Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности рынка, его функций, структуры, инфраструктуры и основных моделей.
Данная работа ставит своей задачей ответить на следующие вопросы:
Определение понятия «рынок», его черты, функции, объекты и субъекты.
Структура и инфраструктура рыночной экономики.
Основные модели рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты….3
Глава 2: Структура и инфраструктура рыночной экономики………..10
Глава 3: Основные модели рыночной экономики……………………...20
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….30
Следующей чертой социальной
рыночной экономики является сочетание
роста производительности труда
с одновременным понижением цен
на продовольственные товары и услуги,
что связано с законом
Важной чертой социальной
рыночной экономики выступает
Прямое государственное
вмешательство для решения
Таким образом, социально ориентированную рыночную экономику можно представить, как попытку подключения всех групп и слоев населения к механизму действия рынка и функциям государства. При этом социальное рыночное хозяйство следует рассматривать не как особый тип рыночных систем, а как своеобразный принцип организации экономики. Именно поэтому в социально ориентированной рыночной экономике может существовать множество моделей и механизмов ее регулирования.
В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития национальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.
Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Считается, что создание государством условий для активной и инициативной деятельности позволит мобилизовать собственные силы людей, не полагающихся на чью-либо стороннюю помощь, в решении социальных проблем. [1, ст. 120-123]
Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. [9, ст. 131]
Государственное вмешательство в экономику незначительно. Государство регулирует те аспекты воспроизводства, которые не поддаются эффективному регулированию на основе свободной конкуренции. Аналогичный характер имеет и социальная политика, призванная восполнить то, что не может сделать рынок, семья для удовлетворения социальных потребностей граждан. В результате - большой разрыва в уровне жизни богатых и бедных, резкое различие в уровне зарплаты (глава крупной американской фирмы получает в среднем в 110 раз больше, чем служащий).
Таким образом, в американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается самими товаропроизводителями исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.
Шведская модель рыночной экономики основана на ином подходе к решению социальных проблем. Существующая в Швеции экономическая система, обычно характеризуемая как смешанная экономика, базируется на сочетании и взаимодействии трех основных форм собственности: частной, государственной и кооперативной. В основе шведской системы лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования.
Основными целями шведской модели являются: поддержание высокой и стабильной занятости, быстрый экономический рост, выравнивание доходов населения, поддержание регионального экономического равновесия, достижение стабильности цен. Государственное регулирование здесь осуществляется прежде всего через регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок) я через государственную собственность на предприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и формирование ее стоимости. [1, ст. 124]
Политика социального
выравнивания проводилась под девизом
«чтобы не было бедных». Отсюда при
наличии демократии вытекала преимущественно
экономическая интерпретация
В Швеции практически самый высокий уровень занятости среди индустриально развитых стран. Этому способствует как мощное профсоюзное движение (95 % всех наемных работников - члены профсоюза, в том время как в Великобритании - 54 %, в США — 59 %), так и политика государства по переквалификации работников. По сравнению с США, доля затрат на переквалификацию работников в госбюджете Швеции выше, чем доля затрат на пособия по безработице.
Следует отметить, что для шведской модели характерны противоречия между поддержанием высокого уровня занятости, реализацией социальных программ, с одной стороны, и обеспечением высоких темпов роста, повышением эффективности экономики, борьбой с инфляцией – с другой. Обострение этих противоречий привело к снижению конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, значительному сокращению темпов внедрения новейших технологий в производство, снижению общей эффективности производства.
Широкую известность получила немецкая модель рыночной экономики, которую называют социальным рыночным хозяйством. Для социального рыночного хозяйства Германии характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства. При этом действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, контроль качества продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды. Здесь велико участие государства в хозяйственной деятельности, которое проявляется прежде всего в решении социальных проблем (безработицы, социального страхования и т.д.), в производстве общих благ (например, в строительстве общих дорог и т.д.).
Государственное регулирований, согласно этой модели, направлено на устранение препятствий для развития свободной конкуренции, прежде всего таких, которые создаются самой свободной конкуренцией.
