Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка факторов, воздействующих на положение доминирующей фирмы на целевом отраслевом рынке. Задачи: 1. Рассмотреть понятие доминирующей фирмы и основные факторы, способствующие и ограничивающие ее доминирование. 2. Рассмотреть основные модели поведения доминирующей фирмы.
3. Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
4. Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение факторов, способствующих формированию доминирующей фирмы и ограничивающих ее рыночную власть, а также выявление и обоснование наиболее эффективных стратегий ее поведения на рынке.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Доминирующая фирма на отраслевом рынке.......................................................4
Теория отраслевых рынков............................................................ ……………..4
1.2 Понятие доминирующей фирмы..........................................................................5
1.3 Основные модели поведения доминирующей фирмы......................................7
1.3.1 Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде..............................................................................7
1.3.2 Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы……….9
1.4 Границы целевого отраслевого рынка................................ ………………….10
2. Рынок мобильной связи................................................ ………………………..12
2.1 Общая характеристика отрасли........................................................................ 12
2.2 Структура рынка мобильной связи России...................... …………………...13
2.3 Выявление и оценка эффективности использования различных барьеров в отрасли.......................................................................................................................18
3. ОАО «МТС» – доминирующая фирма................................................................21
3.1 Общая характеристика компании......................................................................21
3.2 Стратегия компании............................................................................................22
3.3 STEP-анализ.........................................................................................................24
3.4 Финансово-экономическая деятельность компании в 2012 г. .......................26
3.5 SWOT-анализ.......................................................................................................27
Заключение................................................................................................................30
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по эк отр рынков.docx

— 93.57 Кб (Скачать файл)

Если доминирующая фирма  преимуществом в издержках не обладает, в долгосрочном периоде  она может быть вытеснена из отрасли  фирмами-аутсайдерами. В этом состоит  одно из главных ограничений монопольной  власти на рынке доминирующей фирмы  в конкурентном окружении, действующее  в долгосрочном периоде. 

 

1.4 Границы целевого  отраслевого рынка

            Различия между рынком и отраслью  основаны на том, что рынок  объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером  используемых  технологий.

            Структура рынка – это основные  характерные черты рынка, определяющие  соотношения и характер взаимосвязи  между субъектами рынка. К числу  таких характеристик относятся:  количество и размеры фирм, степень  сходства или отличия товаров  разных фирм, легкость входа и  выхода с конкретного рынка,  доступность рыночной информации. 
            Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. 

            Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.  
            Рынок - это механизм передачи прав собственности.  
            Определение конкретного рынка связано с целью и методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы рынка.   

           В научной литературе выделяют следующие типы границ: 

             1) Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении 

              2) Временные границы - характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара  
              3) Локальные границы - определяют пространственные границы рынка. Такие границы зависят от остроты конкуренции на национальном и конкурентном рынке, а также от величины барьеров входа на региональный рынок внешних продавцов. Необходимо дать четкое разграничение рынка и отрасли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рынок мобильной связи

2.1 Общая характеристика  отрасли

    Сотовая связь - один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот с шестиугольными ячейками (сотами).

Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее  оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных  абонентов и обеспечивать непрерывность  связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика  в зону действия другого.

Первое использование  подвижной телефонной радиосвязи в  США относится к 1921 г.: полиция  Детройта использовала одностороннюю  диспетчерскую связь в диапазоне 2 МГц для передачи информации от центрального передатчика к приёмникам, установленным на автомашинах. В 1933 г. полиция Нью-Йорка начала использовать систему двусторонней подвижной  телефонной радиосвязи также в диапазоне 2 МГц. В 1934 г. Федеральная комиссия связи  США выделила для телефонной радиосвязи 4 канала в диапазоне 30…40 МГц, и в 1940 г. телефонной радиосвязью пользовались уже около 10 тысяч полицейских  автомашин. Во всех этих системах использовалась амплитудная модуляция. Частотная  модуляция начала применяться с 1940 г. и к 1946 г. полностью вытеснила  амплитудную. Первый общественный подвижный радиотелефон появился в 1946 г. (Сент-Луис, США; фирма Bell Telephone Laboratories), в нём использовался диапазон 150 МГц. В 1955 г. начала работать 11-канальная система в диапазоне 150 МГц, а в 1956 г. - 12-канальная система в диапазоне 450 МГц. Обе эти системы были симплексными, и в них использовалась ручная коммутация. Автоматические дуплексные системы начали работать соответственно в 1964 г. (150 МГц) и в 1969 г. (450 МГц).

В СССР В 1957 г. московский инженер Л.И. Куприянович создал опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК-1 и базовую станцию к нему. Мобильный радиотелефон весил около трех килограммов и имел радиус действия 20-30 км. В 1958 году Куприянович создает усовершенствованные модели аппарата весом 0,5 кг и размером с папиросную коробку. В 60-х гг. Христо Бочваров в Болгарии демонстрирует свой опытный образец карманного мобильного радиотелефона. На выставке "Интероргтехника-66" Болгария представляет комплект для организации местной мобильной связи из карманных мобильных телефонов РАТ-0,5 и АТРТ-0,5 и базовой станции РАТЦ-10, обеспечивающей подключение 10 абонентов.

