Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей.
Данная работа ставит своей задачей ответить на следующие вопросы:
Определение понятия «рынок», его черты, функции, объекты и субъекты.
Структура и инфраструктура рыночной экономики.
Основные модели рыночной экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты….3
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10
Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая рыночная экономика.docx

— 83.16 Кб (Скачать файл)

Вывод: в качестве объекта  рынка выступает все то, на что  направлен экономический интерес  субъектов хозяйственной деятельности.

Субъекты рынка – те лица, организации и институты, которые  являются носителями рыночных отношений  и в своей деятельности руководствуются  экономическими интересами.

В качестве классических субъектов  рынка выделяют продавца и покупателя.

Покупателями выступают  физические лица, домашнее хозяйство, хозяйствующие субъекты, а также  государство в лице соответствующих  органов управления.

Продавцы – непосредственные производители или разного рода торговые посредники.

При этом обратим внимание на то, что в условиях рыночных отношений  никто не может на длительный период времени монополизировать роль продавца или покупателя.

В современной экономической  теории принято считать, что на институциональном  уровне субъектами рыночных отношений  выступают: 
         а) домашние хозяйства;

б) предприятия и организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью;

в) государство.[5, ст. 403-405]

Сущность рынка находит  свое отражение в главных его  экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности.

Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая функция  предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе — интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредствам определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

Контролирующая функция  рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует  не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция  обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или  иная экономическая или технологическая  связь между участниками производства. Потребитель имеет возможность  выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего  покупателя.

Информационная функция  дает участникам рынка через постоянно  меняющиеся цены, процентные ставки на кредит, объективную информацию о  спросе и предложении товаров  и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в  сфере потребления (затраты покупателей  на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов  рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь  этих интересов по принципу, сформированному  А. Смитом: «Дай мне то, что мне  нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес  продавца состоит в получении  большого дохода, а покупателя –  в удовлетворении потребности наименьшими  затратами. Соединение этих интересов  предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность  рыночной сделки. [7, ст. 163-165]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются:

  • тесная связь между ее элементами;
  • определенная устойчивость этих связей;
  • целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется  весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Критериями для характеристики структуры и системы рынка по объектам могут быть:

  • рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  • рынок рабочей силы;
  • рынок средств производства;
  • рынок ценных бумаг, валюты;
  • рынок научно-технических разработок, патентов;
  • рынок информации;
  • рынок средств обращения;
  • рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
  • рынок лицензий и др.

Потребительский рынок включает рынки продовольственных и промышленных товаров; рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры, образования, здравоохранения; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляция. Он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации. [7, ст. 177-178]

Цель потребительского рынка  – достижение равновесия между спросом  и предложением. [10, ст. 66]

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно говорить о формировании полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи по договоренности рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Рынок жилья — часть рынка недвижимости. [7, ст. 178]

Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Формирование данного рынка предполагает в качестве предпосылок реализацию ряда условий. Во-первых, должны быть созданы необходимые условия для свободы предложения рабочей силы, т.е. для добровольного выбора между занятостью и незанятостью  общественном производстве, свободного выбора вида деятельности. Во-вторых, работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников, конечно, в рамках трудового законодательства. В-третьих, должны быть сняты всякие ограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальном установлении гарантированного минимума. [10, ст.68]

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного  рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг представлен куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводиться купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал и ли носил теневой характер. В  крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу  внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало  создания фондовых валютных бирж, на которых  продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к  рыночным отношениям дает основание  рассматривать инновации как  товар, который целесообразно продавать  по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов  – это особый рынок, предметом  купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама  и великое множество других предметов  и видов деятельности, несущих  людям необходимую информацию.

Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт  в широком смысле слова включая  в него и интеллектуальный, т.е. научную, культурную, духовную, образовательную продукцию, то подобный рынок только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий – это  часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

По субъектам рыночная система подразделяется на следующие  виды рынков:

  • рынок покупателей;
  • рынок продавцов;
  • рынок государственных учреждений;
  • рынок промежуточных продавцов – посредников.

На рынке покупателей  предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между  собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или  иному товару.

Рынок продавца характеризует  значительное превышение спроса над  предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяют минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается  сразу, так как конкуренция между  производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

Рынок государственных учреждений  включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им дли вымя своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов  выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда выделяются:

  • местный (локальный) рынок – который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  • региональный рынок;
  • национальный рынок – который охватывает всю национальную территорию;
  • мировой рынок.

Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля  лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и качественно новый уровень.

Можно назвать и другие критерии классификации.

По уровню насыщения:

  • равновесный рынок – спрос и предложение примерно совпадают;
  • дефицитный рынок – спрос превышает предложение;
  • избыточный рынок – предложение превышает спрос.

По степени ограниченности конкуренции:

  • свободный рынок – регулируется на свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
  • монополистический рынок – условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция ;
  • олигополистический рынок – это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
  • смешанный рынок.

По соответствию действующему законодательству:

  • легальный рынок(открытый, узаконенный);
  • нелегальный («черный» и «серый») рынок - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

По организации рыночного  обмена:

  • оптовый рынок;
  • розничный рынок;
  • экспортный рынок;
  • импортный рынок.

Информация о работе Рынок ценных бумаг