Рынок автомобильных компонентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, значительно влияющая на решение экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем в любой индустриально развитой стране. Производство автомобильных компонентов играет особую роль в автомобилестроении. Индустрия автокомпонентов объединяет производителей самых различных изделий: от сидений, элементов шасси, колесных дисков, дверных ручек, стекол, пластиковых элементов и заканчивая коробками передач, сложными электронными узлами, а сегодня и системами навигации, мобильной связи и мультимедиа.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Развитие отечественного производства с 2006 по 2011 года..............................4
Классификация автокомпонентов на внутреннем рынке России...................11
Лизинг и кредит...............................................................................................23
Ввоз иностранных автокомпонентов на внутренний рынок России.............25
Развитие совместных предприятий ...............................................................33
Экспорт отечественных автокомпонентов.....................................................35
Меры, предпринятые в автомобильной промышленности на Российском рынке в результате кризиса............................................................................37
Заключение......................................................................................................41
Список источников................

Файлы: 1 файл

автокомпоненты.docx

— 2.03 Мб (Скачать файл)

Структурные и составляющие подотрасли автокомпонентов можно классифицировать в зависимости от степени сложности производимого продукта и их участия в производственной цепочки. Рынок автомобильных компонентов подразделяется на:

  1. Первичный – компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере.
  2. Вторичные – запчасти для продажи через сервис и магазины.

Первичный рынок  автокомпонентов 

Поставка автомобильных  компонентов, ориентированная на первичный авторынок, напрямую зависит от объемов выпуска автомобилей на российских заводах. Согласно предварительной оценке, в 2008 году на территории России было выпущено около 1,5 млн легковых автомобилей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. При этом рост объемов производства происходит в первую очередь за счет увеличения сборки иномарок. На их долю сейчас приходится порядка 40% от общего объема выпуска легковых автомобилей в РФ. Суммарная емкость рынка компонентов и материалов для сборки легковых автомобилей в России оценивается аналитиками компании «Автостат» в 12,5 млрд USD, из которых более половины (6,7 млрд USD) приходится на долю импорта. При этом, несмотря на финансовый кризис, объем первичного рынка автокомпонетов в следующем году снизиться не должен - благодаря введению новых пошлин на ввоз автомобилей в Россию уменьшение суммарной емкости российского авторынка будет происходить в первую очередь за счет снижения объемов импорта транспортных средств, а сборка иномарок в России станет еще более выгодным.

Вторичный рынок 

В установившейся практике автокомпоненты, направляемые в запасные части и, соответственно, их рынок  состоит из двух направлений:

  1. Рынок оригинальных запасных частей
  2. Рынок неоригинальных запасных частей (контрафактных).

Оригинальные запчасти в  классическом понимании имеют торговую марку и должны продаваться исключительно  через компанию. Неоригинальные запчасти, согласно классической теории, выпускают  фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов. Неоригинальные автозапчасти, представленные на российском рынке, условно можно разделить на две группы. Первая – это компоненты солидных зарубежных и отечественных производителей, не учтенные и не прошедшие таможенный контроль. Продукция такого рода в большинстве случаев опасности для здоровья автомобиля не представляет. Вторая группа – это контрафактные запчасти, произведенные в Китае и на территории других развивающихся стран. Именно эта низкокачественная продукция может стать угрозой для технического состояния автомобиля. В сложившейся ситуации российские правоохранительные органы собираются серьезно взяться за автомобильные рынки, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. В частности, журнал «Бизнес» сообщает о том, что вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня намерена активно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, в настоящее время на нем доминируют именно «серые» импортеры. Так, на долю «серого» импорта приходится более 70% от объема продаж запчастей к иномаркам в стоимостном выражении (или 1,8 млрд. долларов США).

Структура продаж запчастей к иномаркам на российском рынке, % от объема в стоимостном  выражении (по данным компании «Рольф ПДК»)

Эксперты рынка автомобильных  запчастей полагают, что если российские таможенники всерьез возьмутся  за проблему «серого» импорта, доля официальных  импортеров должна вырасти до 80-85%. Достижение данных показателей является минимальным  для того, чтобы легальные импортеры  могли конкурировать с «серым»  и «черным» ввозом. Усиление таможенного  контроля может способствовать повышению  цен на запчасти для иномарок. Однако эксперты полагают, что крупные официальные  импортеры запчастей, вероятно, будут  готовы снизить цены, если смогут увеличить объемы продаж. Наряду с намерениями таможенных служб по борьбе с «серым» импортом автомобильных запчастей, контроль на рынке запчастей усиливают российские автопроизводители. Так, АВТОВАЗ с 2007 года планировал существенно увеличить объемы централизованных поставок запчастей, производимых изготовителями комплектующих, через собственную сервисно-сбытовую сеть. Соответствующие изменения были внесены в условия договоров с заводами-поставщиками комплектующих. Ожидается, что реализация запчастей внешнего производства через вазовскую торговую сеть позволит минимизировать риск получения дилерами контрафакта и избежать применения поддельных комплектующих при гарантийном и послегарантийном обслуживании автомобилей LADA. Характеризуя современную ситуацию в сфере потребления автомобильных запчастей на российском рынке необходимо отметить, что сегодня два основных сегмента рынка запчастей – сегменты запчастей к отечественным автомобилям и иномаркам – развиваются с разной степенью интенсивности. Рынок отечественных автозапчастей отличается стабильностью и балансом спроса и предложения, здесь практически не наблюдается дефицита автомобильных запчастей. В сегменте автозапчастей для иномарок наблюдается превышение спроса над предложением и дефицит товара.