Аналогичным образом, с естественными отличиями  и в меньших масштабах, развивалась  ситуация и в других странах. Так, в Норвегии общественная телефонная радиосвязь использовалась в качестве морской мобильной связи с 1931 г.; в 1955 г. в стране было 27 береговых  радиостанций. Наземная мобильная связь  начала развиваться после второй мировой войны в виде частных  сетей с ручной коммутацией. Таким  образом, к 1970 г. подвижная телефонная радиосвязь, с одной стороны, уже  получила достаточно широкое распространение, но с другой - явно не успевала за быстро растущими потребностями, при ограниченном числе каналов в жёстко определённых полосах частот. Выход был найден в виде системы сотовой связи, что позволило резко увеличить  ёмкость за счёт повторного использования  частот в системе с ячеистой структурой.

Основные  составляющие сотовой сети - это  сотовые телефоны и базовые станции. Базовые станции обычно располагают  на крышах зданий и вышках. Будучи включённым, сотовый телефон прослушивает эфир, находя сигнал базовой станции. После  этого телефон посылает станции  свой уникальный идентификационный код. Телефон и станция поддерживают постоянный радиоконтакт, периодически обмениваясь пакетами. Связь телефона со станцией может идти по аналоговому протоколу (AMPS, NAMPS, NMT-450) или по цифровому (DAMPS, CDMA, GSM, UMTS). Если телефон выходит из поля действия базовой станции, он налаживает связь с другой.

Сотовые сети могут состоять из базовых станций  разного стандарта, что позволяет  оптимизировать работу сети и улучшить её покрытие.

Сотовые сети разных операторов соединены друг с  другом, а также со стационарной телефонной сетью. Это позволяет  абонентам одного оператора делать звонки абонентам другого оператора, с мобильных телефонов на стационарные и со стационарных на мобильные.

Операторы могут  заключать между собой договоры роуминга. Благодаря таким договорам  абонент, находясь вне зоны покрытия своей сети, может совершать и  принимать звонки через сеть другого  оператора. Как правило, это осуществляется по повышенным тарифам.

Отрасль мобильной связи активно  развивается около 30 лет по различным  направлениям: технологическом, структурно-отраслевом, рыночно-потребительском.

Технологическое развитие определяется периодичностью смены поколений  мобильной связи: 1G - 1982-1991 гг., 2G - 1992-2001 гг., 3G - 2002-2012 гг. Структурно-отраслевые изменения выражаются в терминах, определяющих бизнес отрасли, а также  характеристиках её производительных сил: операторов связи, поставщиков  оборудования, провайдеров, дистрибьюторов и других участников рынка. Рыночные и потребительские движения четко  проявляются в динамике абонентской  массы: рост объемов рынка услуг, изменениях демографических параметров, по тенденциям спроса на различные  конкретные услуги.

Сейчас отрасль переживает серьёзный  период - переход от голосовых услуг  к услугам передачи данных и мобильного Интернета. Радикальные перемены затронут в перспективе самые различные  аспекты развития отрасли: внедрение  высокоскоростных технологий (10- и 20-кратное  повышение скорости передачи данных), новые услуги и режимы обслуживания потребителей, в отрасль придут крупные  компании из смежных отраслей (компьютерной, масс-медиа, Интернет-бизнеса), изменится стоимость услуг.

Отечественная отрасль мобильной  связи достаточно молодая (менее 10 лет), и практически находится в  стадии развития. Однако во многом повторяет  общемировые тенденции. В последние  время усиливается доминирование  технологии и услуг сетей GSM. Это  положительно отражается на адаптации  отечественной отрасли связи  в общеевропейские процессы интеграции. В некоторых тенденциях (расширение абонентской базы, внедрение предоплатных услуг, цифровизация аналоговых сетей) российская мобильная связь следует общемировому тренду развития. В конце 2000 г. в России было 3 млн абонентов. Например, в США 3 млн абонентов сотовой связи было в 1990 г., а 100 млн - в 2000 г. В 2000 г. российские операторы мобильной связи начали модернизацию инфраструктуры своих сетей и подготовку к внедрению режимов связи и услуг 3-го поколения.

Иными словами, мобильная отрасль  становится все более динамичным и экономически значимым сектором отечественного рынка. В стратегическом плане для  российских операторов мобильной важной задачей является анализ общемировых  тенденций развития мобильной отрасли. Мобильная связь становится серьёзнейшей движущей силой развития мирового телекоммуникационного  рынка.

 

 

 

2.2 Структура рынка  мобильной связи России

В России сотовая  связь начала внедряться с 1990 г., коммерческое использование началось с 9 сентября 1991 г., когда в Санкт-Петербурге компанией "Дельта Телеком" была запущена первая в России сотовая сеть (работала в стандарте NMT-450) и был совершён первый символический звонок по сотовой  связи мэром Санкт-Петербурга Анатолием  Собчаком.

