Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:53, реферат
Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, значительно влияющая на решение экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем в любой индустриально развитой стране. Производство автомобильных компонентов играет особую роль в автомобилестроении. Индустрия автокомпонентов объединяет производителей самых различных изделий: от сидений, элементов шасси, колесных дисков, дверных ручек, стекол, пластиковых элементов и заканчивая коробками передач, сложными электронными узлами, а сегодня и системами навигации, мобильной связи и мультимедиа.
Введение.................................................................................................................3
Развитие отечественного производства с 2006 по 2011 года..............................4
Классификация автокомпонентов на внутреннем рынке России...................11
Лизинг и кредит...............................................................................................23
Ввоз иностранных автокомпонентов на внутренний рынок России.............25
Развитие совместных предприятий ...............................................................33
Экспорт отечественных автокомпонентов.....................................................35
Меры, предпринятые в автомобильной промышленности на Российском рынке в результате кризиса............................................................................37
Заключение......................................................................................................41
Список источников................
Структурные и составляющие подотрасли автокомпонентов можно классифицировать в зависимости от степени сложности производимого продукта и их участия в производственной цепочки. Рынок автомобильных компонентов подразделяется на:
Первичный рынок автокомпонентов
Поставка автомобильных компонентов, ориентированная на первичный авторынок, напрямую зависит от объемов выпуска автомобилей на российских заводах. Согласно предварительной оценке, в 2008 году на территории России было выпущено около 1,5 млн легковых автомобилей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. При этом рост объемов производства происходит в первую очередь за счет увеличения сборки иномарок. На их долю сейчас приходится порядка 40% от общего объема выпуска легковых автомобилей в РФ. Суммарная емкость рынка компонентов и материалов для сборки легковых автомобилей в России оценивается аналитиками компании «Автостат» в 12,5 млрд USD, из которых более половины (6,7 млрд USD) приходится на долю импорта. При этом, несмотря на финансовый кризис, объем первичного рынка автокомпонетов в следующем году снизиться не должен - благодаря введению новых пошлин на ввоз автомобилей в Россию уменьшение суммарной емкости российского авторынка будет происходить в первую очередь за счет снижения объемов импорта транспортных средств, а сборка иномарок в России станет еще более выгодным.
Вторичный рынок
В установившейся практике автокомпоненты, направляемые в запасные части и, соответственно, их рынок состоит из двух направлений:
Оригинальные запчасти в
классическом понимании имеют торговую
марку и должны продаваться исключительно
через компанию. Неоригинальные запчасти,
согласно классической теории, выпускают
фирмы-имитаторы без гарантии соответствия
техническим требованиям
Структура продаж запчастей к иномаркам на российском рынке, % от объема в стоимостном выражении (по данным компании «Рольф ПДК»)
Эксперты рынка автомобильных запчастей полагают, что если российские таможенники всерьез возьмутся за проблему «серого» импорта, доля официальных импортеров должна вырасти до 80-85%. Достижение данных показателей является минимальным для того, чтобы легальные импортеры могли конкурировать с «серым» и «черным» ввозом. Усиление таможенного контроля может способствовать повышению цен на запчасти для иномарок. Однако эксперты полагают, что крупные официальные импортеры запчастей, вероятно, будут готовы снизить цены, если смогут увеличить объемы продаж. Наряду с намерениями таможенных служб по борьбе с «серым» импортом автомобильных запчастей, контроль на рынке запчастей усиливают российские автопроизводители. Так, АВТОВАЗ с 2007 года планировал существенно увеличить объемы централизованных поставок запчастей, производимых изготовителями комплектующих, через собственную сервисно-сбытовую сеть. Соответствующие изменения были внесены в условия договоров с заводами-поставщиками комплектующих. Ожидается, что реализация запчастей внешнего производства через вазовскую торговую сеть позволит минимизировать риск получения дилерами контрафакта и избежать применения поддельных комплектующих при гарантийном и послегарантийном обслуживании автомобилей LADA. Характеризуя современную ситуацию в сфере потребления автомобильных запчастей на российском рынке необходимо отметить, что сегодня два основных сегмента рынка запчастей – сегменты запчастей к отечественным автомобилям и иномаркам – развиваются с разной степенью интенсивности. Рынок отечественных автозапчастей отличается стабильностью и балансом спроса и предложения, здесь практически не наблюдается дефицита автомобильных запчастей. В сегменте автозапчастей для иномарок наблюдается превышение спроса над предложением и дефицит товара.
Примечательно, что
основная часть контрафактной
и некачественной продукции
Активный прирост российского
парка легковых транспортных
средств и возросшая
Российский рынок
В 2011 году суммарный объем
рынка (вторичного и первичного) составил
27,5 млрд. долларов США. В ближайшие
годы рынок сохранит высокие темпы
роста и будет прибавлять ежегодно
по 20-30%. Это будет происходить, как
за счет роста производства автомобилей,
так и за счет импорта. Растущий парк
автомобилей позволит вторичному рынку
автокомпонентов сохранить
Структура рынка автокомпонентов России также претерпевает изменения. Уже сегодня на долю автозапчастей для иномарок приходится до 70% рынка. Характерной особенностью российского рынка является то, что в нашей стране крайне низкий уровень производства автокомпонентов. Подавляющая доля автокомпонентов для иномарок, как для сборки автомобилей, так и для продажи на вторичном рынке – это импорт, причем не всегда качественный.
