Рынок ценных бумаг Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить рынок ценных бумаг Японии.
Задачи работы – изучить структуру фондового рынка Японии; определить основные ценные бумаги Японии; изучить особенности японских акций, как одного из основных видов ценных бумаг Японии, проследить исторический путь развития института японских акций; рассмотреть особенности японских облигаций, в частности государственных облигаций Японии; изучить деятельность Токийской фондовой биржи.

Содержание работы

Введение
2
1. Фондовый рынок Японии
6
1.1 Структура рынка
6
1.2 Виды и особенности обращения ценных бумаг
10
1.2.1 Рынок акций
12
1.2.2 Рынок облигаций
16
1.3 Регулирование фондового рынка Японии
23
1.4 Основные индексы
26
2. Биржевой фондовый рынок
27
Заключение
30
Список использованной литературы
32

Файлы: 1 файл

реферат-Макроэк2 - окончательный.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Эмиссия средне- и долгосрочных облигаций происходит ежемесячно. Первичное  размещение 2-летних облигаций осуществляется в аукционной форме, а 5-летних – путем подписки участников консорциума андеррайтеров, включающего более 800 разнообразных финансовых учреждений. Вторичный оборот этих бумаг развит довольно слабо. При первичном размещении долгосрочных облигаций на определенную часть (40%) каждой эмиссии подписывается консорциум андеррайтеров. Другая часть продается на аукционах широкой публике. Средневзвешенная аукционная цена служит основой определения цены выкупа части эмиссии андеррайтерами. Размещение сверхдолгосрочных облигаций происходит на аукционной основе раз в три месяца.

Государственные облигации  выпускаются в бездокументарной форме; реестр их держателей ведет Банк Японии. Расчеты по счетам депо проводят клиринговые банки. Долгосрочные и  сверхдолгосрочные облигации котируются на Токийской фондовой бирже, однако в целом (95% стоимостного оборота) вторичный рынок государственных облигаций является внебиржевым.

Государственные облигации  Японии котируются на Токийской фондовой бирже и могут продаваться  и покупаться в ходе торговых сессий в торговом зале пакетами по 1000 иен. Однако большие объемы торгов проходят на внебиржевом рынке между крупными компаниями, которые работают с ценными бумагами. Облигации выпускаются с использованием комбинированной системы. На 60% каждого выпуска подписывается консорциум банков, институциональные инвесторы и компании, занимающиеся ценными бумагами. Оставшаяся часть выносится на аукцион для широких масс. Средняя цена, сложившаяся по результатам аукциона, используется в качестве основы для цены, которая предлагается консорциуму за вычетом небольшой комиссии за андеррайтинг.

Купонный доход, приносимый государственными облигациями, облагается 20%-ным налогом, от которого освобождены  отдельные институциональные категории  инвесторов.

Корпоративные облигации.

Рынок корпоративных облигаций в Японии традиционно был развит значительно слабее. Однако сегодня прослеживается тенденция роста размеров эмиссии этих ценных бумаг, особенно конвертируемых и купонных облигаций. Это преимущественно внебиржевой рынок. После снятия в конце 1980-х годов некоторых законодательных запретов расширялись масштабы форвардных сделок с частными облигациями, а также развивалась деятельность обслуживающих их институтов. С 1979 г. в Японии начал функционировать рынок депозитных сертификатов.

Среди японских корпоративных облигаций есть облигации банков, производственных предприятий, государственных учреждений, муниципальные и др.

Крупные банки ежемесячно выпускают облигации для привлечения  ресурсов, направляемых на долгосрочное кредитование различных сфер экономики. Размеры процентной доходности по этим облигациям подлежат согласованию с Министерством финансов.

Облигации производственных предприятий могут выпускаться  только при участии доверительных  банков. В стране существуют достаточно жесткие правила эмиссии этих ценных бумаг, в частности предъявляются высокие требования к состоянию баланса эмитента.

Облигации государственных  учреждений выпускаются ограниченным числом государственных агентств или  корпораций (менее 40). Примером может  служить Японская финансовая корпорация, привлекающая таким путем ресурсы для нужд местных органов власти, которые не в состоянии сами изыскать их. Такие облигации выпускают на 10-летний период под гарантии правительства. Министерство финансов регулирует размеры их эмиссии и содействует размещению на рынке.

Муниципальные облигации  эмитируются префектурами, городами и муниципалитетами для финансирования конкретных инвестиционных проектов также  на 10 лет. При прочих равных условиях процентная доходность этих бумаг выше, чем по государственным облигациям.