К июлю 1997 г. общее  число абонентов в России составило  около 300 тысяч. На 2008 год основные протоколы  сотовой связи, используемые в России - GSM-900 и GSM-1800. Помимо этого, работают и CDMA-сети, в стандарте CDMA-2000, он же IMT-MC-450. Также GSM-операторами ведётся плавный  переход на стандарт UMTS. В частности, первый фрагмент сети этого стандарта  в России был введён в эксплуатацию 2 октября 2007 года в Санкт-Петербурге компанией "МегаФон". В Свердловской области продолжает эксплуатироваться  сеть сотовой связи стандарта DAMPS, принадлежащей компании Сотовая  Связь "МОТИВ".

Компания IDC на основе исследования российского рынка  сотовой связи сделала вывод, что в 2005 году общая продолжительность  разговоров по сотовому телефону жителей  РФ достигла 155 миллиардов минут, а текстовых  сообщений было отправлено 15 миллиардов штук.

Согласно  данным британской исследовательской  компании Informa Telecoms & Media за 2006 год, средняя стоимость минуты сотовой связи для потребителя в России составила $0,05 - это самый низкий показатель из стран "большой восьмёрки".

В декабре 2007 года число пользователей сотовой  связи в России выросло до 172,87 млн абонентов, в Москве - до 29,9, в Санкт-Петербурге - до 9,7 млн. Уровень проникновения в России - до 119,1%, Москве - 176%, Санкт-Петербурге - 153%. Доля рынка крупнейших сотовых операторов на декабрь 2007 года составила:

- «МТС» 30,9%;

- «ВымпелКом» 29,2%;

- «МегаФон» 19,9%;

- другие операторы 20% (рис.3).

Рис. 1 Состояние рынка сотовой связи РФ на 2007 год

Согласно  исследованию компании J"son & Partners, количество зарегистрированных в России сим-карт по состоянию на конец ноября 2008 года достигло 183,8 млн. Эта цифра обусловлена отсутствием абонентской платы на популярных тарифных планах у российских операторов сотовой связи и низкой ценой подключения к сети. Абоненты в ряде случаев имеют сим-карты разных операторов, при этом могут ими не пользоваться продолжительное время, либо использовать одну сим-карту в служебном мобильном телефоне, а другую - для личных разговоров.

В России в  декабре 2008 г насчитывалось 187,8 млн. пользователей сотовой связи (по числу проданных сим-карт). Уровень  проникновения сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) на эту дату составил, таким образом, 129,4%. В регионах, без  учёта Москвы, уровень проникновения  превысил 119,7%. Доля рынка крупнейших сотовых операторов на декабрь 2008 года составила: 34,4% у МТС, 25,4% у "Вымпелкома" и 23,0% у "МегаФона" (рис.4).

Рис. 2 Состояние рынка сотовой связи РФ на 2008 год

По данным консалтингового  агентства AC&M Consulting МТС остаётся лидером российского рынка сотовой связи. На конец 3-го квартала 2012 года доли распределяются следующим образом: 31 % занимает МТС, 27 % – «МегаФон», 24 % – «ВымпелКом», 10 % – Tele2, и 8 % приходится на других операторов.

 

2.3 Выявление и оценка эффективности использования

различных барьеров в отрасли

Рынок сотовой  связи обладает определенными входными барьерами, рассмотрим основные из них.

    1. Реклама или положительный имидж.

Допустим, имеют  место очень большие затраты  на создание первоначального имиджа фирмы, поскольку для установления репутации высокого качества требуются  значительное продвижение товара и  значительный объем выпуска (который  будет продаваться по более низкой цене). Далее, предположим, что затраты  на укоренение фирмы на рынке не зависят от выручки, достигнутой  после приобретения фирмой престижа. Тогда имеется экономия от масштаба в создании престижа и это может  служить входным барьером.

Зрелым фирмам придется тратить меньше средств  на повторную рекламу, чтобы защитить свои торговые марки, чем новой фирме.

Рис 3. График издержек

Именно так  и происходит на рынке услуг сотовой  связи, где доминирующее положение  занимают компании "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон".

Данные предприятия  на рынке уже довольно давно и  за всю историю развития сотовой  связи в России сумели прорекламировать себя так, что навряд ли найдется человек, не знающий эти компании.

    1. Эффект масштаба.

Для того чтобы  вывести на рынок предприятие  подобное ОАО "МТС", необходимо инвестировать  в "новичка" большую сумму денег.

К примеру, рассмотрим финансовые показатели ОАО "МТС",

Таблица 1.

 Финансовые показатели ОАО «МТС» за 2011 год

Показатель

Сумма, млрд. долл.

1. Оборот

10,245

2. Чистая прибыль

1,930

3. Рыночная капитализация

11,5

Информация о работе Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей