Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка факторов, воздействующих на положение доминирующей фирмы на целевом отраслевом рынке. Задачи: 1. Рассмотреть понятие доминирующей фирмы и основные факторы, способствующие и ограничивающие ее доминирование. 2. Рассмотреть основные модели поведения доминирующей фирмы.
3. Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
4. Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение факторов, способствующих формированию доминирующей фирмы и ограничивающих ее рыночную власть, а также выявление и обоснование наиболее эффективных стратегий ее поведения на рынке.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Доминирующая фирма на отраслевом рынке.......................................................4
Теория отраслевых рынков............................................................ ……………..4
1.2 Понятие доминирующей фирмы..........................................................................5
1.3 Основные модели поведения доминирующей фирмы......................................7
1.3.1 Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде..............................................................................7
1.3.2 Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы……….9
1.4 Границы целевого отраслевого рынка................................ ………………….10
2. Рынок мобильной связи................................................ ………………………..12
2.1 Общая характеристика отрасли........................................................................ 12
2.2 Структура рынка мобильной связи России...................... …………………...13
2.3 Выявление и оценка эффективности использования различных барьеров в отрасли.......................................................................................................................18
3. ОАО «МТС» – доминирующая фирма................................................................21
3.1 Общая характеристика компании......................................................................21
3.2 Стратегия компании............................................................................................22
3.3 STEP-анализ.........................................................................................................24
3.4 Финансово-экономическая деятельность компании в 2012 г. .......................26
3.5 SWOT-анализ.......................................................................................................27
Заключение................................................................................................................30
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по эк отр рынков.docx

— 93.57 Кб (Скачать файл)

 

Как видно  из таблицы 1, рыночная капитализация компании ОАО «МТС» превысила сумму в 10 млрд. долл. Для того, чтобы добиться подобного результата в "новичка" придется инвестировать несколько млрд. долл. Рисковать подобной суммой захочет не каждый имеющий такие средства, а значит и появление потенциального новичка практически не реально.

    1. Снижение цены.

Если издержки позволяют, то крупные участники  рынка сотовой связи вполне могут  снизить цены, чтобы раздавить  новичка. Такой подход часто применяется  в бизнесе. Правда, надо понимать, что  он не обязательно особенно обрадует компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.

Прибегать к  снижению цены за оказываемые услуги, основная "тройка" игроков рынка  сотовой связи, будет тогда, когда  необходимо будет избавиться от вновь  появившихся конкурентов.

Но на практике такого случая не было, и даже наоборот. Были случаи обвинения трех крупнейших операторов в сговоре. Федеральная  антимонопольная служба провела  проверку компаний Мобильные ТелеСистемы, ВымпелКом и МегаФон.

Причиной  проведения расследования стало  подозрительно синхронное увеличение стоимости разговоров на большинстве  тарифов всех трех операторов. Плата  за исходящие звонки была повышена практически на всех тарифных планах с предоплатой эфирного времени. Изменения не затронули корпоативные и безлимитные тарифы всех трех компаний.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

         3. ОАО «МТС» – доминирующая фирма

3.1 Общая характеристика  компании

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) - крупный, динамично развивающийся российский оператор сотовой связи, работающий в стандарте GSM 900/1800. В конце 2000 г. число абонентов компании превысило 1 млн человек.

В настоящее время МТС имеет  лицензии на предоставление услуг стандарта GSM 900/1800 в 34 регионах России, в которых  проживают 45% населения страны, и  активно работает в 21-м регионе, с  населением более 41 миллиона человек.

Эффективная и результативная маркетинговая  стратегия и технические преимущества стандарта GSM определили лидирующие позиции  МТС на отечественном рынке мобильной  связи. Компания обслуживает треть  всех пользователей рынка России.

Основываясь на опыте организации  сети GSM 900/1800 в Москве, МТС динамично  создаёт собственную сеть в регионах. В различных городах и населённых пунктах жители получили возможность  пользоваться мобильной связью. Благодаря  льготным тарифным планам, услуга мобильной  связи становится все более популярной в стране.

На сегодняшний день в компании трудятся около 2000 человек. В единой сети - головной московский офис, восемь офисов в Москве, филиалы и дочерние компании более чем в 20 городах  России.

Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована «Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС)», Deutсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и нескольких учредителей в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 г. Российские компании владели 53% акций, немецкие - 47%. В начале 1995 г. АФК «Система» приобрела акции у российских учредителей, а DeTeMobil стала владельцем акций компании Siemens.

Весной 2000 г. слияние ЗАО "МТС" и ЗАО "РТК" образовало Открытое Акционерное Общество «Мобильные ТелеСистемы». После этого Федеральная Комиссия по Ценным Бумагам России зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В том же году компания вышла на мировые фондовые рынки. Летом акции МТС уже котируются на Нью-Йоркской Фондовой Бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT.