 Примечательно, что  основная часть контрафактной  и некачественной продукции представлена  в сегменте запчастей к отечественным  автомобилям, среди запчастей  к иномаркам доля такой продукции  существенно ниже. Однако в сегменте  иностранных автозапчастей много  запчастей, бывших в употреблении, они создают конкуренцию оригинальным  автомобильным запчастям, поскольку  стоят значительно дешевле, а  качеством могут практически  не уступать оригиналам. Применительно  к запчастям для иномарок необходимо  отметить, что спрос на бывшие  в употреблении запчасти связан  также с тем, что доставка  оригинальных запчастей может  занимать довольно значительное  время – от недели до 2-3 недель, в зависимости от региона поставки. Для осуществления эффективной деятельности компаниям, реализующим запчасти на иностранные марки автомобилей, необходимо налаживать эффективную сеть поставок, обеспечивающую оперативность доставки автозапчастей под заказ.

 Активный прирост российского  парка легковых транспортных  средств и возросшая интенсивность  использования личного и коммерческого  транспорта стали стимулами для  дальнейшего роста вторичного  рынка автокомпонентов. Если в  прошлом году его объем в  денежном выражении составлял  порядка 31 миллиарда долларов  США, то в текущем году он  оценивался специалистами компании  «Автостат» уже в более чем $35 миллиардов. При этом на узлы и детали, предназначенные для автомобилей отечественных марок, приходится более 56% от этой суммы – почти $19,8 миллиардов. Результат иностранных брендов несколько скромнее: 44% и $15,6 млрд. Такое соотношение обусловлено, прежде всего, значительным преобладанием отечественных автомобилей в парке Российской Федерации. На конец 2008 года на учете в ГИБДД состоит около 20 миллионов отечественных автомобилей против 12,5 миллионов иномарок. При этом стоит заметить, что отрыв в стоимости запчастей для российских машин в денежном выражении получился не столь значительным, а соотношение в ближайшее время может смениться на противоположное.

Российский рынок автокомпонентов  заметно отличается от европейского, американского или японского. Главное отличие – преобладание вторичного сегмента рынка, над первичным. Грубо говоря, в автомагазинах и на СТО Российской федерации продается гораздо больше запчастей, чем поставляется на автомобильные заводы. Наблюдается также высокая доля контрафактных и низкокачественных автокомпонентов. Однако, по прогнозу компании «Автостат» в скором времени ситуация может существенно измениться в лучшую сторону.

В 2011 году суммарный объем  рынка (вторичного и первичного) составил 27,5 млрд. долларов США. В ближайшие  годы рынок сохранит высокие темпы  роста и будет прибавлять ежегодно по 20-30%. Это будет происходить, как  за счет роста производства автомобилей, так и за счет импорта. Растущий парк автомобилей позволит вторичному рынку  автокомпонентов сохранить очень  высокие объемы, хотя его доля по отношению к первичному рынку  будет продолжать сокращаться. В  последние годы соотношение долей  первичного и вторичного рынка автокомпонентов  начало меняться. За последние три  года в стране начало работу сразу  несколько автосборочных производств. По данным «Автостата» в 2007 году соотношение рынка OEM (первичная комплектация) к aftermarket (вторичный рынок) составляло 38.4% против 61,6%, соответственно. В 2011 году показатели кардинально поменялись. На долю OEM приходится уже 45,4%, в то время, как рынок aftermarket удерживает 54,6%.

Структура рынка автокомпонентов  России также претерпевает изменения. Уже сегодня на долю автозапчастей  для иномарок приходится до 70% рынка. Характерной особенностью российского  рынка является то, что в нашей  стране крайне низкий уровень производства автокомпонентов. Подавляющая доля автокомпонентов для иномарок, как  для сборки автомобилей, так и  для продажи на вторичном рынке  – это импорт, причем не всегда качественный.

Краткая характеристика OEM.

В 2011 году в на российские конвейеры будет поставлено автокомпонентов на сумму свыше 17 млрд. долларов. Это на 5,5 млрд. больше, чем в 2010 году. По сравнению с предкризисным 2008 годом, рынок OEM также вырос – более чем на 6 млрд. долларов.  Изменилась, по сравнению с докризисной ситуацией и доля автокомпонентов для сборки иномарок. В 2008 году они составляли менее 65% рынка. В текущем году – почти 80%. Необходимо признать, что локализация производства автокомпонентов происходит все же довольно медленно.  Эксперты рассчитывают на новый режим промсборки, благодаря которому в ближайшие 5 лет автосборочные предприятия должны выйти на 60% уровень локализации. Это позволит значительно повысить объем производства автомобильных компонентов и узлов внутри страны.

