Рынок факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках.
Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.
В первой части работы дается экономическая характеристика рынков факторов производства, рассматриваются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства, рассматривается формирование спроса и предложения на этих рынках.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынки факторов производства 5
1.1 Рынок труда 5
1.2 Рынок капитала 9
1.3 Рынок природных ресурсов 12
1.4 Предпринимательская деятельность 15
Глава 2. Ценообразование на рынках факторов производства 20
2.1 Спрос и предложение на рынках факторов производства 24
2.2 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной Украине 27
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

На рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного  фактора производства имеет различную  эластичность. Первопричиной здесь  также выступает закон ограниченности, хотя могут иметь место и воздействия  других факторов. Так, предложение земли  чаще всего неэластично, потому что  в каждый данный момент ее размеры  фиксированы, а альтернативного  ресурса не существует, земля –  невоспроизводимое, уникальное, экономическое  благо. Практически невозобновляемы  во времени ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично: если найдены альтернативные, в т.ч. искусственные виды сырья и материалов. Количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы. [2, с. 145-180]

2.2 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной Украине

Процесс производства, распределения  и потребления будет протекать  нормально лишь в условиях общего экономического равновесия. Таким состояние  экономики считается тогда, когда  на всех рынках спрос и предложение  взаимно уравновешиваются. Такое  идеальное положение может возникнуть и сохраняться продолжительное  время в условиях свободной конкуренции. При несовершенной конкуренции  общее экономическое равновесие постоянно нарушается, однако проявляется  тенденция к его установлению. При нарушении равновесия совершается  распределение и перераспределение  доходов в пользу тех, кто оказывается  сильнее других, через влияние  на ценообразование обеспечивает себе лучшие условия сбыта и получения  дохода. Значит, получение доходов, а отсюда и благополучие их получателей  во многом зависит от состояния рынка.

Благополучие или благосостояние населения - это обеспеченность его  жизненно необходимыми средствами существования. Значит, благосостояние разных слоев  населения в определенной мере зависит  от рынка, который в данном случае выполняет регулирующую роль в распределении  доходов. Поскольку доля участия  каждого субъекта в производстве блага (продукта) различна, то и доходы будут неодинаковыми. Кроме того, на дифференциацию получателей доходов  влияют в значительной степени изменения  цен на рынках несовершенной конкуренции  и на этой основе - перераспределение  доходов. Неравенство в доходах  обуславливает неравенство в  уровне благосостояния получателей  доходов. Оно является действенным стимулом для работника трудиться с наибольшей отдачей, а для других собственников факторов производства (капитала, земли) - эффективнее их использовать, чтобы получить больший факторный доход (зарплату, прибыль, ренту, процент). [8, с. 60-68]

В экономической политике современного государства проблема занятости является одной из главных, поскольку она касается таких  сторон жизни общества, как экономический  рост и повышение уровня благосостояния населения страны. Поэтому важной задачей государства является регулирование  рынка труда с целью поддержания  занятости на оптимальном уровне следующими методами:

1) регулирование размера  заработной платы как цены товара рабочей силы. Установление минимума зарплаты; регламентация ряда надбавок к ней; индексация зарплаты в связи с ростом цен; замораживание размера заработной платы на определенный период; использование системы налогообложения личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных отраслях хозяйства; методическая помощь предприятиям в организации оплаты труда;

2) использование системы  мер воздействия на занятость  через стимулирование роста производства  и инвестиций;

3) организация работы  государственной службы занятости, в частности биржы труда;

4) регулирование режима  и условий труда (продолжительность  рабочего дня и рабочей недели, нормативы труда и отдыха работников  и т.п.);

5) усиление роли государства  в поддержании нормальных трудовых  отношений между администрацией  предприятия и коллективом рабочих.

