Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

В Украине рынок ценных бумаг находится в стадии своего становления. С января 1992 года работает Украиниська фондовая биржа (УФБ) с Центральным депозитарием ценных бумаг, сетью филиалов и брокерских контор по всей территории Украины. С декабря 1993 на бирже введена в действие система электронного оборота ценных бумаге, которая не исключает возможности котировки материализованных ценных бумаг. Растет количество внебиржевых финансовых посредников, торговцев ценными бумагами, инвестиционных фондов и компаний. Увеличивается число эмитентов, зарегистрировавших выпуск своих ценных бумаг в Министерстве финансов Украины, постоянно растет общий объем их эмиссии.

Содержание работы

Введение.
И. Рынок ценных бумаг - обязательный элемент рыночной экономики:
а) место рынка ценных бумаг в финансовой системе и его инструменты
б) структура рынка ценных бумаг
ИИ. Ценные бумаги: классификация, виды, взаимосвязи:
а) ценные бумаги первого порядка
б) ценные бумаги второго и третьего порядка
ИИИ. Государственно-правовое и институционально правовое регулирование рынка ценных бумаг:
а) общая характеристика
б) виды правового регулирования рынка ценных бумаг
в) органы институционально-правового регулирования рынка ценных бумаг.
IV.
Централизованный рынок ценных бумаг:
а) понятие централизованного рынка
б) цель централизации рынков ценных бумаг
в) участники рынка ценных бумаг
г) схема фондовой взаимодействия.
V.
Фондовая биржа: организация котировки ценных бумаг:
а) фондовая биржа как организованный рынок ценных бумаг
б) котировки и состояния рынка.
Заключение.

Файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Значительная часть акционерных  компаний объективно не является достаточно весомыми звеньями экономического механизма, так как их хозяйственное и финансовое состояние, хотя и может быть высоким, не удовлетворяет требованиям фондовых бирж. В этом случае они котируются свои ценные бумаги на внебиржевом фондовом рынке. Однако неверно было бы считать, что в обращении на внебиржевом рынке находятся ценные бумаги неких «ненадежных», «малозначимых» или «непристижних» эмитентов. Котировки на внебиржевом рынке может означать, что объемы уставных фондов и хозяйственных оборотов компаний-эмитентов есть несколько меньше, чем у тех, ценные бумаги которых допускаются на фондовую биржу. В противном случае эмитенты, возможно, не желают по каким-то причинам быть объектом постоянного контроля со стороны института-регулятора или не желают часто публиковать сведения о своем хозяйственный и финансовое состояние и т.п..

Благодаря правовому регулированию  ассоциаций дилеров по ценным бумагам  современные внебиржевые рынки  развитых стран достаточно разветвленными, оснащенными и эффективными системами. В этом секторе могут реализовываться  значительные количества ценных бумаг  различных эмитентов.

С другой стороны, в условиях развития компьютерных технологий повышаются критерии и стандарты обращения  ценных бумаг на внебиржевых фондовых рынках, правила участия в внебиржевой взаимодействия становятся более четкими и требовательными.

последнее время наметилась тенденция к приближению отдельных требований по участию в биржевом и внебиржевом рынках. Однако, отметим, это требует наличия на внебиржевом рынке определенных институтов, которые в Украине пока нет. Кроме того, эмитенты должны быть надежными компаниями с определенными перспективами развития и занимать прочные хозяйственные и финансовые позиции. Вместе они должны следовать принципу «открытости» относительно своих действительных и потенциальных инвесторов.

Таким образом, институты-регуляторы биржевого и внебиржевого секторов рынка ценных бумаг должны выполнять  схожие задачи по правовому регулированию, хотя каждый действует в своей  сфере. В то же время регулирующие меры в каждой из этих сфер рынка  ценных бумаг должны дополнять друг друга, поскольку общее состояние  институционального правового регулирования  зависит от состояния соответствующего регулирования в секторах фондового  рынка. Необходимо однако отметить, что в подавляющем большинстве стран мира в силу высокого уровня организованности именно фондовая биржа выступает стабилизирующим фактором рынка ценных бумаг.

Особенность институционально-правового  регулирования рынка ценных бумаг  состоит в том, что оно основано, с одной стороны, на законодательных  основах и государственном контроле, который однако, ограничен определенными рамками, с другой - на принципах самоуправления, рациональности и морали.

Современный опыт ряда стран  свидетельствует о том, что в  результате развития компьютерных технологий и средств связи контакты между национальными рынками ценных бумаг стали более Интенсвнимать, интернационализация рынков ценных бумаг одновременно способствует усилению конкуренции между ними. Последняя оказалась одной из причин, побудивших к усилению тенденции централизации институционально-правового регулирования в обоих секторах рынка ценных бумаг.