В 1997 г. МТС получила лицензии и  стала активно развиваться в  Тверской области, Костроме и Республике Коми. В 1998 году МТС приобрела «Русскую Телефонную Компанию» и вместе с ней лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Принимая участие в работе компании РеКом, МТС организует строительство сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях. Соглашение с Росико даёт возможность МТС развивать стандарт GSM-1800 в 17 регионах России и в 11 регионах Урала.

Свою миссию компания видит в  том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и  раскрывающий их потенциал на работе и дома. Топ-менеджмент уверен, что  компания достигнет поставленных целей, благодаря знанию потребностей клиентов, работе специалистов, введению новых  технологий и стратегическому подходу  к развитию компании.

3.2 Стратегия компании

Стратегия МТС предусматривает  дальнейшее усиление лидирующих позиций  в Московском регионе, а также  широкомасштабное расширение деятельности компании в регионах страны. Развитие собственной сети по ходу с приобретением  местных операторов GSM дадут возможность  МТС стать первым федеральным  оператором сотовой связи в стране.

В 1999 году в Московской лицензионной зоне проживали около 57% пользователей  в России и 97% абонентов. МТС всегда стремилась укрепить позиции лидера GSM-оператора на рынке, уделяя приоритетное внимание качеству услуг и контролю за издержками.

С ростом абонентской базы, компания инвестирует в развитие новых услуг и платежных систем, с целью максимального удовлетворения потребности потребителей. Топ-менеджмент выражает уверенность, что подобный подход обеспечит МТС возможность  предоставлять своим клиентам супервысококачественные услуги по доступной цене.

Качество предоставляемых  услуг гарантируется профессиональным уровнем инженеров МТС, обслуживающих  сложнейшее технологическое оборудование. Специалисты МТС - обладатели сертификатов компаний Motorola, Siemens, Ascom, а также прошли обучение по программам Cisco Systems, Deutsche Telecom.

Качество услуг МТС  прошло обязательную сертификацию на соответствие международным стандартам. Независимую экспертизу провел НИИ  экономики и связи «Интерэкомс».

Торговая марка МТС  известна во многих регионах России. Маркетинговая  стратегия предприятия основана на регулярном изучении и анализе  запросов и предпочтений клиентов, что помогает менеджерам предлагать абонентам особенное на рынке  сочетание характеристик сотовой  связи. Сегодня МТС - это качество, реально доступный уровень стоимости  обслуживания, весьма широкая зона охвата и масштабный спектр услуг, основанных на передовых технологиях.

Руководство МТС определяет главным условием успеха компании не только стандарт GSM 900/1800 и качество услуг, но и наличие широкого охвата действия сети. В начале своей деятельности компания ориентировалась на Московскую лицензионную зону, где были сосредоточены  главные объемы финансовых инъекций. Такая стратегия, вполне себя оправдала, поскольку позволила капитализировать опыт, технические и финансовые возможности компании, чтобы приступить к созданию сети GSM в самых различных регионах страны. В течение достаточно короткого времени в двух десятках регионов была создана мощная, современная цифровая сеть.

Региональная экспансия  МТС проводится по трем направлениям. Во-первых, создание сети в рамках лицензий GSM 1800 в самых различных регионах России. Во-вторых, обладание лицензиями GSM 900. А также, планы региональной экспансии предполагают приобретение мелких региональных операторов. Сегодня  МТС имеет весьма удачный опыт приобретения оператора в Омске  посредством изучения сибирского рынка. В результате прихода МТС в  регионы местные объемы продаж увеличились  в разы.

 

3.3 STEP-анализ

STEP-анализ необходим, чтобы определить возможность роста компании или угрозы её банкротства. Анализ позволяет составить на возможность непредвиденных обстоятельств разработку вероятной стратегической линии предприятия. С помощью такого анализа создаётся некий ассортимент опасностей и возможностей, с которыми компания может столкнутся в настоящее время.

При анализе внешней среды, учитывают факторы:

- экономический;

- политический;

- социальный;

- технологический.

Экономический фактор: необходимо анализировать информацию о безработице, производительности труда, процентной ставке банков, структуре населения, уровне образования трудовых ресурсов.

Политический фактор: необходимо изучить и предположить намерения  правительства, анализировать средства, которые использует правительство  и местные органы власти для проведения своей политики.

Социальный фактор: анализируя этот фактор, выясняют отношение персонала  к работе и качеству жизни, обычаи людей, проживающих в районе действия компании, рост населения, демографию.

Технологический фактор: необходимо предвидеть, как будет развиваться  техника в рассматриваемой отрасли, и как это будет влиять на производство продукции или услуг.

По степени влияния  факторы можно расположить в  следующем порядке:

Политический - самый значимый фактор для российских фирм. Правительство  страны принимает постановления, которыми должны руководствоваться фирмы  при взаимодействии с государством. Сюда можно отнести Налоговый  Кодекс, ставку НДС, подоходный налог. Совершенно мощное влияние на фирму оказывает политическая нестабильность. Ожидание переменчивости власти негативно сказывается на валютном рынке. Подобные действия весьма отрицательно сказываются на экономике страны и на конкретном предприятии в частности. Кроме того, постоянно приходится мониторить инфляционные процессы. Особенно это касается бизнес-контактов с иностранными партнёрами.

Экономический фактор влияет главным образом на людей (их доходы, уровень жизни), которые представляют собой потенциальных потребителей.

Проблема уровня жизни  населения страны является наиболее сложной проблемой. Минимальные  размеры оплаты труда и пенсии престали иметь значение важнейших социальных нормативов. В 1992 г. среднегодовая минимальная заработная плата составляла 33 % от прожиточного минимума, а в 1995 г. - 16 %. Реальные денежные доходы населения и зарплата значительно снизились, по сравнению с объемом валового внутреннего продукта. В своё время, по причине смены экономической парадигмы, многие госпредприятия вынуждены были закрыться. Позже причиной экономического подъема российской экономики стал одновременный рост внутреннего и внешнего спроса.

Социальный фактор определяет качество жизни населения страны. Продукция компании МТС предназначена  для людей, которые стремятся  быть успешными в бизнесе. В принципе, клиенты предприятия не имеют  возрастных ограничений, а персонал получает приличную зарплату.

Технологический фактор предусматривает  использование новейших технологий в сфере телекоммуникаций. Самые  последние достижения в этой области  внедряются достаточно оперативно, благодаря  сотрудничеству с такими фирмами, как  Nokia, Motorola, Ericsson.. Новые технологии - лучшее оружие против конкурентов.

Природный фактор предполагает экологически чистое производство.

 

3.4 Финансово-экономическая деятельность компании в 2012 г.

МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России. По размеру  абонентской базы и рыночной капитализации  МТС входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире. Вместе с дочерними предприятиями компания обслуживает более 85 миллионов абонентов  в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане.

Ключевые события в 1 кв. 2012 г.:

. Приобретение розничной  сети «Телефон.Ру»;

. Запуск сети 3G в Армении

. Приобретение сети салонов  связи «Эльдорадо»

. Успешное рефинансирование  части долговых обязательств  в размере $630 млн. по синдицированному  кредиту на общую сумму $1,33 млрд.

Краткий анализ финансового  состояния МТС за 1 кв. 2012 г.:

1. Консолидированная выручка  снизилась на 24% в годовом исчислении  до $1 809 млн. из-за девальвации  национальных валют и сезонных  факторов. Выручка МТС в России в 1 кв. 2012 г. выросла на 7,5% в годовом исчислении до 46,9 млрд. рублей.

2. Доходы от неголосовых услуг связи росли опережающими темпами на всех рынках: в России годовой рост составил 22%, на Украине - 42%, в Узбекистане 39,7%, в Туркменистане - 97%, в Армении - 35,2%.

3. За 1 кв. 2012 г. сократились активы Группы (-7,3%) ввиду снижения текущих активов (-8,1%).

4. Совокупный долг вырос по сравнению с 1 кв. 2011 г. (+0,33%). Доля общего долга также выросла с 0,27% по состоянию на конец 1 кв. 2011 г. до 0,41% на конец 1 кв. 2012 г. Однако, рост долговой нагрузки не сказался отрицательно на показателях покрытия: годовая выручка покрывает совокупный долг более чем в 1,8 раз.

5. Показатели ликвидности низкие и на конец анализируемого периода составляют 0,73.

 

3.5 SWOT-анализ

Сильные стороны:

  • ОАО "МТС" занимает лидирующие позиции на рынке мобильной связи в России и странах СНГ. В 1 кв. 2012 г. МТС сохранила лидирующие позиции на большинстве рынков присутствия компании (в России - доля рынка компании сохранилась на уровне 34%);
  • Существенный рост абонентской базы: абонентская база МТС в 1 кв. 2012 г. выросла на 1 млн. пользователей;
  • Группа владеет развитой сетью и инфраструктурой, которая постоянно расширяется и совершенствуется.
  • Предпосылки дополнительного роста ассоциируются с введением технологий 3G. МТС уже получила лицензию на работу в формате 3G и начала строительство инфраструктуры.
  • Сильный менеджмент;
  • Прозрачная структура акционеров и бизнеса;
  • Подготовка консолидированной отчетности по МСФО;
  • Положительная кредитная история на публичном рынке заимствований (еврооблигации, рублевые облигационные займы).

Информация о работе Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей