Рынок факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках.
Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.
В первой части работы дается экономическая характеристика рынков факторов производства, рассматриваются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства, рассматривается формирование спроса и предложения на этих рынках.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынки факторов производства 5
1.1 Рынок труда 5
1.2 Рынок капитала 9
1.3 Рынок природных ресурсов 12
1.4 Предпринимательская деятельность 15
Глава 2. Ценообразование на рынках факторов производства 20
2.1 Спрос и предложение на рынках факторов производства 24
2.2 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной Украине 27
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

Вложение капитала в какое-нибудь дело с целью получить прибыль  называют инвестициями, а собственника такого капитала — инвестором. Каждый инвестор перед вложением своего капитала рассчитывает будущие доходы от возможных инвестиций, сравнивая  с теми, которые он получил бы сегодня. Расчетная операция, позволяющая определить, какое количество денег надо иметь сегодня, чтобы получить нужную сумму в будущем при имеющейся в данный момент ставке (величине) процента, называется дисконтированием [4, 141-146].

Процент выступает в качестве своеобразной цены капитала как специфического товара. Цена формируется под влиянием динамики спроса и предложения. Когда  они приходят в равновесное состояние, определяется цена, устраивающая продавца и покупателя, - равновесная, рыночная, и совершается сделка. Значит, на уровень и норму прибыли оказывают  влияние факторы, воздействующие на величину спроса на капитал и на его предложение. Различают внутренние и внешние факторы.

Внутренние непосредственно  связаны с условиями заключения сделки (купли - продажи капитала). Размер предлагаемого в ссуду капитала, вид и сроки его вынесения на рынок, степень риска совершаемой сделки, способность покупателя возвратить капитал с процентом и др.

Внешними факторами можно  назвать такие, как совокупный спрос  на ссудный капитал в стране, совокупное его предложение, циклические колебания  в национальном производстве, уровень  инфляционных процессов, характер экономической  политики правительства, обстановка на мировом рынке капиталов и  т.п.

Ссудный процент в качестве цены капитала в экономике страны выполняет важную роль.

Во-первых, он является показателем  степени доходности ссудного капитала, что необходимо знать его собственнику для принятия решения о продаже  в данное время и в данном месте.

Во-вторых, колебания величины и нормы процента являются одним  из факторов, регулирующих перемещение  капиталов из одной сферы их приложения в другую, где более необходимы. В результате перелива капиталов  обеспечивается более эффективное  их использование в экономике  страны.

В-третьих, динамика процента способствует перераспределению части  доходов населения, позволяет сбережения превращать в инвестиции, что важно  для развития хозяйства страны.

В-четвертых, процент может  служить средством страховки  от риска обесценивания денег  в условиях инфляции.

Промышленные и другие инвестиции имеют экономический  смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем  процент по банковским депозитам (вкладам), а тем более по всем другим активам, инвестирование которых связано  с риском. Цены на такие инвестиционные товары, как оборудование, сырье, материалы и т.п., зависимости от будущих доходов от их производительного использования, вычисляемых с помощью дискредитирования. [8, с. 60-68]

1.3 Рынок  природных ресурсов

Основным производственным ресурсом, который превращается в  важнейший фактор производства, является земля в широком смысле этого  слова. Во-первых, земельные участки  используются как основное средство производства сельскохозяйственных продуктов (растениеводства и животноводства), преследующих продовольственные цели и выступающих в качестве сырья для перерабатывающей промышленности. Во-вторых, на земле строятся разного рода объекты, в их числе жилье, дороги и другие условия, необходимые для проживания человека. В-третьих, земля содержит полезные ископаемые, которые человек добывает и использует для производства нужных ему благ.

