Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

В Украине рынок ценных бумаг находится в стадии своего становления. С января 1992 года работает Украиниська фондовая биржа (УФБ) с Центральным депозитарием ценных бумаг, сетью филиалов и брокерских контор по всей территории Украины. С декабря 1993 на бирже введена в действие система электронного оборота ценных бумаге, которая не исключает возможности котировки материализованных ценных бумаг. Растет количество внебиржевых финансовых посредников, торговцев ценными бумагами, инвестиционных фондов и компаний. Увеличивается число эмитентов, зарегистрировавших выпуск своих ценных бумаг в Министерстве финансов Украины, постоянно растет общий объем их эмиссии.

Содержание работы

Введение.
И. Рынок ценных бумаг - обязательный элемент рыночной экономики:
а) место рынка ценных бумаг в финансовой системе и его инструменты
б) структура рынка ценных бумаг
ИИ. Ценные бумаги: классификация, виды, взаимосвязи:
а) ценные бумаги первого порядка
б) ценные бумаги второго и третьего порядка
ИИИ. Государственно-правовое и институционально правовое регулирование рынка ценных бумаг:
а) общая характеристика
б) виды правового регулирования рынка ценных бумаг
в) органы институционально-правового регулирования рынка ценных бумаг.
IV.
Централизованный рынок ценных бумаг:
а) понятие централизованного рынка
б) цель централизации рынков ценных бумаг
в) участники рынка ценных бумаг
г) схема фондовой взаимодействия.
V.
Фондовая биржа: организация котировки ценных бумаг:
а) фондовая биржа как организованный рынок ценных бумаг
б) котировки и состояния рынка.
Заключение.

Файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Простые акции - это акции, прибыль от которых полностью  обусловлено чистым доходом предприятия  и его дивидендной политикой.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем определенных средств и подтверждает обязательство  эмитента возместить владельцу номинальную  стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный  срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями  выпуска). Облигации отличаются от акций  главным образом тем, что их владелец не является членом акционерного общества, а значит и не имеет права голоса на собрании акционеров.

По акции, облигации могут  быть именными и на предъявителя, находиться в свободном обращении и с  ограничениями. Кроме того, различают  процентные и беспроцентные (целевые) облигации. Прибыль с процентных облигаций выплачивается в соответствии с условиями их выпуска, которыми предусматриваются размеры и  сроки выплаты процентов. Номинальная  стоимость облигации возвращается владельцу после ее погашения. Прибыль  по облигациям целевых займов (беспроцентных) не выплачивается. Владельцу такой  облигации после наступления  оговоренного срока предоставляется  возможность приобрести соответствующие  товары.

Государственное казначейское обязательство - вид ценных бумаг  на предъявителя, на добровольных началах  розповсюджеються среди населения, свидетельствуют о внесении их владельцами денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода. Казначейское обязательство выпускаются на следующие сроки:

·

  1. до одного года (краткосрочные)

·

  1. от 1 до 5 лет (среднесрочные)

·

  1. от 5 до 10 лет (долгосрочные).

Сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка  о депонировании денежных средств, предоставляет его владельцу  право по окончании оговоренного срока получить депозит и соответствующие  проценты. Имеет место выпуск сертификатов как именных, так и на предъявителя. Однако в оборот в рынок могут  поступать только сертификаты на предъявителя, ведь продажа (отчуждение) именных сертификатов, по законодательству, является недействительным.

Вексель - ценная бумага (документ), удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления

определенного срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).

Во всем мире по удельному  весу основу ценных бумаг составляют акции и облигации.

Кроме акций и облигаций, достаточно распространенным объектом торговли на фондовом рынке также  депозитные свидетельства и варранты.

Депозитное свидетельство - это ценная бумага, которая подтверждает, что лицо владеет акциями одной  из иностранных компаний, которые  хранятся в одном из банков, и  имеет право на получение дивидендов, а также на часть активов этой корпорации в случае ее ликвидации. Депозитные свидетельства предоставляют  возможность доступа корпораций на иностранные фондовые рынки, а  иностранные граждане, вместо покупки  акций зарубежных компаний, имеющих  возможность приобрести их субститы в виде депозитных свидетельств.

Варранты составляют специфический  вид ценных бумаг, которые выпускаются  вместе с привилегированными акциями  и облигациями и дают владельцу  право на покупку простых акций  по оговоренной цене в течение  установленного периода (как правило, несколько лет). Этот инструмент позволяет  акционерному обществу снизить процент  регулярных выплат по облигациям или  привилегированным акциям, потому что  предоставляет возможность инвесторам получать прибыль на разнице курсов простых акций в случае ее роста  по сравнению с оговоренной в варранты.

Спекулятивными объектами  фондовой торговли также опционы  и фьючерсы.

Опцион - это соглашение (контракт) между партнерами, один из которых  выписывает и продает опционный  сертификат, а другой - покупает его, то есть получает право до оговоренной  даты за фиксированную цену приобрести определенное количество акций у  лица, которое выписало опцион (опцион на покупке), или же продать их (опцион на продажу). Существуют две разновидности  опционов «американский», который можно  реализовать в течение всего  срока контракта, и (европейский), который  реализуется на определенную дату.

Однако в обоих случаях  главной особенностью опциона является то, что его владелец получает право  купить или продать акции по предварительно согласованным условиям, а продавец контракта принимает на себя обязательства  по его исполнению.

Фьючерс - также является контрактом, согласно которому лицо, заключившее  его, берет на себя обязательство  по истечении определенного срока  продать клиенту (или купить у  него) определенное количество финансовых инструментов по оговоренной цене. Однако, в отличие от опциона, расчет по истечении срока фьючерсного  контракта является обязательным.

Фьючерсные операции на сегодня  является основным видом товарных и  валютных рынках мира. Важно добавить, что с середины 70-х годов в связи с ростом амплитуды колебаний процентных ставок на рынках инструментов займа объектами фьючерсных сделок стали также виды долговых обязательств: вид казначейских векселей с самым длительным сроком погашения 12 месяцев до долгосрочных облигаций корпораций.

Депозитные сертификаты, варранты, опционы, фьючерсы широко распространены на фондовых рынках Запада. Предполагается также, что фиктивный капитал  второго порядка - инвестиционные сертификаты - скоро появятся на фондового рынка Украины. Они могут быть как именными, так и на предъявителя. Номинальная стоимость одного сертификата должна равняться номинальной стоимости обниеи акции принадлежит основателям. В условиях развития процесса приватизации в Украине инвестиционные сертификаты должны стать одними из самых популярных производных ценных бумаг.

Глава III

Правовое регулирование  рынка ценных бумаг Украины заключается  в упорядочении взаимодействия и  защите интересов его участников путем установления определенных правил, критериев и стандартов относительно отношений по поводу ценных бумаг. Во ценными бумагами здесь понимаются как денежные документы, определенные и Законе Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», ток и производные от них - опционные и другие срочные контракты.

Упомянутые правила, критерии и стандарты являются обязательными  для всех без исключения участников рынка ценных бумаг. Нарушение правил, критериев или стандартов со стороны  отдельных участников создает угрозу для существующего порядка на рынке, а затем затрагивает интересы других участников. В связи с этим к нарушителям могут применяться  меры воздействия и принуждения.

Для того чтобы иметь характер правового, регулирования рынка  ценных бумаг должно осуществляться на законных основаниях. Это означает, что, во-первых, такое регулирование  может осуществлять только те государственные  органы и институты, регулирующие полномочия которых закреплены в законе или  подзаконных актах, во-вторых, при  здейсненни регулирования государственные органы и институты-регуляторы должны действовать в пределах своей компетенции в рамках установленных процедур.

Современный рынок ценных бумаг Украины является не только явлением чисто экономического характера, поскольку цивилизованное заключения сделки купли-продажи ценных бумаг, услуг по посреднической деятельности и т.д., как и во всех без исключения странах мира, требует стройной системы правового регулирования действий участников рынка. Последнее может осуществляться государственными органами (государственно-правовое регулирование) и отдельными институтами (институционально-правовое регулирование). Оба вида правового регулирования рынка ценных бумаг являются взаимосвязанными, во многих случаях они дополняют друг друга.

Поскольку рынок ценных бумаг  является сложной совокупностью  общественных отношений по поводу ценных бумаг, то его регулирование имеет  общий и конкретный аспекты. Общий  аспект правового регулирования  означает внедрение правил, критериев. Стандартов, обязательных для всех участников фондового рынка; конкретный - обязательных только для определенных участников этого рынка.

Как правило, общеобязательное правовое регулирование злийснюеться органами государства, т.е. правила, критерии и стандарты рынка ценных бумаг устанавливаются государственными органами, и они обязательны для всех индивидуальных или институциональных участников. Более того, они также являются обязательными и для самих государственных органов. Примерами таких правил могут быть, в частности, определения понятий акций в Законе Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» или правило, согласно которому предоставление разрешения на осуществление посреднической деятельности на фондовом рынке является прерогативой Министерства финансов Украины.

Что касается институционально-правового  регулирования, то правила, критерии и  стандарты, определенные институтами-регуляторами, обязательны только для определенных (конкретных) участников рынка ценных бумаг. Например, «Правила допуска ценных бумаг к котировке на Украинской фондовой бирже", являются обязательными  только для тех эмитентов, ценные бумаги которых котируются на бирже.

Государственно-правовое и  институционально-правовое регулирование  рынка ценных бумаг является не только видами правового регулирования, а  и его двумя составными частями.

Государственно-правовое регулирование  рынка ценных бумаг в Украине  осуществляется рядом государственных  органов, которые составляют систему  государственных органов регулирования  в этой сфере. Между указанными органами существует определенный иерархический и отраслевое разделение.

В современную систему  органов государственно-правового  регулирования рынка ценных бумаг  Украины входят, в частности, следующие: орган законодательной власти - Верховная  Рада Украины органы центральной  исполнительной власти - Президент  Украины, Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины, Министерство экономики Украины и некоторые  другие. Кроме того, важную роль в этой системе играют институты, которые не являются органами законодательной или исполнительной власти, но подотчетны Верховной Раде Украины, например, Национальный банк Украины, Фонд государственного имущества Украины и т.д., а также местные органы власти, главным образом, местные государственные администрации (к их компетенции относятся вопросы регистрации юридических  лиц или регистрации иностранных инвестиций и т.п.) и органы судебной власти, в том числе арбитражные суды.

Практически ни один из названных  органов системы государственно-правового  регулирования не осуществляет упорядочение отношений исключительно на рынке  ценных бумаг Украины. Все они  регулируют или отдельные аспекты  взаимодействия на этом рынке, или упорядочивают  отношения в этой сфере экономики  наряду с другими ее сферами. Например, отношения регистрации выпуска акций и облигаций предприятий регулируются законами, которые принимает Верховная Рада Украины, и приказами Министерства финансов Украины, предоставление разрешения на осуществление посреднической деятельности коммерческими банками регулируются общим документом Национального банка Украины и Министерства финансов Украины; валютном регулировании ценных бумаг осуществляется в соответствии в акты Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины; отношения перемещения ценных бумаг через государственную границу регулируются общим документом Национального банка Украины и Государственного таможенного комитета Украины; отношения преобразования государственных предприятий в акционерные общества регулируются законами Верховной Рады Украины, указами Президента Украины, нормативными актами Фонда государственного имущества и т.п..

Особенностью государственно-правового  регулирования является то, что оно  выполняется государственными органами и осуществляется, главным образом, на основе применения принципа субординации и принуждения.

В большинстве стран мира существуют специальные органы центральной  исполнительной власти, которые обобщенно  называются комиссиями по ценным бумагам. Некоторые из функций, которые обычно выполняются такими комиссиями, в  Украине осуществляет Министерство финансов. В частности, это касается регистрации выпусков акций и  облигаций предприятий, регистрации  информации об открытом выпуск акций, предоставления разрешения на осуществление посреднической деятельности с ценными бумагами и т.п.. Проблема создания органа, который будет выполнять функции комиссии по ценным бумагам, актуальна и для Украины.

Поскольку в рамках единого  рынка ценных бумаг страны, как  правило, сосуществуют биржевой и внебиржевой  сектора, отношения на каждом из них  упорядочиваются самоуправляющимися институтами-регуляторами: на биржевом фондовом рынке - фондовой биржей, на внебиржевом - ассоциациями дилеров по ценным бумагам. В Украине функции института-регулятора на биржевом рынке ценных бумаг выполняет Украинская фондовая биржа, а на внебиржевом - Украинская ассоциация торговцев ценными бумагами. Указанные два сектора рынка ценных бумаг и соответственно две системы институционального регулирования дополняют друг друга. Однако имеются и некоторые различия.

Фондовые биржи очень  специфическими самоуправляющимися институтами. Здесь стоит зазаначиты, что в разных странах уровень самоуправления фондовых бирж разный. Например, в италии и Японии - это почти государственные учреждения, а во Франции и Германии - рыночные институты, деятельность которых номинального подчиняется государству, однако строго регламентируется законодательством и внутренними правилами, отрабатывались веками. Необходимость такого регулирования понятна, ведь деятельность фондовой биржи имеет особое значение не только для фондового сектора экономики, но и для функционирования экономического механизма страны в целом.

Как правило, на фондовой бирже  котируются ценные бумаги респектабельных  и признанных компаний, составляющих ядро национальной экономики. Вместе котировки  ценных бумаг на фондовой бирже является показателем солидности эмитента, подтверждает его репутацию и характеризует  как надежного партнера. Отсюда фондовые биржи традиционно устанавливают  гораздо более строгие и более  совершенные процедуры допуска ценных бумаг к котировке, заключающиеся в проверке хозяйственного и финансового состояния эмитентов, а также повышенные требования по контролю за соглашениями, которые заключаются на биржевых торгах.

Информация о работе Рынок ценных бумаг