Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

С 1990 года наша страна начала эпоху возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего такие аспекты, как опыт исторических традиций, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Все же, как это типично случается в России, этот самый опыт не всегда идет на пользу.
Целью предоставленной курсовой работы является обобщение стадий формирования российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг
5
Понятие рынка ценных бумаг и его виды
5
Функции рынка ценных бумаг и его составные части
6
Ценные бумаги и их классификация
8
Субъекты рынка ценных бумаг
11
Глава 2. Анализ истории развития рынка ценных бумаг в России
13
2.1 Этапы развития фондового рынка в России
13
2.2 История развития рынка государственных ценных бумаг в России
29
Глава 3. Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
52

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ1.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Выделение первого транша стабилизационного кредита МВФ в июле 1998 года на короткое время вызвало спекулятивный рост котировок акций. Однако, по существу, ситуация в экономике страны не улучшилась, об использовании денег МВФ ходили самые разноречивые слухи, а выделение остальных займов ставилось в полную зависимость от выполнения российским правительством поставленных МВФ условий. Следует отметить и такой малоприятный факт, что с выделением стабилизационного кредита внешняя задолженность РФ выросла до 150 млрд. долларов.

В середине июля 1998 года предпринята попытка реструктурировать ту часть долга, по ГКО путем их конвертации в среднесрочные и долгосрочные валютные облигации. Несмотря на то, что обмен части ГКО позволил снять основную нагрузку по выплатам с августа-сентября, перенеся ее на несколько лет, он не мог способствовать существенному улучшению ситуации в секторе внутреннего долга.

В конце июля - начале августа индекс РТС достиг критического уровня - 100 пунктов. Именно с этого уровня в 1995 г. начался расчет индекса этой торговой системы. Таким образом, с января по август индекс российского фондового рынка упал в 4 раза, а объемы торгов в РТС сократились в 6 - 8 раз.

Начало августа 1998 года характеризовалось усилением кризисных явлений на валютном рынке, что выразилось в ажиотажном спросе на валюту и существенном росте курса доллара. Потеря ликвидности многими банками привела к началу крупномасштабного межбанковского кризиса. «Подлило масла в огонь» письмо Дж. Сороса, опубликованное в газете Financial Times, в котором говорилось, что финансовые рынки России достигли финальной стадии, в связи с чем российскому правительству придется девальвировать рубль на 15 - 25% и ввести его жесткую привязку к доллару или евро.

На очередное ухудшение ситуации в России откликнулись и влиятельные международные рейтинговые агентства, которые в очередной раз понизили кредитный рейтинг РФ.

Кульминацией финансового кризиса стало заявление правительства от 17 августа о новой экономической политике, предусматривала расширение границ валютного коридора, объявление моратория на погашение внешних долгов и тем самым «замораживание» рынка ГКО. После такого заявления правительство должно было уйти в отставку, что и случилось. Таким образом, финансовый кризис вновь усугубился политическим. [15].

Но фондовому рынку к этому времени уже ничего не угрожало. То, что от него осталось, сложно было назвать рынком: объемы торгов в РТС сократились до 0,5 - 1 млн. рублей, индекс прекратил падение лишь на отметке около 40 пунктов.

Ситуация на рынке акций вынудила основные торговые площадки внести изменения в правила торговли. Так, если согласно старой редакции правил торговли в РТС, максимальное отклонение от лучшей цены на покупку или продажу не должно было превышать 10%, то теперь это ограничение было снято, также как и обязательство участников торговли непрерывно поддерживать как минимум три односторонние котировки. Маркет-мейкеры, вплоть до специального решения совета директоров РТС, были уравнены в правах с участниками торговли, вместо этого введен институт первичных участников торговли. Аналогичные изменения в правилах проведения торгов произошли и на ММВБ.

В течение последующих 4 месяцев рынок акций характеризовался отсутствием как спроса, так и предложения, низкой ликвидностью, вялой динамикой котировок, отсутствием выраженной реакции на поступающие новости. Участники торговли воздерживались от заключения сделок как в связи с многократно возросшими рисками (на рынке упорно циркулировали слухи о возможной национализации некоторых предприятий), так и в связи с низкими ценовыми уровнями.

В начале ноября российское правительство приняло решение провести аукцион по продаже пакета акций «Газпрома», проведению которого летом того же года помешал финансовый кризис. Информация о предстоящем аукционе стала стимулом к повышению котировок акций Газпрома, который потянул за собой весь остальной рынок. Было решено продать 5% акций Газпрома двумя лотами, причем перепродажа акций и их использование в качестве других финансовых инструментов в течение пяти лет была запрещена. Первый лот в размере 2,5% уставного капитала был оценен в 651,021 млн. долларов. До последнего момента были сомнения в том, что в конце года найдется покупатель пакета акций Газпрома, причем по цене, значительно превышающей стоимость акций компании как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В конце декабря был объявлен победитель аукциона, им оказался стратегический партнер Газпрома - немецкая компания «Ruhrgas AG». Как и ожидалось, цена продажи пакета акций российского газового концерна оказалась не намного выше стартовой, составив 660 млн. долларов, или более 13 млрд. рублей, что, тем не менее, позволило госбюджету получить значительную сумму, а Центральному банку РФ - снизить объем денежной эмиссии.