В условиях рыночной экономики  земельные участки могут выступать  как особый товар, т.е. быть предметом  купли - продажи. Земля всегда является объектом чьей-то собственности: отдельного лица (частная собственность), группы лиц (коллективная собственность), государства (государственная собственность). И  каждый собственник должен иметь  от ее использования доход. [6, с. 95-97]

Чтобы лучше выяснить характер и особенности земли как фактор производства, будем рассматривать  ее в первом значении как сельскохозяйственные угодья. Собственник такой земли  и непосредственный производитель  продуктов на ней могут объединиться в одном лице или быть разными  субъектами. В первом случае весь создаваемый  продукт, а значит, и полученный доход  принадлежит собственнику производителю. Такое возможно, если участки земли  небольшие, вести хозяйство на них  можно, скажем, силами членов одной семьи. Если хозяйство располагает большими земельными площадями, оно может поступить двояким образом.

1. Вести производство  с применением наемной рабочей  силы, приобретенной на рынке  труда. Весь доход получает  собственник земли, нанятым работникам  выплачивается заработная плата,  расходы на которую относятся  к издержкам производства.

2. Сдать землю в пользование, т.е. в аренду другим лицам. Таковыми могут быть фермеры, которые производят сельскохозяйственные продукты главным образом для продажи. Фермер на арендуемой земле применяет свой капитал и труд, от реализации продукта имеет выручку, которая возмещает издержки и содержит прирост над ними - прибыль.

Поскольку фермер ведет хозяйство  не на своей земле, то он должен часть  этой прибыли отдавать собственнику земли - выплачивать земельную ренту. Эта рента представляет собой  плату за пользование землей как  основным фактором производства, является своеобразной ценой такого пользования. Если на арендуемом участке были осуществлены вложения капитала для возведения хозяйственных построек, прокладки дорог, водопровода, то арендатор вместе с земельной рентой отдает собственнику земли и процент на вложенный в нее капитал, т.е. все это вместе составляет арендную плату.

Отношения между хозяйствующими субъектами по поводу собственности  на землю, использования ее как фактора  сельскохозяйственного производства, распределения полученного в  результате дохода называются аграрными  отношениями. Центральным звеном этих отношений являются рыночные отношения, которых так или иначе касались все исследователи рыночной экономики, в результате появилась теория земельной  ренты. Значительный вклад в ее разработку внесли Д. Рикардо, К. Маркс, В.И. Ленин.

Величина земельной ренты  как платы за пользование землей зависит от ряда факторов: уровня плодородия участка, расстояния от места его  расположения до рынка сбыта производимой продукции, от производственной отдачи дополнительных вложений капитала в те или иные земельные участки. В результате влияния указанных факторов с одинакового по площади участка будет получен неодинаковый доход, поскольку средние издержки производства аналогичной продукции будут разными. [6, с. 95-97]

По теории земельной ренты  различают два ее вида - дифференциальную (разностную) и абсолютную. Если первая из них выплачивается с участков, имеющих средние и лучшие условия  производства, то абсолютная - со всех участков, в том числе и находящихся  в худших условиях. Если в существовании  дифференциальной ренты исследователи не сомневаются, то по поводу абсолютной есть противоположные мнения. Подробнее о теории ренты можно узнать в рекомендуемых источниках.

Земля как фактор производства в рыночной экономике может стать  товаром. Это значит, что она должна иметь цену как денежное выражение ее стоимости, а стоимость - овеществленный в товаре труд. Но земля как таковая - не результат затрат труда, а результат действия природных, естественных факторов. Следовательно, ее цену можно определить по другим критериям.

Об этих критериях в свое время высказал мнение У. Петти, который определял цену земли по сумме ренты, полученной с данного участка за 21 год его использования. Таким образом, основой цены на землю была признана величина получаемого с нее дохода в форме ренты.

Позже была предложена формула, по которой можно определить цену конкретного участка земли в  данный момент. Она прямо зависит  от величины ренты (в числителе) и  обратно - от банковского процента (в  знаменателе). Отношение между этими  величинами умножаются на 100%.