С проблемой доходов связаны  так называемые внешние эффекты. Таковыми являются положительные или отрицательные для общества последствия, появляющиеся в результате производства или потребления, которые осуществляются другими лицами или фирмами. Например, вырытый водоем для разведения рыбы благотворно повлиял на урожайность соседних огородов, поскольку повысилась влажность воздуха и почвы. Это положительный эффект для владельцев огородов, поскольку они получили влагу бесплатно. Фирма сливает в реку неочищенную, использованную в производстве воду. Это заставляет тех, кто ниже по течению реки, затрачивать определенные средства на ее очистку. Это пример отрицательного эффекта.

Выгоды и издержки от внешних факторов не учитываются, не оцениваются, тем не менее, они отражаются на динамике доходов населения и фирм. Действие внешних эффектов лежит вне рыночных отношений, поэтому это обстоятельство должно учитывать государство в своей экономической политике. В одном случае оно может запретить деятельность, наносящую ущерб окружающим, в другом установить специальный налог, заставляющий, например, фирму построить очистные сооружения, в третьем случае, выдавать субсидии тем, кто несет убытки от внешних эффектов, или тем, кто за счет этих средств оздоровит территорию. Далее, чтобы сохранить разрыв в доходах разных групп населения, государство должно оказывать социальную помощь в первую очередь имеющим низкие доходы, чтобы обеспечить им нормальные условия жизни и труда. То, что не может делать рынок (решение социальных проблем), призвано делать государство. Доход как приращение средств у субъекта (лица, фирмы, государства) за определенный промежуток времени имеет две формы выражения: денежную - номинальный доход и натуральную, вещественную - реальный доход.

В системе рынков факторов производства, которые мы уже рассмотрели, особое место занимает рынок труда (рабочей силы).

Рассмотрим тенденции  развития рынка труда Украины. В последнее время актуальность приобретает решение проблемы привлечения дополнительных ресурсов для улучшения общего состояния экономики государства.

Ключевым вопросом является определение необходимых видов  ресурсов и их объема. Значительный дефицит финансовых и инвестиционных ресурсов в условиях кризиса подталкивает государство к поиску альтернативных их видов.

При этом на первый план выходят  человеческие ресурсы, качественные характеристики и эффективное использование  которых будет способствовать улучшению  экономической ситуации в государстве. Создание условий для сохранения и расширения воспроизводства высококвалифицированной  рабочей силы, способной эффективно функционировать в условиях высокотехнологического и инновационного производства, позволит обеспечить формирование стабильной и  конкурентоспособной экономики. [13]

Современный рынок труда  характеризуется довольно нестабильным состоянием. Это подтверждают исследования, которые были проведены, базируясь  на данных статистического учета. На протяжении 2008 г. уровень безработицы  населения Украины (по методологии  МОТ) составлял 6,4%. В первом квартале 2009 г. этот показатель увеличился до 9,5%. На протяжении 2008 г. на учете в Государственной  службе занятости находилось 1,4 млн. незанятых трудовой деятельностью  граждан в возрасте 15 – 70 лет. Глава  Национального форума профсоюзов Украины  М. Якибчук констатировал, что по состоянию на 28.07.2009 г. в Украине  насчитывается около 3 миллионов  безработных.

Что касается тенденций развития рынка труда Украины, то необходимо обратить внимание, что в 2007 г. потребность  в рабочей силе составляла 169,7 тыс. чел., в то время как предложение  – 2419,7 тыс. чел., нагрузка незанятого населения  на одно свободное рабочее место  составила 4 чел. В 2008 г. потребность  в рабочей силе была на уровне 91,1 тыс. чел, в то время как предложение  – 2500,7 тыс. чел., нагрузка на одно рабочее  место таким образом составила 10 чел. В Харьковской области в 2007 г. потребность в рабочей силе была на уровне 10,6 тыс. чел., в то время  как предложение – 132,2 тыс. чел, нагрузка незанятого населения на одно свободное рабочее место – 3 чел. В 2008 г. потребность в рабочей силе – 4,4 тыс. чел., в то время как предложение – 136,0 тыс. чел., нагрузка на одно рабочее место – 11 чел. Наибольший дисбаланс между предложением и спросом на рабочую силу в 2008 г. наблюдался в Черкасской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Винницкой областях. В этих регионах нагрузка на 10 свободных рабочих мест (вакансий) составила соответственно 767, 483, 482, и 387 чел. Если сравнивать с 2007 г., то эти показатели будут выглядеть следующим образом: Черкасская область – 237 чел, Хмельницкая – 228 чел., Ивано-Франковская – 196 чел., Винницкая – 146 чел.

