 E . Дело в том, что равновесие 1 E устойчивое (как по Вальрасу, так и по Маршаллу) – при колебаниях рынок возвращается в эту точку. Равновесие 2 E – неустойчиво по Вальрасу, т.к. при колебаниях, рынок не возвращается в эту точку – либо попадает в 1 E , либо уходит на бесконечность. По Маршаллу равновесие 2 E – устойчиво.

Информация о работе Рыночное равновесие