 

Правительственные облигации подразделяются на:

  1. Долгосрочные – облигации, которые выпускаются на срок свыше 5 лет – 6, 10, 20 и 30 (с 1999г.) лет и купонные проценты по которым выплачиваются 2 раза в год;
  2. Среднесрочные – на срок 2-5 лет;
  3. Казначейские векселя – краткосрочные дисконтные инструменты, выпускаемые на срок 3, 6 и 12 месяцев с номиналом не ниже 10 млн. йен на ежемесячных аукционах;

Векселя управления наличностью, или финансовые векселя правительства  – краткосрочные дисконтные инструменты, выпускаемые на срок 2 месяца с номиналом не ниже 10 млн. йен.

Облигации правительственных  агентств с правительственной гарантией  выпускаются на 10 лет 35 государственными корпорациями (агентствами) в частности, Государственной корпорацией жилищного кредитования. Муниципальные облигации выпускаются префектурами, городами и муниципалитетами для финансирования определенных инвестиционных проектов, обычно на 10 лет, процентная ставка практически не отличается от ставки по правительственным облигациям аналогичного срока.

На долю государственных  облигаций приходится свыше 60%, корпоративных  – 10%, муниципальных и банковских – 7%, банковских сертификатов – 5%. Облигации  могут выпускаться как именные, так и предъявительские.

Вторичный рынок государственных облигаций практически полностью внебиржевой, хотя долгосрочные облигации имеют котировку на TSE. Особенность Японии: более половины государственных облигаций принадлежит государственным учреждениям – правительственным агентствам и ЦБ. На японском рынке негосударственных облигаций преобладают банки.

Иностранные облигации.

Это облигации, выпущенные нерезидентами в валюте страны, где выпускаются облигации, и регулируемые законодательством страны-эмитента этой валюты. Иностранные облигации – финансовые инструменты международного финансового рынка. В операциях с иностранными облигациями посредничество осуществляется международными банками и их синдикатами.

Евройеновые облигации, облигации Samurai и Daimyo относятся к другим видам корпоративных облигаций. Облигации иностранцев, обращающиеся в Японии, называются «самураи бондз». Samurai – это облигации нерезидентов, обращающиеся на японском рынке. Они номинируются в иенах, выпускаются за пределами Японии и предназначены главным образом для иностранных инвесторов. Облигации «даймио» выпускаются в Японии транснациональными корпорациями, иностранными эмитентами, международными корпорациями. Расчеты по ним осуществляются через международные депозитарно-клиринговые системы Euroclear или Clearstream, проценты выплачиваются 1 раз в год.19

Евройеновые облигации  выпускаются за пределами Японии, но выраженны в йенах. Евройеновые облигации могут быть приобретены и японскими инвесторами с определенными ограничениями. Проценты, как по большинству еврооблигаций, выплачиваются раз в год. Расчеты осуществляются через международные депозитарно-клиринговые системы Euroclear или Clearstream.

1.3 Регулирование фондового рынка Японии

В Японии сложилась двухуровневая  система регулирования, при которой  контроль за рынком осуществлялся как  государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.

В 1948 г. в Японии по образу и подобию Комиссии по ценным бумагам  и биржам США была образована Комиссия по ценным бумагам Японии. Однако когда американцы ушли, Комиссия в 1951 г. была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом перешли министерству финансов (и полномочия принадлежали ему до появления в 1992 году новой Комиссии по ценным бумагам и биржам).

Стоит упомянуть о  тесной связи Минфина Японии с  частным сектором. В Японии существует традиция, носящая название "амакудари", согласно которой государственный  бюрократ по достижении им пенсионного  возраста в 55 лет получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении. Существует непосредственная связь между министерством финансов и сообществом брокерско-дилерских фирм именно по этой линии. При этом, однако, стоит иметь в виду, что число сотрудников в управлении ценных бумаг министерства финансов Японии было невелико: всего 150 человек.

При министерстве финансов был создан совещательный орган - совет по ценным бумагам и биржам. Совет состоит из 20 специалистов, связанных с индустрией ценных бумаг, назначаемых министерством на два года. В функции совета входит подготовка рекомендаций для министерства финансов по совершенствованию законодательства по ценным бумагам.

Министерство финансов Японии вообще являлось главным финансовым регулирующим органом в Японии. Его полномочия распространялись также на банки.

В июле 1992 г. в Японии появилась  новая Комиссия по ценным бумагам  и биржам, в функции которой  входило наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.

Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990 -1991 гг., выявившим серьезные злоупотребления на рынке, манипулирование ценами и использование служебной (внутренней) информации..