Вторичный рынок.

Aftermarket  оказался гораздо более стабильным сегментом, чем первичный рынок автокомпонентов. В 2009 году объем поставок автокомпонентов на вторичный рынок сократился чуть более, чем на 1 млрд. долларов, и уже в 2010 году рынок показал рост по сравнению с 2008 годом на 1 млрд. долларов. В текущем году, по прогнозу «Автостата» рынок вырастет ориентировочно на 3 млрд. долларов и превысит отметку в 20 млрд. долларов. По сравнению с 2008 годом кардинальным образом изменилась структура рынка. Если три года назад доля автозапчастей на отечественные автомобили составляла 41,8 %, то на данный момент этот показатель снизился до 34,4%. Тенденция к снижению доли автокомпонентов на отечественные автомобили сохранится в ближайшие годы. Темпы роста вторичного рынка автокомпонентов также сохраняться, при условии сохранения благоприятной экономической конъюнктуры. Наиболее ёмкими сегментами вторичного рынка остаются шины и детали подвески. По этому параметру российский рынок также заметно отличается от европейского, на котором доля деталей подвески не значительна, а наибольший объем продаж приходится на шины и автомасла.  Высокий спрос на детали подвески, трансмиссии, рулевого управления и тормозной системы объясняется с одной стороны крайне плохими дорожными условиями, с другой стороны – довольно высоким средним возрастом российского автопарка. По наблюдениям статистиков. В первые три года эксплуатации 50% всех расходов на обслуживание автомобиля приходится на автомасла (технические жидкости)  и расходные материалы (фильтры, щетки стеклоочистителя, свечи зажигания, ремни). В России очень высока доля автомобилей, чей срок эксплуатации уже перешел за этот барьер, соответственно, в структуре затрат российских автовладельцев заметную долю составляют запчасти для ремонта двигателя и его систем, трансмиссии, рулевого управления и так далее.

«Оригинальные» запчасти (автокомпоненты, поставляемые под  брендом автопроизодителя) составляют в структуре продаж не более 30%. Наиболее объемный сегмент рынка, от 40 до 60% - это качественные «дубликаты». Данным термином обозначаются аналоги оригинальных запчастей,  которые нередко имеют одобрение завода-изготовителя автомобилей. Рынок контрафакта по-прежнему очень высок. Несмотря на то, что в последние годы он заметно сократился, эксперты «Автостата» оценивают его в 20-30% рынка, что сопоставимо с объемами продаж оригинальных автокомпонентов.

Каналы продаж.

Как известно, до начала 2000-х  годов основным  и практически  единственным каналом реализации автозапчастей  на вторичном рынке России были автомобильные  рынки. Рынок автосервисных услуг долгое время развивался параллельно и не был напрямую связан с рынком автокомпонентов. В настоящее время большинство автосервисов являются такими же полноценными продавцами автокомпонентов, что автомагазины. Однако объемы продаж автокомпонентов через сервисные центры пока оставляют желать лучшего. Сказывается сложившаяся привычка многих автомобилистов – закупать расходные материалы и запчасти самостоятельно до поездки на СТО. В настоящее время доля автосервисов (дилерских и независимых) в общем объеме продаж составляет не более 30%.  В то же время «автобарахолки» потеряли свою роль, уступив лидерство крупным торговым сетям и специализированным автомагазинам. Сегодня через эти торговые точки продается до 45% всех автокомпонентов на вторичном рынке.

 

 

Перспективы.

Работа на рынке автокомпонентов  сегодня сулит хорошую выгоду. В ближайшие годы в стране ожидается  дальнейший рост, как первичного, так  и вторичного рынка автокомпонентов. В стране сложился высокий спрос на качественные автокомпоненты собственного производства. Режим промсборки требует от автопроизводителей уже через 5 лет довести локализацию производства автокомпонентов до 60%. Многие эксперты указывают на то, что при сегодняшнем состоянии отрасли данную задачу выполнить невозможно. Существующие в России производители автозапчастей, за редким исключением, не отвечают требованиям мировых автопроизводителей по качеству, поэтому рост производства в стране будет происходить, в основном, за счет новых предприятий, инвестировать в которые будут ведущие мировые производители. Эксперты убеждены, что высокая норма прибыли и ожидаемый рост российского автопарка в ближайшие годы привлечет в нашу страну целый ряд известных компаний.

В то же время, производство автокомпонентов в нашей стране по-прежнему остается рискованным и  непрозрачным бизнесом. Рост производства сдерживают многочисленные административные барьеры и низкая культура производства.

Информация о работе Рынок автомобильных компонентов