К концу 1998 года ситуация на рынке акций мало изменилась по сравнению с началом осени. Но все же, следует отметить некоторое увеличение объемов торгов на рынке в связи с частичной нормализацией платежной системы страны, а также повышение котировок по сравнению со своим минимальным уровнем, который был отмечен в конце сентября - начале ноября.

За первое полугодие 1999 г. в котировки российских акций продемонстрировали некоторый  рост. Индекс РТС-1 вырос до 130 пунктов, тем самым за первую половину 1999 г. - на 108,4%. За первую половину 1999 г. объем заключенных в РТС сделок составил 950 млн. долларов -  лишь 12,7% от оборота, зарегистрированного в РТС за первые шесть месяцев 1998 года.

Среди факторов, оказавших в первой половине 1999 года наиболее значимое влияние на российский рынок акций, следует выделить следующие:

 Во-первых, в отношениях между  Правительством РФ и руководством  МВФ имел место определенный  прогресс. На прошедшей в начале июня в Санкт-Петербурге встрече С. Степашина и М. Камдессю были сделаны заявления, подтверждающие намерения сторон продолжить работу по реализации программы кредитования России. Между тем уповать же только на МВФ для России было бы неразумно, что связано с позицией нового руководителя МВФ Хорста Кёлера. [16].

Несмотря на отклонение законопроекта о налоге на автозаправочные станции, в июне 1999 года Государственная Дума в целом поддержала правительственный пакет законопроектов. Среди них можно назвать законопроект о внесении поправок в первую часть Налогового кодекса, законопроект о реструктуризации кредитных организаций, законопроект, предоставляющий ЦБ РФ право выпуска собственных облигаций, законопроект о дифференцированном налоге на владельцев автомобилей с объемом двигателя свыше 2,5 литров, законопроект о внесении изменений и дополнений в закон «О Государственной налоговой службе РФ» и т.д.

Во-вторых, во второй половине июня в Нью-Йорке министр финансов М. Касьянов достиг предварительной договоренности с крупнейшими западными кредиторами о предоставлении отсрочки России по долгам бывшего СССР. Это существено немного улучшило настроение портфельных инвесторов, в том числе и на рынке акций, несмотря на снижение рейтинга облигаций (в которые переоформлен долг России лондонскому клубу (IAN)) агентством Fitch IBCA с уровня CC до DD.

В-третьих, с 23 июня иностранным инвесторам была предоставлена возможность покупать акции российских компаний за счет средств, поступивших от погашения ГКО и ОФЗ. Кроме того, нерезидентам разрешено участвовать на первичном размещении корпоративных облигаций и покупать их на вторичном рынке на ММВБ.

В-четвертых, в конце лета 1999 г. были проведены годовые собрания акционеров, РАО «Газпром», «ЛУКойла», «Ростелекома», «Татнефти», «Аэрофлота» и т.д. В предверии этих событий рынок продемонстрировал повышение спекулятивного спроса на акции данных компаний.

В-пятых, продолжился рост цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. Что на 40%-50% обеспечило России положительное сальдо внешней торговли. Напомню, что в 1999 году оно составило 40 млрд. долларов США.

 

2.2.  История развития рынка  государственных ценных бумаг  в России.

 

Появление ГКО связано с Постановлением Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных облигаций» от 8 февраля 1993 года за подписью В. Черномырдина. Еще через десять дней Верховный Совет Федерации разрешил Минфину РФ осуществить в 1993 году размещение займа в 650 миллиардов рублей посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций.

Основные условия выпусков ГКО были утверждены Постановлением Правительства от 27 сентября 1994 года. Регулирование рынка ГКО определялось Положением «Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций», которое было утверждено приказом Центрального банка России от 15 июня 1995 года. Первые выпуски ГКО состоялись в мае 1993 года, и практика первых торгов позволила разработать всю схему обращения этих ценных бумаг, которые стали скоро главной частью фондового рынка России и главным средством финансирования бюджетного дефицита.

ГКО были «абсолютно» ликвидными облигациями (слово «абсолютно» взято в кавычки, поскольку ГКО, как известно, обеспечиваются честным словом Правительства и, как мы убедились в 1998 году, оно - не всегда честное) со сроком обращения в три, шесть и двенадцать месяцев. В 1993-1994 гг. в условиях политической нестабильности и сильной инфляции наибольшей популярностью пользовались самые «короткие» ГКО. Эти облигации не были рассчитаны на рядовых граждан и выпускались с номиналом в 1 миллион рублей. Нерезиденты  не имели в то время права покупать ГКО. Торги по ГКО осуществлялись на Межбанковской валютной бирже (ММВБ) на специальных аукционах, а в качестве продавца, по поручению Минфина, выступал Центральный банк. ГКО продавались существенно ниже номинала, однако выкупались по номиналу. Разница между ценой покупки и продажи составляла доход держателя ГКО. Заявки на приобретение ГКО подавались заранее, когда возможная цена облигации или «цена отсечения» была неизвестна. При малом числе заявок государство могло снизить цены, чтобы стимулировать спрос. Когда спрос был велик, цена на ГКО повышалась. Была азартная игра, при которой преимущество государства состояло в том, что оно заранее знало уровень спроса. Преимущество покупателя было в том, что доход по ГКО всегда был или высоким, или очень высоким, или сверхвысоким. При низких доходах от ГКО резидентам выгоднее было бы покупать валюту. Обычная прибыль по ГКО составляла 30% - 40% годовых. В условиях, когда государство сильно нуждалось в деньгах, доходность ГКО могла месяцами держаться на уровне 100-120% годовых. В критические недели жизни страны доходность  ГКО достигала 250-400% годовых.

Успех первых торгов побудил Министерство финансов расширить рынок ГКО. Доходы по ГКО были велики, и это вызывало повышенный спрос. Однако государство, щедро расплачиваясь с держателями вышедших в тираж ГКО, отдавало им лишь часть денег, выручаемых от продажи все новых и новых серий ГКО. Именно короткие сроки обращения, высокая прибыль при погашении облигаций, средства для которой обеспечивались не за счет доходов бюджета, а за счет притока все новых и новых покупателей - придавали операциям по ГКО форму финансовой пирамиды в ее классической форме, которую строил не  Леня Голубков, а государство.

Продажа ГКО проводилась через посредников - дилеров. Но и покупатели могли действовать через других посредников. Поэтому Минфин и Центробанк не имели ясного представления о держателях многих крупных пакетов ГКО. К тому же в стране возник обширный вторичный рынок ценных бумаг, на котором сотни и тысячи облигаций переходили из рук в руки и использовались в качестве платежного средства, залога или займа еще до срока их погашения.

ГКО не были именными или документарными облигациями. Это были безбумажные бумаги. Их покупка и продажа фиксировались в форме записи на счетах в электронной памяти компьютерных сетей в депозитарии ММВБ. Это не мешало владельцам ГКО при их погашении получать «живые» деньги - миллионы, а позднее и миллиарды рублей. Главные нормативные акты по обращению ГКО известны лишь узкому кругу дилеров и публиковались в недоступном для граждан банковском бюллетене. Первоначальная разработка система ГКО была проведена под руководством начальника департамента ценных бумаг Минфина Беллы Златкис. Немало поработали над совершенствованием рынка ГКО заместитель министра финансов Андрей Казьмин и начальник управления по фондовым операциям ЦБ Алексей Дроздов. Основные решения по объему новых выпусков ГКО принимались лично Черномырдиным при участии руководителей Минфина разных лет: С. Дубининым, А. Вавиловым, А. Лившицем, А. Чубайсом и другими. [17].

Первые этажи пирамиды ГКО были построены в 1993-1994 гг. Объем выручки государства от размещения ГКО составил в 1994 году 5 триллионов рублей. Уже в первом полугодии 1994 года на ГКО приходилось 70% оборота финансовых бирж. Но в общей структуре государственного внутреннего долга ГКО занимали к концу 1994 года всего 12%.

В 1994 году на 18 аукционах размещались 3-месячные ГКО, на 10 аукционах 6-месячные. На трех аукционах были предложены впервые облигации со сроком обращения один год. Хотя доходность по ним составляла 450% годовых (и это при том, что учетная ставка ЦБ РФ в 1994 году не превышала 205%), спрос был невелик, и их доля в общей сумме реализованных ГКО составила только 2%. Доходность 3 или 6 - месячных облигаций колебалась в течение года в пределах 70-150%. Общий объем всех выпусков превысил 13 триллионов рублей.

В 1995 году наблюдался скачок интереса к ГКО. Только за январь и февраль в обращение поступило больше облигаций, чем за весь 1994 год. Средняя доходность по ГКО снизилась до 100%, но снизился также и уровень инфляции. В результате реальные доходы держателей ГКО возросли. Минфин сумел привлечь в бюджет за счет ГКО около 20 триллионов рублей, но опытные финансисты стали испытывать по этому поводу некоторое беспокойство. Они знали по мировому опыту, что при структурной перестройке экономики наиболее эффективны для финансирования дефицита бюджета среднесрочные (от 2 до 10 лет) и долгосрочные (от 10 до 30 лет) ценные бумаги. Однако попытки пустить в обращение в России бумаги со сроками обращения 380 и 550 дней не имели успеха, хотя уровень их доходности не отличался от ГКО. Еще меньший успех имели облигации государственного валютного займа со сроками 10 и 15 лет. Участники биржевых сделок не были готовы доверить свои деньги правительству на такой большой срок. Даже под хорошие проценты. [10]

Информация о работе Рынок ценных бумаг