Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей.
Данная работа ставит своей задачей ответить на следующие вопросы:
Определение понятия «рынок», его черты, функции, объекты и субъекты.
Структура и инфраструктура рыночной экономики.
Основные модели рыночной экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты….3
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10
Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая рыночная экономика.docx

— 83.16 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………2

 

Глава 1: Понятие рынка, его  черты, функции, объекты и субъекты….3

 

Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10

 

Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20

 

Заключение………………………………………………………………...28

 

Список литературы……………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что рынок (в  широком значении) - такая организация  в обществе, при которой производители  товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как  эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного  разделения труда является четкое разграничение  функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания  всех лиц, действующих в сфере  экономики и политики.

Рынок – подсистема общей  системы товарного хозяйства, представляет собой сферу товарно-денежного  обращения, товарооборота, выявляющую и устанавливающую общественно  необходимые затраты труда на производство товаров и услуг. В  сфере товарно-денежного обращения  происходят еще два очень важных социально-экономических процесса. Во-первых, здесь продолжается перераспределение  прибавочного, а иногда и необходимого продукта, созданного товаропроизводителями. В силу действия не только объективных, но и субъективных, случайных причин на рынке довольно часто совершаются  неэквивалентные, спекулятивные сделки купли-продажи. Поэтому одни чрезмерно  обогащаются, другие – теряют свои заработанные доходы. Во-вторых, в результате акта купли-продажи товара меняются субъекты собственности. Когда товар  продан, у него появляется новый  хозяин, который согласно законам  рынка (закрепленным, как правило, юридическими нормами) по своему усмотрению пользуется и распоряжается приобретенной  вещью или другими благами.

Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей.

Данная работа ставит своей  задачей ответить на следующие вопросы:

  1. Определение понятия «рынок», его черты, функции, объекты и субъекты.
  2. Структура и инфраструктура рыночной экономики.
  3. Основные модели рыночной экономики.

Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


 

 

 

 

Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты.

Существуют разные определения  рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте, и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну производителя данного товара (например» канадский рынок зерна); и наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления. [4, ст. 42]

Первоначально рынок рассматривался как место торговли. Такое понимание рынка возникло примерно 7 — 8 тыс. лет назад.

В экономической теории рынок  как категория имеет особое содержание.

Во-первых, рынок это обмен, т. е. сфера специфической деятельности. Сегодня, чтобы выйти на рынок, достаточно взять в руки подходящую газету с рекламными объявлениями. С помощью домашнего компьютера можно изучать экономическую информацию, которая размещена на сайтах (информационных досках) предприятий и организаций.

(1) Рынок есть обмен, организованный по экономическим законам товарного производства и денежного обращения.

Во-вторых,  рынок предполагает не просто обмен, а регулярный обмен. Становление рынка означает, что товарно-денежные отношения приобрели стабильный характер. Рынок выступает как определенный способ функционирования хозяйственной жизни, как конкретная форма проявления регулярного товарно-денежного обмена. Становление рынка отражает достижение более высокой степени обобществления производства.

(2) Рынок выступает как особый экономический порядок регулярного обмена продуктами в условиях высокой степени обобществления национального производства.

В-третьих, товарное производство всегда предстает в виде обособленных хозяйствующих субъектов, принимающих решения на свой страх и риск. Рынок не отрицает экономическое обособление. Более того, рынок усиливает такую обособленность, признает частную собственность.

Но одновременно рынок  есть объединение обособленных товаропроизводителей и единую систему обмена. Рынок  означает формирование культурной экономической сети, т.е. упорядоченной совокупности экономических отношений.

(3) Рынок – есть совокупность  экономических отношений, возникающих  между продавцами и покупателями по поводу обмена товаров, реализуемых а условиях культурной экономической сети.

В четвертых, в условиях рынка каждый товаропроизводитель руководствуется своими экономическими интересами. Главный экономический интерес – возместить затраты ресурсов и получить прибыль. Но для этого необходимо удовлетворить спрос покупателей, получить с их стороны признание понесенных затрат и целесообразности вида хозяйственной деятельности. Возмещение затрат и получение прибыли означают, что частная собственность производителя получает шанс для самосохранении.

(4) Рынок есть механизм возмещения израсходованных экономических ресурсов с учетом степени удовлетворенностей покупателей. [5, ст. 398-399]

Условиями возникновения рынка являются:

  1. Общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства.
  2. Множественность обособленных товаропроизводителей собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен.
  3. Регулярность обмена.

Основные черты рыночной экономики:

  1. Свобода предпринимательства, предполагающая полную самостоятельность хозяйственной деятельности, включая экономическую ответственность производителей за ее результаты.
  2. Свободное ценообразование, что исключает вмешательство государства в процесс установления цен на большинство видов продукции.
  3. Конкуренция в ее различных формах.

Термин «конкуренция»  имеет несколько значений. Изначально конкуренция  толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Этим объясняется подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; производителями — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; потребителями — за лучшие условия покупки благ; собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.

Существует несколько  классификаций типов рыночных структур. Простейшая их них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в  отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Совершенная конкуренция  — это ситуация на рынке, при которой  множество продавцов и покупателей  торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.

На рынке с совершенной  конкуренцией никто из субъектов  не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах  воздействовать на цену в выгодную  для себя сторону.

Наиболее близки к модели совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мелких независимых землепользователей.

Несовершенная конкуренция  возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать  существенное влияние на цену товара.

Монополия подразумевает  присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. [9, ст. 109, 113-114]

Монополистическая конкуренция  предполагает наличие довольно значительного числа продавцов, которые производят дифференцированную продукцию. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.

В экономикс отмечается общая  черта, присущая чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции: производители имеют большую  или меньшую власть над ценами или обладают монополистической  властью. Единственная структура рынка, не способная влиять на цены, - это  чистая конкуренция.

Хотя монополистическая  конкуренция попадает в один класс  несовершенной конкуренции вместе с монополией и олигополией, степень  воздействия на рынок и основания  для такого воздействия у этих структур различны. Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. Монополия и олигополия опираются не только и не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государственным аппаратом.

Различие между однородными  и дифференцированными продуктами основывается на степени замещаемости их. Однородность означает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, географической распространенностью и их субъективным восприятием. Дифференцированность позволяет продавцу поднять цену своего товара, рассчитывая, что покупатели предпочитают его товарам конкурентов.

Но влияние на рынке  становится весомым, когда оно подкрепляется масштабами производства. Более того, крупное производство способно обеспечить контроль над рынком без дифференциации продукта. [6, ст. 106]

Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности должны учитывать возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня. [9, ст. 115]

Остановимся на анализе объектов и субъектов рынка. Среди объектов рынка выделяют две основные части (рис. 1.1):

  1. Объекты  рынка в виде факторов производства — труд, земля, капитал и т.д.;
  2. Объекты рынка в виде предметов потребления.

В первом случае мы говорим  о рынке факторов производства, а во  втором -  о рынке предметов потребления.

На рынке  факторов производства следует выделять рынок капиталa, рынок «ноу-хау» (технические знания, управленческий опыт), а также рынок труда и рынок земли.

Рынок капитала оперирует материальными и денежными ресурсами, которые используются как основные и оборотные средства. Поэтому принято выделять рынок физического, а также денежного капитала. Особо следует выделить научно-техническую информацию, ценные бумаги, лицензии  и патенты, иностранную валюту и т.д.

Рынок труда  выступает  как сфера, где совершается продажа  рабочей силы. Функционирование данного  рынка обставляется необходимостью соблюдения конкретных социально-экономических  условий.


 



 

 

 

 



 

 

 

 

 




 

 

Рис 1.1. – Виды рынка [8, ст. 73]

 

Рынок труда включает систему  подготовки и переподготовки кадров, а также повышение квалификации, совокупность специальных организаций, учреждений, сами принципы регулирования  данного рынка.

Потребительский рынок обслуживает  конечное потребление в секторе  домашних хозяйств. Это определяет его особую роль в национальной экономике.

Информация о работе Рынок ценных бумаг