Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей.
Данная работа ставит своей задачей ответить на следующие вопросы:
Определение понятия «рынок», его черты, функции, объекты и субъекты.
Структура и инфраструктура рыночной экономики.
Основные модели рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты….3
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10
Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….30
Вывод: в качестве объекта
рынка выступает все то, на что
направлен экономический
Субъекты рынка – те лица, организации и институты, которые являются носителями рыночных отношений и в своей деятельности руководствуются экономическими интересами.
В качестве классических субъектов рынка выделяют продавца и покупателя.
Покупателями выступают физические лица, домашнее хозяйство, хозяйствующие субъекты, а также государство в лице соответствующих органов управления.
Продавцы – непосредственные производители или разного рода торговые посредники.
При этом обратим внимание на то, что в условиях рыночных отношений никто не может на длительный период времени монополизировать роль продавца или покупателя.
В современной экономической
теории принято считать, что на институциональном
уровне субъектами рыночных отношений
выступают:
а) домашние
хозяйства;
б) предприятия и организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью;
в) государство.[5, ст. 403-405]
Сущность рынка находит свое отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности.
Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе — интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредствам определения не только количества затраченного труда, но и пользы.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция
обеспечивает встречу экономически
обособленных производителей и потребителей
с целью обмена результатами труда.
Без рынка невозможно определить,
насколько взаимовыгодна та или
иная экономическая или
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит, объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавца состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. [7, ст. 163-165]
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Критериями для характеристики структуры и системы рынка по объектам могут быть:
Потребительский рынок включает рынки продовольственных и промышленных товаров; рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры, образования, здравоохранения; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляция. Он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации. [7, ст. 177-178]
Цель потребительского рынка – достижение равновесия между спросом и предложением. [10, ст. 66]
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно говорить о формировании полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи по договоренности рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Рынок жилья — часть рынка недвижимости. [7, ст. 178]
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Формирование данного рынка предполагает в качестве предпосылок реализацию ряда условий. Во-первых, должны быть созданы необходимые условия для свободы предложения рабочей силы, т.е. для добровольного выбора между занятостью и незанятостью общественном производстве, свободного выбора вида деятельности. Во-вторых, работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников, конечно, в рамках трудового законодательства. В-третьих, должны быть сняты всякие ограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальном установлении гарантированного минимума. [10, ст.68]
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Рынок ценных бумаг представлен куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводиться купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал и ли носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.
Рынок инноваций, т.е. нововведений,
изобретений, рационализаторских предложений,
практически также отсутствовал
в нашей экономике. Переход к
рыночным отношениям дает основание
рассматривать инновации как
товар, который целесообразно
Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.
Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова включая в него и интеллектуальный, т.е. научную, культурную, духовную, образовательную продукцию, то подобный рынок только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.
По субъектам рыночная система подразделяется на следующие виды рынков:
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяют минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им дли вымя своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По общественному разделению труда выделяются:
Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и качественно новый уровень.
Можно назвать и другие критерии классификации.
По уровню насыщения:
По степени ограниченности конкуренции:
По соответствию действующему законодательству:
По организации рыночного обмена: