Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка факторов, воздействующих на положение доминирующей фирмы на целевом отраслевом рынке. Задачи: 1. Рассмотреть понятие доминирующей фирмы и основные факторы, способствующие и ограничивающие ее доминирование. 2. Рассмотреть основные модели поведения доминирующей фирмы.
3. Определить границы целевого отраслевого рынка (продуктовые, пространственные, временные, отраслевые).
4. Провести анализ целевого отраслевого рынка с акцентом на определение факторов, способствующих формированию доминирующей фирмы и ограничивающих ее рыночную власть, а также выявление и обоснование наиболее эффективных стратегий ее поведения на рынке.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Доминирующая фирма на отраслевом рынке.......................................................4
Теория отраслевых рынков............................................................ ……………..4
1.2 Понятие доминирующей фирмы..........................................................................5
1.3 Основные модели поведения доминирующей фирмы......................................7
1.3.1 Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде..............................................................................7
1.3.2 Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы……….9
1.4 Границы целевого отраслевого рынка................................ ………………….10
2. Рынок мобильной связи................................................ ………………………..12
2.1 Общая характеристика отрасли........................................................................ 12
2.2 Структура рынка мобильной связи России...................... …………………...13
2.3 Выявление и оценка эффективности использования различных барьеров в отрасли.......................................................................................................................18
3. ОАО «МТС» – доминирующая фирма................................................................21
3.1 Общая характеристика компании......................................................................21
3.2 Стратегия компании............................................................................................22
3.3 STEP-анализ.........................................................................................................24
3.4 Финансово-экономическая деятельность компании в 2012 г. .......................26
3.5 SWOT-анализ.......................................................................................................27
Заключение................................................................................................................30
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по эк отр рынков.docx

— 93.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:  «РЫНОК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ»

 

 

 

 

Выполнил

Студент: Сидорова А.Н.

Факультет:  ВиЗоФБ

Группа: 902

Шифр:  090190125

Преподаватель:  Севастьянова Н.Б.

Дата сдачи:

Дата защиты:

 

 

 

Новосибирск, 2013

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

1. Доминирующая фирма  на отраслевом рынке.......................................................4

    1. Теория отраслевых рынков............................................................ ……………..4

1.2 Понятие доминирующей фирмы..........................................................................5

1.3 Основные модели поведения доминирующей фирмы......................................7

1.3.1 Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде..............................................................................7

1.3.2 Модель «самоубийственного»  поведения доминирующей фирмы……….9

1.4 Границы целевого отраслевого рынка................................ ………………….10

2. Рынок мобильной связи................................................ ………………………..12

2.1 Общая характеристика  отрасли........................................................................ 12

2.2 Структура рынка мобильной  связи России...................... …………………...13

2.3 Выявление  и оценка эффективности использования  различных барьеров в отрасли.......................................................................................................................18

3. ОАО «МТС» – доминирующая фирма................................................................21

3.1 Общая характеристика компании......................................................................21

3.2 Стратегия компании............................................................................................22

3.3 STEP-анализ.........................................................................................................24

3.4 Финансово-экономическая деятельность компании в 2012 г. .......................26

3.5 SWOT-анализ.......................................................................................................27

Заключение................................................................................................................30

Список использованной литературы……………………………………………...31

 

 

 

 

Введение

Экономика отраслевых рынков изучает источники рыночной власти, фирм, ее величину, ее последствия, а  также содержание и результаты антимонопольной  политики государства. Таким образом, теория организации промышленности выступает в качестве теории антимонопольной  политики. Весь рынок страны можно  разделить на отраслевые рынки. Достаточно интересны исследования особенностей каждого отраслевого рынка.

Часто положение всех участников отраслевого рынка объясняется  поведением доминирующей фирмы. Доминирующая фирма или фирма – лидер  представляет собой фирмы с высокой  долей рынка, позволяющее ей диктовать на рынке свои условия. Статус доминирующей фирмы может быть получен несколькими важными путями: высоким качеством товара, низкими издержками, объединением нескольких фирм. При определенных условиях поведение доминирующей фирмы такое же, как и поведение фирмы – монополиста.

Целью курсовой работы является оценка факторов, воздействующих на положение  доминирующей фирмы на целевом отраслевом рынке.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие  доминирующей фирмы и основные  факторы, способствующие и ограничивающие  ее доминирование. 

2. Рассмотреть основные  модели поведения доминирующей  фирмы. 

3. Определить границы  целевого отраслевого рынка (продуктовые,  пространственные, временные, отраслевые).

4. Провести анализ целевого  отраслевого рынка с акцентом  на определение факторов, способствующих  формированию доминирующей фирмы  и ограничивающих ее рыночную  власть, а также выявление и  обоснование наиболее эффективных  стратегий ее поведения на  рынке. 

 

5. Провести анализ изменений,  происходящих на целевом отраслевом  рынке (в поведении компаний, в  его структуре и результативности), вследствие наличия на нем  доминирующей фирмы. 

Как практическое приложение теории отраслевых рынков во второй части  работы рассмотрен такой отраслевой рынок как автомобильный. На данном рынке так же существует доминирующая фирма – АвтоВАЗ. В третьей  части работы рассмотрено положение  на рынке и внутренние показатели работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Доминирующая  фирма на отраслевом рынке

1.1 Теория отраслевых  рынков

Одной из наиболее важных составных  частей микроэкономики является теория рыночных структур. Экономика отраслевых рынков изучает источники рыночной власти, фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Таким образом, теория организации  промышленности выступает в качестве теории антимонопольной политики.

Можно также привести определение  предмета Экономики отраслевых рынков, данное Коузом: Организация промышленности «это описание того, как хозяйственная деятельность разделена между фирмами. Как известно, многие фирмы осуществляют много разных видов деятельности, у других круг деятельности сильно ограничен. Некоторые фирмы большие, другие малые. Некоторые фирмы интегрированы вертикально, другие нет. Это и есть организация промышленности или как ее обычно называют, структура промышленности. Но из исследований промышленной организации хотелось бы узнать, как промышленность организована сейчас и чем это отличается от того, что было прежде; какие силы изменялись со временем; как повлияют предложения изменить - через различные изменения законов - формы промышленной организации».

1.2 Понятие доминирующей  фирмы

  Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка. 
Что необходимо, чтобы стать доминирующей фирмой на рынке: 
 Во-первых, фирма должна обладать преимуществами в издержках. То есть издержки доминирующей фирмы на единицу продукции значительно ниже, чем у конкурентов. Это возможно, если: а) фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент); б) фирма в большей степени, чем конкуренты, способна усваивать и использовать накопленный опыт; в) фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства. 
    Во-вторых, фирма может выпускать продукт более высокого качества.  
 В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. 
           Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках:

  • на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;
  • фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы, т.е являются «ценополучателями» - соглашаются с ее ценой;
  • число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли;
  • доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;
  • доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

          Барьеры входа в отрасль. Выделяют четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа:

  1. Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках с свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.
  2. Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в     отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политик получения прибыли в краткосрочном периоде.
  3. Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.
  4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью заблокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

1.3 Основные модели поведения доминирующей фирмы

      1. Ценовое лидерство доминирующей фирмы:

детерминанты  монопольной власти в краткосрочном  периоде

  Рассмотрим модель, когда доминирующая фирма является ценовым лидером рынка. Ценовое лидерство означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, выпускаемый отраслью, а фирмы-конкуренты либо следуют этой цене, либо устанавливают цену, ориентируясь на лидера.  
   Поскольку доминирующая фирма позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначаемой ею цене, у фирм-конкурентов нет стимулов назначать более низкую цену. Если фирмы-конкуренты назначают более высокую цену, то они теряют полностью рынок сбыта.  
   Цена доминирующей фирмы может служить своего рода «ценовым зонтиком» для фирм-аутсайдеров: даже если качество их товаров несколько ниже, за счет доминирующей фирмы, ее репутации фирмы-конкуренты могут найти рынок сбыта для своих товаров. 

Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих  предпосылках:  
•  на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства; 
•  фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы; 
•  число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли. 

•  доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса; 
•  доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

   Поскольку доминирующая фирма определяет цену, по которой продается товар на рынке, фирма сталкивается с относительно неэластичным остаточным спросом и, следовательно, может расширять объем продаж, только снижая цену. С другой стороны, при данной цене часть спроса удовлетворяют фирмы-аутсайдеры. В отношении остаточного спроса - разницы между рыночным спросом и предложением конкурентного окружения - доминирующая фирма будет действовать как монополист, выпуская такое количество товара, чтобы предельная выручка от его продажи равнялась предельным издержкам его производства.  
   При установлении лидером цены ниже минимума средних издержек типичной фирмы из конкурентного окружения фирмы-аутсайдеры покидают рынок, и доминирующая фирма занимает монопольное положение: она сталкивается теперь не с остаточным спросом, а со всем спросом в отрасли, и ведет себя как типичная монополия. Максимизация прибыли доминирующей фирмой в этой области дает типичную картину монополии: рынок целиком контролируется одной фирмой. 

   Проанализируем модель рынка с доминирующей фирмой и определим характеристики цены, которую назначает лидер. Тем самым мы установим детерминанты монопольной власти фирмы - лидера в краткосрочном периоде, при условии, что цена превышает цену для типичной фирмы из конкурентного окружения.

   Фирмы-аутсайдеры, определяя объем продаж на рынке, максимизируют собственную прибыль. Условием максимума прибыли для них служит равенство предельных издержек цене лидера, кривая индивидуального предложения совпадает с кривой предельных издержек при ценах, свыше минимального значения средних переменных издержек. Общее предложение фирм конкурентного окружения складывается как сумма индивидуальных функций предложения. 

   Эластичность остаточного спроса доминирующей фирмы тем выше (а монопольная власть тем ниже), чем выше эластичность рыночного спроса, выше эластичность предложения конкурентного окружения (аутсайдеров) и ниже доля доминирующей фирмы в отраслевом объеме продаж. 

 

1.3.2 Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы

Если предположить возможность  входа на рынок новых фирм-аутсайдеров, проблема ценообразования доминирующей фирмы становится не такой простой. У доминирующей фирмы появляется необходимость выбора по крайней мере между двумя альтернативами: 

1) не обращая внимания на возможность входа в отрасль новых фирм-аутсайдеров, максимизировать прибыль; 

2) устанавливать цену, устраняющую стимулы входа в отрасль. 
   Рассмотрим первую возможность. Предположим, доминирующая фирма действует на рынке однородного продукта. Фирмы-конкуренты максимизируют краткосрочную прибыль, расширяя объем выпуска до того момента, когда предельные издержки оказываются равными цене. Доминирующая фирма устанавливает цену при предположении, что она обладает всей полнотой информации относительного рыночного спроса, собственных издержек производства и предложения своих конкурентов. Если доминирующая фирма назначает очень высокую цену, которая позволяет конкурентным фирмам получать экономическую прибыль, у конкурентных фирм будут стимулы расширять объем выпуска. Кроме того, новые фирмы, привлеченные положительной прибылью в отрасли, войдут на рынок. В результате предложение товара увеличится (кривая рыночного предложения переместится вправо), кривая остаточного спроса доминирующей фирмы переместится влево, доля доминирующей фирмы на рынке будет уменьшаться, сокращая рыночную власть фирмы. Такая ценовая политика высоких цен доминирующей фирмы носит название - «самоубийственной». 

Информация о работе Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей