Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках.
Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.
В первой части работы дается экономическая характеристика рынков факторов производства, рассматриваются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства, рассматривается формирование спроса и предложения на этих рынках.
Введение 3
Глава 1. Рынки факторов производства 5
1.1 Рынок труда 5
1.2 Рынок капитала 9
1.3 Рынок природных ресурсов 12
1.4 Предпринимательская деятельность 15
Глава 2. Ценообразование на рынках факторов производства 20
2.1 Спрос и предложение на рынках факторов производства 24
2.2 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной Украине 27
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Содержание
Введение 3
Глава 1. Рынки факторов производства 5
1.1 Рынок труда 5
1.2 Рынок капитала 9
1.3 Рынок природных ресурсов 12
1.4
Предпринимательская
Глава 2. Ценообразование на рынках факторов производства 20
2.1 Спрос и предложение на рынках факторов производства 24
2.2
Общее экономическое развитие
и благосостояние в
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Украине, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.
Современная экономическая
теория раскрывает состояние и тенденции
развития всех типов хозяйственных
систем. Вторая половина ХХ в. отмечена
грандиозными переменами во всей системе
экономических отношений внутри
отдельных стран и в мировом
масштабе. Развитие такого мощного
фактора хозяйственного обновления,
как научно-техническая
Рынки факторов производства являются особым видом в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной работе рассматривается конкурентный рынок факторов производства.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику. Во-первых, они имеют ограниченный характер и редки, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие ограничены, невоспроизводимы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше использовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один из них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса производства.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках.
Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.
В первой части работы дается экономическая характеристика рынков факторов производства, рассматриваются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства, рассматривается формирование спроса и предложения на этих рынках.
В планово-регулируемой экономике
развитого рынка рабочая сила
не считается товаром, значит, не проходила
фазу обмена, хотя формально осуществлялся
наем рабочей силы как особая форма
покупки ее предприятием от имени
государства. На практике подготовка рабочей
силы и ее распределение между
сферами хозяйства, отдельными предприятиями
осуществлялась в плановом порядке.
Поэтому администрация
Иное положение в рыночной экономике. Предприятия и учреждения, нуждающиеся в рабочей силе, формируют спрос на нее, выступают на рынке в качестве покупателей – потребителей способностей людей к труду. Предложение того особого товара формируют, как уже было сказано, домашние хозяйства, выступая на рынке в качестве продавцов. В рыночной экономике особым товаром становится труд как фактор производства. Следует заметить, что работник обладает способностью к труду - рабочей силой, которую он может предложить на рынке ее покупателю. Последнего интересует не сама рабочая сила, а процесс ее реализации, т.е. труд как целесообразная, полезная деятельность, результат которой затем оплачивается. Значит, на рынке продается рабочая сила, а покупается труд, здесь нет противоречия, такое положение обусловлено тем, что сами акты приобретения и потребления этого товара разделены временем. Рынок, на котором совершается купля - продажа такого товара можно называть рынком рабочей силы (с точки зрения ее продавца) или рынком труда (с точки зрения его покупателя) [8, с. 60-68].
Итак, предложение рабочей силы формируют домашние хозяйства как ее производители и собственники. В подготовке рабочей силы участвуют семья как субъект домашнего хозяйства и государство через систему образования, здравоохранения, культуры. Значит, предложение рабочей силы зависит от уровня развития домашних хозяйств, обеспечивающих необходимые условия для производства и воспроизводства способности членов семьи к труду; от количественного состава семей, прежде всего, числа детей как потенциальных работников; от возможностей учреждений образования в деле формирования новых кадров работников, повышения их квалификации.
Спрос на труд обусловлен тем, что предприятиям постоянно необходим этот фактор производства, кроме того, все учреждения непроизводственной среды также нуждаются в труде соответствующих специалистов. Следовательно, предприятия и учреждения всех отраслей хозяйства страны нуждаются в рабочей силе и поэтому могут выступать в качестве покупателей этого товара, предъявляют спрос на него. Однако для реализации спроса необходимы средства для приобретения рабочей силы. Значит, спрос на труд будет зависеть не только от размеров потребности в нем, но и от возможностей его приобретения.
Как товар труд на рынке имеет свою цену, которая складывается под влиянием разного рода обстоятельств, прежде всего соотношения между спросом и предложением, а значит и факторов, их определяющих. Цена данного товара есть для продавца - цена его рабочей силы, для покупателя - цена труда, с обеих позиций цена выступает в форме заработной платы. Через нее устанавливаются отношения между продавцом и покупателем, реализуются интересы обеих сторон.
