Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей.
Данная работа ставит своей задачей ответить на следующие вопросы:
Определение понятия «рынок», его черты, функции, объекты и субъекты.
Структура и инфраструктура рыночной экономики.
Основные модели рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты….3
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10
Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….30
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты….3
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10
Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение Актуальность выбранной
темы определяется тем, что рынок (в
широком значении) - такая организация
в обществе, при которой производители
товаров, ориентируясь на спрос покупателей,
сами решают: когда, в каком количестве
и какие товары производить; как
эти товары произвести. Обязательным
условием реализации выгод от общественного
разделения труда является четкое разграничение
функций, полномочий, прав и обязанностей.
Для этого требуется не только
строгая правовая регламентация, но
и высокий уровень Рынок – подсистема общей
системы товарного хозяйства, представляет
собой сферу товарно-денежного
обращения, товарооборота, выявляющую
и устанавливающую общественно
необходимые затраты труда на
производство товаров и услуг. В
сфере товарно-денежного Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей. Данная работа ставит своей задачей ответить на следующие вопросы:
Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. |
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты.
Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте, и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну производителя данного товара (например» канадский рынок зерна); и наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления. [4, ст. 42]
Первоначально рынок рассматривался как место торговли. Такое понимание рынка возникло примерно 7 — 8 тыс. лет назад.
В экономической теории рынок как категория имеет особое содержание.
Во-первых, рынок это обмен, т. е. сфера специфической деятельности. Сегодня, чтобы выйти на рынок, достаточно взять в руки подходящую газету с рекламными объявлениями. С помощью домашнего компьютера можно изучать экономическую информацию, которая размещена на сайтах (информационных досках) предприятий и организаций.
(1) Рынок есть обмен, организованный по экономическим законам товарного производства и денежного обращения.
Во-вторых, рынок предполагает не просто обмен, а регулярный обмен. Становление рынка означает, что товарно-денежные отношения приобрели стабильный характер. Рынок выступает как определенный способ функционирования хозяйственной жизни, как конкретная форма проявления регулярного товарно-денежного обмена. Становление рынка отражает достижение более высокой степени обобществления производства.
(2) Рынок выступает как особый экономический порядок регулярного обмена продуктами в условиях высокой степени обобществления национального производства.
В-третьих, товарное производство всегда предстает в виде обособленных хозяйствующих субъектов, принимающих решения на свой страх и риск. Рынок не отрицает экономическое обособление. Более того, рынок усиливает такую обособленность, признает частную собственность.
Но одновременно рынок есть объединение обособленных товаропроизводителей и единую систему обмена. Рынок означает формирование культурной экономической сети, т.е. упорядоченной совокупности экономических отношений.
(3) Рынок – есть совокупность
экономических отношений,
В четвертых, в условиях рынка каждый товаропроизводитель руководствуется своими экономическими интересами. Главный экономический интерес – возместить затраты ресурсов и получить прибыль. Но для этого необходимо удовлетворить спрос покупателей, получить с их стороны признание понесенных затрат и целесообразности вида хозяйственной деятельности. Возмещение затрат и получение прибыли означают, что частная собственность производителя получает шанс для самосохранении.
(4) Рынок есть механизм возмещения израсходованных экономических ресурсов с учетом степени удовлетворенностей покупателей. [5, ст. 398-399]
Условиями возникновения рынка являются:
Основные черты рыночной экономики:
Термин «конкуренция» имеет несколько значений. Изначально конкуренция толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Этим объясняется подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; производителями — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; потребителями — за лучшие условия покупки благ; собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.
Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая их них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Совершенная конкуренция
— это ситуация на рынке, при которой
множество продавцов и
На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.
Наиболее близки к модели совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мелких независимых землепользователей.
Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.
Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. [9, ст. 109, 113-114]
Монополистическая конкуренция предполагает наличие довольно значительного числа продавцов, которые производят дифференцированную продукцию. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.
В экономикс отмечается общая
черта, присущая чистой монополии, олигополии
и монополистической
Хотя монополистическая
конкуренция попадает в один класс
несовершенной конкуренции
Различие между однородными
и дифференцированными
Но влияние на рынке становится весомым, когда оно подкрепляется масштабами производства. Более того, крупное производство способно обеспечить контроль над рынком без дифференциации продукта. [6, ст. 106]
Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности должны учитывать возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня. [9, ст. 115]
Остановимся на анализе объектов и субъектов рынка. Среди объектов рынка выделяют две основные части (рис. 1.1):
В первом случае мы говорим о рынке факторов производства, а во втором - о рынке предметов потребления.
На рынке факторов производства следует выделять рынок капиталa, рынок «ноу-хау» (технические знания, управленческий опыт), а также рынок труда и рынок земли.
Рынок капитала оперирует материальными и денежными ресурсами, которые используются как основные и оборотные средства. Поэтому принято выделять рынок физического, а также денежного капитала. Особо следует выделить научно-техническую информацию, ценные бумаги, лицензии и патенты, иностранную валюту и т.д.
Рынок труда выступает как сфера, где совершается продажа рабочей силы. Функционирование данного рынка обставляется необходимостью соблюдения конкретных социально-экономических условий.
Рис 1.1. – Виды рынка [8, ст. 73]
Рынок труда включает систему
подготовки и переподготовки кадров,
а также повышение
Потребительский рынок обслуживает конечное потребление в секторе домашних хозяйств. Это определяет его особую роль в национальной экономике.