Цена земли = 100% 

Дело в том, что покупка  земельного участка есть особая форма  вложений капитала в расчете получить от него доход в форме ренты. Этот капитал его собственник может  вложить и в банк, чтобы получить доход в форме процента. Так  вот величина ренты и процента должна быть одинаковой, т.е. собственник  капитала должен получить равный доход, вкладывая свои средства либо в покупку - земли, либо в банк. Ясно, что на уровень цены на тот или иной участок  земли влияет не только величина ренты, но и другие факторы: спрос и предложение, конкурентная ситуация на рынке и  др.

Наличие развитого рынка  земли как фактора производства способствует рациональному ее использованию  по прямому назначению. [8, с. 60-68]

 

 

1.4 Предпринимательская деятельность

В условиях рыночной экономики  предприятия как самостоятельные  социально-экономические системы  действуют в рамках сложившейся  на данный момент предпринимательской  среды или, как ее называет Р.Х. Холл, "организационного поля".

Под этим понятием он подразумевает "...те организации, которые в совокупности составляют узнаваемую среду институциональной  жизни, это - основные поставщики, потребители  ресурсов и продукции, регулятивные учреждения и другие организации, которые  производят подобные товары и услуги".

При этом социально-экономические  системы внутри организационного поля становятся все более однородными. Это обусловлено, с одной стороны, общими требованиями правовой среды, а также направлением и размерами мер государственного регулирования и тем, что, по выражению И. Пригожина, организации "подражают друг другу или моделируют друг друга", т. е. копируют опыт и модели поведения друг друга для одинаковой внешней среды.

Модель поведения самостоятельного товаропроизводителя на свободном (конкурентном) рынке предполагает, что для достижения своих целей  при взаимодействии с внешней  средой он может вступать как в  противодействие (борьбу) с другими  агентами рынка, так и в союзы (альянсы).

Взаимодействие предпринимателя  или его представителей соответствующих  служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими  участниками предпринимательской  деятельности требует соблюдения установленных  форм, норм и правил сотрудничества. Главная составляющая сотрудничества в сфере предпринимательства - сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается  как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц  в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между  предпринимателями, в основе которой  имеется коммерческий интерес. Результат  сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение  в результате обмена ценностями пользы, выгоды.

Сделка считается заключенной  сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят  от направления и формы сотрудничества партнеров. [9, c.253-254]

Существует несколько  классификаций форм и видов партнерских  связей.

Одной из наиболее полных является классификация партнерских связей по сферам предпринимательской деятельности (направлениям предпринимательского сотрудничества):

Сотрудничество в сфере  производства - строится на долговременной основе. В сфере производственных отношений используются такие формы  сотрудничества, как организация  совместных предприятий; организация  смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.

Сотрудничество в сфере  товарообмена - в основе взаимоотношений  партнеров заключено движение конкретных товаров (переход прав собственности  от одного партнера к другому). Однако при этом исключается денежная форма  расчетов, а используется товарная форма: товар на товар (разные виды бартерных  операций). Основные формы сотрудничества в сфере товарообмена (встречная  торговля): бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых  участвуют три стороны и более).

Сотрудничество в сфере  торговли - самые распространенные формы сделки купли-продажи, поставки и т. д. В сфере торговли применяются  следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара и др.

Сотрудничество в сфере  финансовых отношений осуществляется на основе факторинга (факторинговая  компания покупает счета клиента, берет на себя погашение его задолженности или покупает у предпринимателя его требование к партнеру по платежу) и коммерческого трансферта (используется в международных отношениях и представляет собой приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных договорами размерах по договорной цене, при этом капитал зачисляется в национальном банке страны продавца на счет, открытый на имя покупателя). [10, c. 336-337]

Выбор конкретной формы партнерских  связей определяется условиями, в которых  предприниматель проявляет деловую  активность.

При этом необходимо отметить, что модель организационного поведения, когда фирма, не обременяя себя никакими долговременными обязательствами, покупает и продает все виды товаров и ресурсов, является в современных условиях скорее абстрактной, чем реальной. Предприниматели, начиная с зарождения товарно-денежных отношений, стремились уменьшить неопределенность внешней среды за счет создания различных видов альянсов.

Информация о работе Рынок факторов производства