Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлена цель:
1) разобраться в понятиях: ценные бумаги, акции, облигации; в их сущности и роли в процессе инвестирования;
2) показать специфику российского рынка ценных бумаг.
Цель определила структуру работы. Работа состоит из введения, заключения, двух глав, первая из которых содержит два параграфа. В первом параграфе рассматриваются определение, виды, сущность и свойства ценных бумаг, причины их возникновения; во втором параграфе раскрываются особенности акций и облигаций, их виды, назначение, права владельцев, мотивы привлечения инвестиций акционерными обществами при помощи ценных бумаг

Содержание работы

Введение
Глава 1.Ценные бумаги в рыночной экономике 4
1.1. Общая характеристика ценных бумаг и их классификация 4
1.2. Особенности акций и облигаций 11
1.2.1. Природа акций и их виды 11
1.2.2. Стоимость акций и доходы 15
1.2.3. Природа облигаций и их виды 18
1.2.4. Цены облигаций и доходы 22
Глава 2.Российский рынок ценных бумаг 24
2.1. Рынок ценных бумаг 24
2.2 Виды государственных ценных бумаг 24
2.3 Причины неразвитости рынка 28
2.4 Условия преодоления кризиса 29
Заключение 30
Литература 32

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг..doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Инвесторы, желающие вложить средства в фондовые ценности, сталкиваются с проблемой: каким ценным бумагам, а также кому из эмитентов ценных бумаг отдать предпочтение?

Методика оценки стоимости акций  и анализ факторов, определяющих их доходность, может выглядеть следующим образом. Оценка инвестиционной привлекательности проводится в три этапа.

На первом этапе выбираются и  обосновываются показатели, куда входят:

• показатели, характеризующие  в обобщенном виде результаты деятельности общества, его прибыльность и качество управления активами (норма прибыли, доходность, оборачиваемость и отдача активов, рентабельность производства и др.);

• показатели ликвидности, платежеспособности, рыночного спроса на акции эмитентов;

• показатели производственного  потенциала общества (доля основных фондов в активах баланса, износ основных фондов, реальные активы, собственный  капитал общества);

• показатели платежеспособности и безопасности вложений (соотношение собственных и заемных средств, риск дебиторской задолженности, ликвидационная стоимость на одну акцию, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей);

• показатели, отражающие перспективы роста стоимости  акций (показатели, характеризующие перспективы отрасли, дефицитность выпускаемой продукции; сопоставление прибыли и цены акции за определенный период).

Чем выше все названные  показатели, за исключением износа основных фондов и риска дебиторской  задолженности, тем привлекательнее возможность инвестирования в данное предприятие.

Собрав необходимую  информацию и рассчитав результативные показатели, можно перейти к следующему этапу.

На втором этапе производится сравнение акционерных обществ  по каждому показателю.

Выбрав общество с лучшими показателями инвестиционной привлекательности в качестве эталона, осуществляют ранжирование акционерных обществ в порядке уменьшения или возрастания показателей.

Третий этап заключается  в отнесении акционерного общества по определенным критериям к соответствующему классу [9 С. 84].

Рейтинги акционерных  обществ определяются специализированными  независимыми фирмами и регулярно  публикуются.

1.2.3. Природа облигаций и их виды.

Акционерное общество имеет  право финансировать свою деятельность не только за счет выпуска акций, но и за счет размещения облигаций.

Облигация является эмиссионной  ценной бумагой, закрепляющей права  ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной  стоимости и зафиксированного в  ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Таким образом, облигация является инструментом займа. Эмитенты облигаций являются  заемщиками, должниками. Инвесторы в облигации являются кредиторами эмитента (в отличие от держателей акций) [8 С.23]. 

Облигационный выпуск для заемщика выгоднее, чем получение им банковского кредита.

Капитал, мобилизованный за счет выпуска корпоративных облигаций, акционерным капиталом не становится. Облигации выпускаются с целью  привлечения средств для решения  текущих и перспективных задач акционерного общества. Владелец облигаций не имеет права голоса, не участвует в собрании акционеров, не принимает участия в управлении обществом.

Государственные облигации  необходимы для финансирования федерального бюджета в силу того, что существует временной разрыв между осуществлением государственных расходов и поступлением в бюджет налогов.

Муниципальные облигации  обычно имеют целевое назначение и выпускаются для привлечения  инвестиций на осуществления различных  проектов местными органами власти.