Считается, что накопление капитала в форме роста числа хозяйственных единиц и изменения структуры экономики содержит больше предпосылок для развития рывка, чем накопление капитала в форме роста размеров хозяйственных единиц при неизменной структуре экономики. Поэтому конкуренцию здесь рассматривают не только как борьбу за место на рынке, но и как взаимодействие различных звеньев общественного разделения труда, дающее толчок росту рынка. Поддержание этой второй стороны конкуренции и является предметом регулирования в рамках германской модели рынка.
Особенностью немецкой модели является также регулирование экономика через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую, что связано с традиционно более высокой организацией финансового капитала в Германии, по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения проводится не через налоговую систему (американская модель), а через поддержание оптимального сочетания между величиной совокупного ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.
Важным каналом регулирования рывка является валютно-финансовое регулирование, осуществляемое через поощрение экспорта как источника валюты в содействие импорту, обеспечивающему благоприятный валютный курс марки.
Специфика германской модели
проявляется и в бюджетно-
Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет доходы всех производителей, которые вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, стимулирует прогрессивные структурные сдвиги в экономике. Рост доходов населения увязывается с ростом покупательной способности марки на основе роста производительности труда и насыщения внутреннего рынка. Ведется борьба против чрезмерной дифференциации в уровнях доходов как фактора ограничения рынка.
Для японской модели рыночной экономики типично смещение социальных функций от государства в сторону фирм и организаций. Этим она отличается от шведской и немецкой моделей, но она отлична и от американской модели, придающей особую роль личности, ее деловитости в предприимчивости.
В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляя заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.
Центральным звеном японской модели хозяйствования выступает система пожизненного найма, призванная консолидировать население страны, обеспечивать сотрудничество работников и работодателей, преданность работников фирмам, на которых они работают, притом с максимальной отдачей и творческой инициативой.
Сущность системы пожизненного найма состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая их слушателях производственную практику. При этом самые солидные фирмы или корпорации поддерживают связь с самыми элитными учебными заведениями. Ежегодно фирма принимает определенное количество выпускников, но определяет их на 1—2 года в качестве практикантов. За это время практикант перемешается из одного отдела в другой, где он обучается, а по окончании определенного периода проходит оценочную аттестацию. После окончания практики полученные оценки сравниваются и практикант зачисляется работником на определенную должность в тот отдел, где он наиболее успешно проявил себя. Размер заработной платы зависит не только от должности» но и от стажа работы. Для данной системы весьма характерна подвижность: через каждые 3-5 лет работник перемещается по служебной лестнице. Если это невозможно или нецелесообразно, он переходит в горизонтальной плоскости на такую же или аналогичную должность, но в другой отдел. По достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин работники, кроме управляющих высшего звена, отправляются с почестями на пенсию, а их место занимают более молодые работники. Благодаря этому осуществляется четкая ротация кадров. В случае, если работник проявил преданность фирме, последняя может гарантировать занятость не только его детям, но и внукам.
Следует отметить, что по системе пожизненного найма занятыми оказываются от 25 до 35 % работников, остальные -временные рабочие. Китайская модель социально ориентированного рыночного социализма характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования системы рыночных отношений, активного сотрудничества с развитыми и развивающимися странами, особенно в области инвестиционной политики, осуществляющих активную деятельность, с одной стороны, по развитию индивидуальных, интеллектуальных и предпринимательских способностей, а с другой - по выравниванию возможностей для каждого жителя страны получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и достижениям НТП.
Пример осуществления подобной экономической и социальной политики характерен для современного Китая. Благодаря принимаемым мерам страна за время экономических реформ добилась очень высоких среднегодовых темпов прироста валового внутреннего продукта - 12 %. В осуществлении проводимых реформ большая роль принадлежит государству, которое планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, осуществляет ценообразование на основные виды товаров и услуг.
Ввиду того что 80 % населения составляют жители села, много внимания уделяется аграрным преобразованиям. Земля остается в государственной собственности. Коллективные хозяйства распущены. Земля передается в аренду сроком на 30 лет, при этом разрешено выплачивать арендную плату натурой (производимой продукцией). Аграрная реформа пошла настолько успешно, что срок аренды был продлен еще на 30 лет, была разрешена сдача земли в аренду другим лицам, т.е. субаренда. [1, ст. 125-130]
Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.
Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве — это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка.
Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.