По проблеме заработной платы в экономической литературе есть несколько теорий.
Так сторонники трудовой теории стоимости считают заработную плату частью стоимости, созданной производительным трудом работника. К. Маркс называл ее превращенной формой стоимости или иены товара - рабочей силы. Основой заработной платы является стоимость средств существования работника и членов его семьи.
Представители неоклассического
направления полагали, что в основе
заработной платы лежат, во-первых,
предельная производительность труда
различных работников, что определяет
размер заработной платы каждого
из них и спрос на его рабочую
силу, во-вторых, издержки производства
и воспроизводства рабочей
Согласно списку факторов производства одним из них является труд, участвующий в создании нового продукта, он должен приносить вознаграждения в виде заработной платы, которая выступает как доход собственника этого фактора производства.
Во второй половине XX в. разработана теория человеческого капитала, под которым понимаются вложения средств и усилий для приобретения человеком способности к труду. Отсюда следует, что применение этого вида капитала должно приносить доход в форме заработной платы. И чем эффективнее функционирует человеческий капитал, тем выше будет вознаграждение его собственника. Общим во всех перечисленных представлениях о заработной плате является признание того, что она есть факторный доход, источником которого является труд. Величина заработной платы работника в каждый данный период времени зависит от ряда факторов:
а) сложившегося в данный
момент прожиточного минимума, т.е. наименьшего
количества средств, необходимых для
физического существования
б) уровня квалификации работника, от нее зависит эффективность его труда (количество и качество создаваемой продукции);
в) особенностей экономики и жизненного уклада в обществе, что обуславливает национальные различия в заработной плате;
г) сложившаяся конъюнктура на рынке труда.
По критериям определения
размера заработной платы работника
различают ее две основные формы:
повременная, которая устанавливается
в зависимости от количества отработанного
времени и величины почасовой
ставки; сдельная, или поштучная, определяемая
с учетом количества произведенных
продуктов или выполненных
В отечественной практике сложилась тарифная система определения размера заработной платы каждого работника. Составными элементами этой системы являются: тарифная ставка - оплата единицы труда; тарифная сетка - шкала соотношения ставок второго и последующих разрядов по сравнению с первым; тарифно-квалификационный справочник, по которому совершается тарификация работ и присвоение работникам соответствующего разряда. В справочнике дается характеристика каждого вида работ по содержанию, сложности и другим признакам [8, с. 60-68].
Капитал, как и труд, тоже
может становиться товаром, т.е. может
продаваться и покупаться. Таковым
он будет при двух обязательных условиях:
наличие временно свободного капитала
у его владельцев и наличие
временной потребности у
Капитал как товар имеет свои особенности по сравнению с обычным товаром. Такой товар при его продаже меняет своего собственника, продаваемый капитал остается объектом собственности самого продавца, т.е. продается и покупается не сам капитал как таковой, а право на его временное использование, т.е. в ссуду, а капитал, поэтому называется ссудным. Значит, капитал раздваивается: как объект собственности он находится во владении одного субъекта, а как функционирующий объект - в пользовании другого. Каждый из них рассчитывает иметь доход от одного и того же капитала. С этой целью они появляются на рынке капиталов: один из них выступает носителем предложения, а другой - спроса. В результате формируется рынок капиталов.
На этот рынок могут выносить свой временно свободный капитал:
1) домашние хозяйства с целью превратить сбережения в инвестиции;
2) предприятия, у которых, например, после реализации готовой продукции пока нет необходимости закупать новую партию сырья.
3) государство, у которого доходная часть бюджета превышает расходную;
4) фонды (пенсионный, страховой и т.д.), имеющие не используемые средства. [2, с. 145-180]
Временно нуждающимися в дополнительном капитале могут быть, прежде всего, предприятия, а также государство, домашние хозяйства. Таким образом, названные хозяйствующие субъекты в разное время будут выступать на рынке капиталов в качестве продавца или покупателя.
«Продаваемый», вернее ссудный, капитал выступает в нескольких формах: денежная, как определенная сумма денег; натуральная (средства производства); ценные бумаги.
Итак, продавец и покупатель
капитала рассчитывают получить определенный
доход, который является результатом
применения капитала в том или
ином деле. Этот доход или прибыль
распределяется между двумя субъектами:
функционирующее предприятие