 Выпуск облигаций  - это более дешевый способ  финансирования, чем выпуск акций,  так как по закону процент  по облигациям выплачивается  из прибыли до налогообложения,  т.е. засчитывается как вид  инвестиций, а дивиденд выплачивается  из чистой (после уплаты налогов и процента) прибыли, т.е. включается в налогооблагаемый доход. [2 C.51].

Акции и облигации  имеют неодинаковые инвестиционные качества, т.е. неодинаковую привлекательность  для инвесторов. Облигации, как правило, обеспечивают большую сохранность сбережений, чем акции, и поэтому более привлекательны для людей осторожных, консервативных. Особенно это относится к государственным облигациям, которые обеспечены всем экономическим весом государства, его огромной платежеспособностью. Однако владельцы облигаций обычно упускают ту возможность умножения своего капитала и быстрого наращивания дохода, которой пользуются держатели акций. Вместе с тем обладание акциями чревато финансовыми потерями, поэтому акции привлекательны для инвесторов агрессивных, готовых идти на риск ради получения высоких дивидендов.

Лица, имеющие на руках  облигации, обладают определенными  преимуществами перед акционерами. До того, как акционерное общество начисляет дивиденды по акциям, оно  должно обеспечить выплату процентов  по облигациям. Если акционерное общество терпит банкротство, то в первую очередь погашаются его обязательства перед держателями облигаций и иными кредиторами, а только затем оставшиеся активы распределяются между акционерами.

Запрещается осуществлять государственную регистрацию облигаций, объем выпуска которых в соответствии с объемом непогашенных облигаций превышает размер уставного капитала эмитента или величину обеспечения, предоставленного третьими лицами для целей выпуска.

Размещаются облигации  в соответствии с решением Совета директоров общества. В решении о выпуске облигаций должны быть четко сформулированы и определены не только условия их выпуска (тип долгового обязательства, номинальная стоимость, обусловленный процент от номинала и т.д.), но и форма, сроки и условия погашения облигаций.

Возможно размещение облигаций (за исключением конвертируемых) частями в течение нескольких сроков (траншами), но не позднее одного года со дня утверждения решения  об их выпуске. В решении о выпуске  облигаций, размещаемых путем подписки, может быть определена доля (не ниже 75% выпуска) облигаций, при неразмещении которой эмиссия данного выпуска будет считаться несостоявшейся.

Облигации в соответствии с решением об их выпуске могут  погашаться как в денежной форме, так и имуществом. Погашаются облигации  либо единовременно, либо в определенные сроки по сериям. В случае недостатка у акционерного общества прибыли облигации погашаются из резервного фонда, создаваемого в размере, предусмотренном обществом, но не менее 15% его уставного капитала. Фонд формируется из чистой прибыли акционерного общества путем ежегодных отчислений в размере не менее 5%.

Облигации могут быть именными и на предъявителя.

При выпуске именных облигаций акционерное общество обязано вести реестр владельцев облигаций. Если такая облигация потеряна, общество возобновляет ее за определенную плату.

При выпуске облигаций на предъявителя общество не ведет реестр владельцев облигаций, и их имена не регистрируются эмитентом. Облигация на предъявителя имеет, как правило, купонный лист, состоящий из нескольких купонов, на основании которых производится выплата процентов. При выплате очередного процентного платежа владелец облигаций предъявляет один из купонов к оплате.

Купонная ставка, т.е. определенный заранее процент от номинальной стоимости, который  должен получить владелец облигации и который обязуется выплачивать эмитент, устанавливается последним в расчете на год. Вместе с тем купонная ставка может выплачиваться и чаще, например раз в полгода, раз в квартал. По способу выплаты дохода различают:

- облигации с фиксированным доходом, т.е. установленным заранее процентом, рассчитываемым как часть номинальной стоимости облигации;

- облигации с плавающим  процентом, доход по которым  изменяется в зависимости от  изменения ставок денежного рынка;

- облигации с нулевым купоном (реализуются с дисконтом любой глубины против номинала и погашаются по номиналу в конце срока).

Корпоративные облигации  отличаются многообразием.

Закладная облигация, выпускаемая  акционерным обществом, обеспечивается имуществом эмитента. Такая облигация является юридическим документом, подтверждающим, что эмитент заложил под свой долг имущество. Она предусматривает право владельца облигации на часть имущества в случае невыполнения эмитентом своих обязательств и при ликвидации общества. По закладным облигациям, называемым облигациями под первый заклад, имущественные претензии удовлетворяются в первую очередь. Их еще называют старшими ценными бумагами общества.

По способу погашения  различаются облигации с отложенным фондом и облигации с выкупным фондом. Для этого акционерное общество формирует отложенный и выкупной фонды за счет отчислений от прибыли.

Отложенный фонд предназначается  для погашения облигационного займа (части или всей суммы) по номинальной  стоимости облигаций путем прямого  обращения к владельцам этих ценных бумаг.

Выкупной фонд предназначается  для выкупа части облигационного займа на рынке по заранее установленной  цене (или ниже ее, если такое возможно).

Корпоративные акции  и облигации, имея существенные различия, как два класса ценных бумаг, тесно связаны между собой. Они могут взаимно обмениваться, что делает их универсальными финансовыми инструментами, удобными для многих организаций.

Корпоративные облигации  делятся на конвертируемые и неконвертируемые.

Конвертируемые облигации, как и конвертируемые привилегированные акции, подлежат обмену. Они дают право владельцу облигаций обменять их на акции этого же эмитента по определенной цене и в обусловленный срок, что делает их более привлекательными для инвесторов. Общество, в свою очередь, не имеет права размещать конвертируемые облигации, если количество объявленных акций определенных категорий и типов меньше того количества акций, право, на приобретение которых предоставляют такие облигации. Владельцы неконвертируемых облигаций подобным правом покупки акций не обладают.

1.2.4. Цены облигаций и доходы.

 Первичное размещение  облигаций возможно по цене, которая  отличается от номинальной стоимости.  Покупатель приобретает такую  облигацию с дисконтом, т.е.  со скидкой. Сумма скидки, составляющая разницу между номинальной ценой и ценой покупки облигации, выплачивается владельцу по окончании срока облигации, в момент ее погашения. Она представляет собой своего рода выплату процента по такой облигации.

В отличие от дивиденда, процент остается неизменным или варьируется незначительно в ответ на изменение банковских ставок. Поэтому облигации иногда именуются ценными бумагами с фиксированным доходом или твердодоходными бумагами. Процент обычно выплачивается равными порциями на протяжении всего срока жизни займа.

Величина процентов  по облигациям зависит от различных  факторов. Одним из основных обстоятельств, предопределяющих уровень доходности долговых обязательств, является продолжительность  периода их обращения. Обычно в нормально  экономической ситуации облигации, выпускаемые на длительные сроки, приносят повышенные проценты по сравнению с облигациями, размещаемыми на более короткие периоды времени.

Надежность и доходность корпоративных облигаций можно  определить, учитывая их рейтинг. Рейтинг - оценка инвестиционных качеств облигаций с помощью расчетов определенных коэффициентов.

Облигации, имеющие высокий  рейтинг, зачисляются в высшую категорию  и отличаются тем, что эмитент  этих ценных бумаг при любых условиях выполняет взятые на себя при выпуске облигаций обязательства. Средний рейтинг имеют облигации, которым присущи элементы спекуляции: у владельца этих облигаций нет полной уверенности в срок получить по ним проценты и погасить их. На последнем месте в системе рейтинга находятся облигации с низкими инвестиционными качествами: уверенность в выполнении принятых эмитентом обязательств крайне мала.

Рейтинги корпоративных  облигаций служат надежным ориентиром не только при приобретении, но и  при дальнейшем владении этими ценными  бумагами. [12 С. 36-37].

Важную роль в экономике  играют государственные облигации. Но о них мы расскажем  далее, в  связи с рассмотрением российского  рынка ценных бумаг.

 

               Глава     2. Российский рынок Ценных бумаг.

2.1  Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно-функциональной спецификой. Такая система в современной России начала формироваться только в конце 80-х гг., когда была признана необходимость восстановления рыночного хозяйства. Экономическая практика последующих 90-х гг. подтвердила ту истину, что «главным средством восстановления и развития рыночных методов хозяйствования являются ценные бумаги, фиксирующие право собственности на капитал (как в денежной, так и в вещественной формах)» [12 С.3]. С помощью ценных бумаг собственность государства может быть превращена в собственность акционерных обществ, т.е. широких слоев населения - частных собственников.

Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством долговых ценных бумаг. Все они в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.

Информация о работе Рынок ценных бумаг