В последние десятилетия  во многих странах, где ранее существовали несколько фондовых бирж, наметилась тенденция к их объединению. В  результате этого процесса институтом, сосредоточивает все биржевой сектор национального рынка, становится одна, ведущая, фондовая биржа.

Так, во Франции и Австралии  в конце 80-х годов нынешнего  века произошло организационное  объединение фондовых бирж вокруг соответствии Парижской и Сиднейской. Другие фондовые биржи в этих странах не были ликвидированы, но они фактически превратились в  филиалы центральных фондовых бирж. Даже если объединение организационно и не происходит, определенные биржи  фактически выполняют функции центральных  фондовых бирж. Например, в США, Великобритании и Японии в последнее время организационных объединений фондовых бирж не происходило, но роль центральных выполняют согласно Нью-Йоркская, Лондонская международная и Такийська международная бирже.

Тенденцию к централизации  биржевых национальных фондовых рынков, очевидно, следует считать объективной.

Как правило, институты-регуляторы осуществляют нормативно-правовое регулирование  отношений в двух плоскостях: во-первых, в рамках внутреннего устройства этих институтов и, во-вторых, в рамках взаимодействия между этими институтами  и другими участниками рынка  ценных бумаг, а также взаимодействия между различными участниками, действующими, скажем, на фондовой бирже. В последнем  случае имеются в виду регулятивные меры, действие которых направляется на упорядочение поведения других участников рынка. Например, в Украине при  регулировании отношений между  институтом-регулятором - УФБ - и другим участником рынка ценных бумаг стороны  действуют в соответствии с «Правилами Украинской фондовой бирже». Этими же Правилами регулируются отношения между брокерами фондовой биржи по поводу заключения соглашений. То есть в указанных случаях регулирования со стороны фондовой биржи является «внешним».

ГЛАВА IV

Централизация как средство макроэкономического регулирования  на мировых финансовых рынках - явление  не новое (например, моноцентрические схемы организации рынков обмена валют). Но термин «централизация» относительно рынков фондовых ценностей имеет  свою специфику и не обязательно  определяет масштабность процесса. В  пределах своей страны централизоваться могут как рынки отдельных  видов и типов финансовых инструментов и локальные рынки по регионам, так и весь рынок ценных бумаг  в общенациональном масштабе.

Понятие «централизованный  рынок» вкратце можно определить так: централизованным есть такой рынок, на котором тот или иной ценная бумага котируется и учитывается  только через одну общенациональную систему котировки и учета, а  котировочная определяется путем сопоставления  спроса и предложения по данному  ценной бумаги . Следовательно, независимо от того, на базе какого института - фондовой бирже или внебиржевого (межбанковского, дилерского) центра котировки - происходит удовлетворение заявок инвесторов на покупку-продажу ценных бумаг, для торговцев как участников (а также для эмитентов и инвесторов) эта цена является обязательным & rsquo ; Обязательным. В итоге цена определяется не торговцем, а самим рынком, а каждая новая заявка влияет на его баланс.

Внедрение в торговой практике принципа централизации рынка (независимо от масштабов процесса) является наиболее действенным антимонопольным мерой, обеспечивающей равенство позиций  для всех участников сделок - эмитентов, инвесторов (частных, институциональных) и профессиональных посредников - торговцев.

Целью централизованного  устройства является, прежде всего, предупреждение возможности монопольного установления цены на ценную бумагу кому-либо - торговцем  или эмитентом. Есть любая ценная бумага имеет котироваться независимо от того, происходит первичное размещение этой бумаги, или он является предметом обращения на вторичном рынке. Только рынок во всей своей совокупности участников определяет, чего стоит тот или иной бумагу. Таким образом, централизация распространяет методы организационно оформленного рынка не только на вторичное обращение, но и охватывает первичное размещение ценных бумаг и обращение срочных финансовых инструментов.

Централизованный рынок  окончательно разграничивает участников на некоммерческой (институты) и коммерческих (субъекты). Институты (и прежде всего главный из них - фондовая биржа) не устанавливают цену, а объективно определяют ее. Институтам запрещено напрямую вмешиваться в коммерческую деятельность субъектов рынка. Задача институтов является обеспечение процессов котировки, выполнения операций и соответственно платежей, учета и хранения ценных бумаг. В последние десятилетия одной из важнейших функций институтов является также вывод баланса рынка, причем (в случае предоставления этим институтам статуса единых национальных) возможным и желанием становится получение общего баланса в масштабах всей страны. Наличие такого баланса имеет не малое значение для оперативного реагирования на колебания конъюнктуры как государственных институтов, так и самой общины коммерческих участников рынка.