1 апреля 1993 г. в Японии  вошел в силу закон о реформе  финансовой системы. Закон частично упразднил барьеры, существовавшие между банками и брокерскими фирмами. На основе этого закона японским банкам (сначала долгосрочного кредита, а затем и прочим) было разрешено осуществлять андеррайтинг твердопроцентных ценных бумаг.

Фактически был отменен закон "О ценных бумагах и биржах" (1948 г.), согласно которому банкам было запрещено выполнять броккерско-диллерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами

Одновременно броккерско-диллерским фирмам был открыт доступ к доверительным банковским операциям.

В 1994 г. Министерство финансов разрешило городским банкам учреждать  дочерние компании по торговле ценными  бумагами (без права совершать  сделки с акциями и производными от них ценными бумагами).

В апреле 1998 г. в Японии началась новая широкомасштабная реформа финансовой системы, получившая по аналогии с английской реформой 1986 г. название "Большая встряска" (Big Bang). Реформа рассчитана на несколько лет (1998-2001) и предусматривает поэтапную полную либерализацию финансовой системы. Например, разрешается создавать финансовые холдинговые компании (что после войны было запрещено).

Перечислим некоторые  новшества: фирмам разрешено осуществлять брокерские операции с ценными бумагами без государственной лицензии; полностью  упраздняются барьеры между банками, компаниями по ценным бумагам и доверительными банками: они получают право заниматься бизнесом друг друга; предусматривается устранение запрета на выполнение банками и компаниями по ценным бумагам услуг страховых компаний, и наоборот. Кроме того, отменяются ограничения на владение акциями листинговых компаний нерезидентами (ранее не более 10%). В то же время ужесточаются наказания за нечестные операции на финансовом рынке. Также отменяется существовавший ранее фактический запрет на выкуп собственных акций корпорациями.

Одним из элементов реформы  явилось создание специального регулирующего  органа вне министерства финансов, на который возложен контроль над  всей финансовой системой страны (175 национальными  банками, 93 иностранными банками, 76 страховыми компаниями и 226 броккерско-диллерскими фирмами и т.д.),- Агентства финансового надзора (Financial Supervisory Agency). Агентство приступило к работе в июне 1998 г.

Агентство подчинено  непосредственно премьер-министру. Министерство финансов будет отвечать за планирование и формулирование финансовой политики в целом и координировать деятельность в области международных финансовых отношений, в первую очередь вопросы, связанные с валютной политикой.

1.4 Основные индексы

Главный фондовый индекс Японии - "Nikkei" (сокращенное от словосочетания "nihon keizai" - "nihon" по-японски Япония, а "keizai" - "финансы, экономика"). В его выборку входят 225 акций, торгуемых на Токийской фондовой бирже. Это среднеарифметический невзвешенный индекс, рассчитываемый по той же методике, что DJIA. Публикуется с 1950г.

Второй достаточно популярный индекс - Topix, рассчитываемый с 1968г. по всем акциям, торгуемым на 1-ой секции ТФБ. Индекс JPN является модифицированным взвешенным по цене индексом, отражающим динамику 210 обыкновенных акций, активно торгуемых на Токийской фондовой бирже и представляющих обширный срез всех отраслей японской экономики. JPN тесно связан, но не идентичен индексу Nikkei.

 

    1. Биржевой фондовый рынок

Первая японская фондовая биржа была основана в Токио в 1878 г. в качестве коммерческой организации. В 1943 г. Токийская фондовая биржа была закрыта и вновь воссоздана как акционерный некоммерческий институт в 1949 г. Сегодня в Японии насчитывается восемь фондовых бирж, расположенных в Токио, Осака, Саппоро, Нагоя, Киото, Хиросима, Фукуока, Ниигата. Крупнейшим рынком в Японии является Токийская фондовая биржа, на которую приходится примерно 95% оборота по акциям. Крупной биржей является также Осакская фондовая биржа. На остальные 6 фондовых бирж приходится несколько процентов всего оборота.

Японские банки сегодня  активно участвуют в операциях  иностранных фондовых бирж, а крупные  банки стран Западной Европы и  США осуществляют инвестиции в экономику  Японии, активизируя деятельность японских фондовых бирж.

Организационные основы деятельности японских фондовых бирж во многом схожи с основами деятельности бирж других развитых стран. Фондовые биржи здесь являются акционерными; они одновременно выполняют функции  торговых площадок и расчетно-клиринговых центров, тесно сотрудничая с Японским депозитарным центром (Japan Securities Depository Centre, JASDEC), созданным в 1984 г.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Японии