Краткая характеристика OEM.
В 2011 году в на российские конвейеры будет поставлено автокомпонентов на сумму свыше 17 млрд. долларов. Это на 5,5 млрд. больше, чем в 2010 году. По сравнению с предкризисным 2008 годом, рынок OEM также вырос – более чем на 6 млрд. долларов. Изменилась, по сравнению с докризисной ситуацией и доля автокомпонентов для сборки иномарок. В 2008 году они составляли менее 65% рынка. В текущем году – почти 80%. Необходимо признать, что локализация производства автокомпонентов происходит все же довольно медленно. Эксперты рассчитывают на новый режим промсборки, благодаря которому в ближайшие 5 лет автосборочные предприятия должны выйти на 60% уровень локализации. Это позволит значительно повысить объем производства автомобильных компонентов и узлов внутри страны.
Вторичный рынок.
Aftermarket оказался гораздо более стабильным сегментом, чем первичный рынок автокомпонентов. В 2009 году объем поставок автокомпонентов на вторичный рынок сократился чуть более, чем на 1 млрд. долларов, и уже в 2010 году рынок показал рост по сравнению с 2008 годом на 1 млрд. долларов. В текущем году, по прогнозу «Автостата» рынок вырастет ориентировочно на 3 млрд. долларов и превысит отметку в 20 млрд. долларов. По сравнению с 2008 годом кардинальным образом изменилась структура рынка. Если три года назад доля автозапчастей на отечественные автомобили составляла 41,8 %, то на данный момент этот показатель снизился до 34,4%. Тенденция к снижению доли автокомпонентов на отечественные автомобили сохранится в ближайшие годы. Темпы роста вторичного рынка автокомпонентов также сохраняться, при условии сохранения благоприятной экономической конъюнктуры. Наиболее ёмкими сегментами вторичного рынка остаются шины и детали подвески. По этому параметру российский рынок также заметно отличается от европейского, на котором доля деталей подвески не значительна, а наибольший объем продаж приходится на шины и автомасла. Высокий спрос на детали подвески, трансмиссии, рулевого управления и тормозной системы объясняется с одной стороны крайне плохими дорожными условиями, с другой стороны – довольно высоким средним возрастом российского автопарка. По наблюдениям статистиков. В первые три года эксплуатации 50% всех расходов на обслуживание автомобиля приходится на автомасла (технические жидкости) и расходные материалы (фильтры, щетки стеклоочистителя, свечи зажигания, ремни). В России очень высока доля автомобилей, чей срок эксплуатации уже перешел за этот барьер, соответственно, в структуре затрат российских автовладельцев заметную долю составляют запчасти для ремонта двигателя и его систем, трансмиссии, рулевого управления и так далее.
«Оригинальные» запчасти (автокомпоненты, поставляемые под брендом автопроизодителя) составляют в структуре продаж не более 30%. Наиболее объемный сегмент рынка, от 40 до 60% - это качественные «дубликаты». Данным термином обозначаются аналоги оригинальных запчастей, которые нередко имеют одобрение завода-изготовителя автомобилей. Рынок контрафакта по-прежнему очень высок. Несмотря на то, что в последние годы он заметно сократился, эксперты «Автостата» оценивают его в 20-30% рынка, что сопоставимо с объемами продаж оригинальных автокомпонентов.
Каналы продаж.
Как известно, до начала 2000-х годов основным и практически единственным каналом реализации автозапчастей на вторичном рынке России были автомобильные рынки. Рынок автосервисных услуг долгое время развивался параллельно и не был напрямую связан с рынком автокомпонентов. В настоящее время большинство автосервисов являются такими же полноценными продавцами автокомпонентов, что автомагазины. Однако объемы продаж автокомпонентов через сервисные центры пока оставляют желать лучшего. Сказывается сложившаяся привычка многих автомобилистов – закупать расходные материалы и запчасти самостоятельно до поездки на СТО. В настоящее время доля автосервисов (дилерских и независимых) в общем объеме продаж составляет не более 30%. В то же время «автобарахолки» потеряли свою роль, уступив лидерство крупным торговым сетям и специализированным автомагазинам. Сегодня через эти торговые точки продается до 45% всех автокомпонентов на вторичном рынке.
Перспективы.
Работа на рынке автокомпонентов сегодня сулит хорошую выгоду. В ближайшие годы в стране ожидается дальнейший рост, как первичного, так и вторичного рынка автокомпонентов. В стране сложился высокий спрос на качественные автокомпоненты собственного производства. Режим промсборки требует от автопроизводителей уже через 5 лет довести локализацию производства автокомпонентов до 60%. Многие эксперты указывают на то, что при сегодняшнем состоянии отрасли данную задачу выполнить невозможно. Существующие в России производители автозапчастей, за редким исключением, не отвечают требованиям мировых автопроизводителей по качеству, поэтому рост производства в стране будет происходить, в основном, за счет новых предприятий, инвестировать в которые будут ведущие мировые производители. Эксперты убеждены, что высокая норма прибыли и ожидаемый рост российского автопарка в ближайшие годы привлечет в нашу страну целый ряд известных компаний.
В то же время, производство автокомпонентов в нашей стране по-прежнему остается рискованным и непрозрачным бизнесом. Рост производства сдерживают многочисленные административные барьеры и низкая культура производства.