Относительно субъектов  рынка, то достигнута на уровне консенсуса согласие о добровольном ограничении собственных рыночных свобод лишает их (субъектов) от несбалансированных, хаотических действий в условиях нестабильной конъюнктуры, сводит к минимуму риск как для инвесторов и эмитентов, так и для профессиональных торговцев. Централизованная модель - щонадийниший средство предупреждения кризисных ситуаций, поддержания и постоянного выравнивания курсов ценных бума, устранение проявлений монополизма отдельных субъектов рынка.

Кроме того, централизация  позволяет избежать дробления рынка на неравноценны сегменты по географическому признаку, так становится возможным определение индексов курса ценных бумаг на территории всей страны. Публикуются эти индексы в официальном издании (бюллетени) фондовой биржи, хотя при наличии внебиржевого сектора органом, выдающим бюллетень, может быть и другая инстанция (например, государственная комиссия по ценным бумагам). В Германии эту функцию, кстати, выполняет частная компания, так и именуется - «Бюллетень ценных бумаг».

Исторический опыт развития и совершенствования национальных рынков ценных бумаг и в целом  мирового фондового рынка доказал  необходимиости участия в рыночном взаимодействии, кроме главных участников (эмитентов и инвесторов), также институтов и профессиональных участников.

К институтов рынка ценных бумаг относятся фондовая биржа, депозитарий и клиринговый банк (или расчетная палата). К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся финансовые посредники: брокеры, которым в Украине выступают банки или доверительные и другие хозяйственные общества и деятельность которых с ценными бумагами является исключительной.

Как правило, в большинстве  стран мира главные участники, институты  и профессиональные участники рынка  ценных бумаг, действующих в централизованной системе, что обеспечивает высокую надежность, безопасность, гарантии и ликвидность рынка ценных бумаг.

В современных условиях в  странах, имеющих по несколько централизованных систем, образованных вокруг фондовых бирж, происходят процессы глобальной централизации, то есть переход к единой централизованной системы национального рынка ценных бумаг путем объединения нескольких фондовых бирж и создание единого национального депозитария и клирингового банка. Такие процессы происходят также в постсоциалистических странах, где создаются единые централизованные системы национальных рынков ценных бумаг.

Согласно этой тенденции  и в соответствии с «Концепцией  функционирования и развития фондового  рынка в Украине», которая одобрена постановлением Кабинета Министров  Украины, основными элементами и  участниками централизованной стстемы электронного обращения ценных бумаг в Украине:

1.

  1. Украинская фондовая биржа как единственное место котировки (определение курсов) ценных бумаг, принятых в обращение и котировки на УФБ.

2.

  1. Национальный депозитарий, который создается на базе Центрального депозитария ценных бумаг при УФБ согласно Указу Президента Украины «О электронном обращении ценных бумаг и Национальный депозитарий». Национальный депозитарий обеспечивает единственный в Украине глобальный оборот ценных бумаг в форме компьютерных (безналичных) записей на счетах и работает в рамках единого программного обеспечения системы «Биржа - Депозитарий - Клирингбанк.

3.

  1. Единственный Клиринговый банк, осуществляющий расчеты по заключенным сделкам купли-продажи ценных бумаг, выплаты дивидендов, процентов и т.д.. Функции клирингового банка выполняет Акционерный банк «Украина».

4.

  1. Брокерские конторы (брокеры), банки-брокеры, зарегистрированные на УФБ и являются участниками Национального депозитария и Клирингового банка. Брокерские конторы ведут счета Клаент в ценных бумагах и денежных средствах,

осуществляющих биржевые сделки по купле-продаже и другие биржевые операции с ценными бумагами.

5.

  1. Другие профессиональные участники - финансовые посредники, банки, инвестиционные компании, доверительные общества, которые не являются брокерами УФБ, но становятся участниками Национального депозитария и Клирингового банка в порядке, устанавливаемом Биржевой советом. Профессиональные участники ведут счета клиентов в ценных бумагах и денежных средствах, а также осуществляют через брокеров биржевые сделки по купле-продаже и другие биржевые операции с ценными бумагами.

6.

  1. Эмитенты, ценные бумаги которых допущены к обращению и котировки на УФБ и которые являются участниками Национального депозитария.

7.

  1. Инвесторы - физические и юридические лица Украины и других стран мира, которые являются клиентами брокеров, банков, других финансовых посредников. То есть лица, которые стали намерены стать владельцами бумажных акций и облигаций или владельцами ценных бумаг в записях на счетах, котирующихся на УФБ.

8.

Информация о работе Рынок ценных бумаг