Необходимо отметить, что  наблюдается рост нагрузки на 10 свободных  рабочих мест не только квалифицированных  работников (в 1,7 раз в 2008 г. по сравнению  с 2007 г.), но и представителей профессий, не требующих высокой квалификации (в 1,93 раз в 2008 г. по сравнению с 2007 г.). Как отмечает Бандур С.И. и Пухлий В.Т. в своей работе, украинские предприятия  обеспечены квалифицированными рабочими меньше, чем наполовину. В то же время  профессионально-технические учреждения осуществляют подготовку кадров без  учета ожидаемых изменений и  в меньших объемах, чем высшие учебные заведения. То есть профессиональное обучение кадров, рынок труда и  экономика развиваются без надлежащей согласованности. [14]

По данным Госкомстата  Украины, средняя продолжительность  поиска работы в 2008 г. составляла 6 месяцев, а продолжительность незанятости  – 11 месяцев; те, кто ищут работу свыше 7 месяцев, составляют около 45,2%, из них свыше года – 28,7%. [21]

 Значительного распространения  особенно в многофункциональных  городах (отраслями, специализации  которых являются определенные  отрасли народного хозяйства), приобрело  такое явление, как семейная  безработица, когда все члены семьи являются безработными. [15]

В 2008 г. структура безработицы  была следующая: 28,1% занимают лица, уволенные  по экономическим причинам, 38,6% –  уволенные по собственному желанию, 18,3% – не трудоустроенные после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений I – ІV уровней аккредитации. Такая ситуация свидетельствует об обострении экономических противоречий и необходимости усиления действия инструментов государственного регулирования рынка труда. В экономической литературе среди основных причин, которые вызывают рост безработицы в украинской экономике, выделяют следующие [16]:

ª демографический кризис;

ª массовая трудовая миграция;

ª недостаточно динамическое развитие экономики;

ª низкий уровень заработной платы;

ª несоответствие системы подготовки специалистов потребностям рынка труда;

ª нехватка рабочих мест, обусловленная трансформационным спадом производства;

ª низкая мобильность рабочей силы;

ª неконкурентоспособность многих профессий в новых рыночных условиях;

ª отсутствие условий для малого и среднего предпринимательства;

ª отсутствие всесторонне разработанной политики занятости наиболее незащищенных групп населения;

ª скрытая безработица;

ª инвестиционные проблемы.

Обобщение экономической  литературы позволило выделить наиболее общие черты, которые присущи  украинской безработице: превышение реального  уровня безработицы над официальными данными; наличие скрытой безработицы; большинство контингентов, как скрытой, так и открытой безработицы, занимается дополнительной трудовой деятельностью. Дальнейшее теоретическое исследование позволило выделить особенность украинской безработицы: она возникла не на фоне перепроизводства, а наоборот – при массовом дефиците. Наибольшее число работников остаются без работы в связи с причинами:

ª сокращением объемов производства в связи с недопоставками сырья, комплектующих изделий;

ª нарушением договорных обязательств;

ª разрывом производственных связей;

ª резким ростом цен на сырье, энергоносители, оборудование, а также тарифов на транспортное обслуживание, который привел к банкротству и ликвидации нерентабельных предприятий;

ª реформированием собственности;

ª конверсией оборонной промышленности;

ª остановкой некоторых шахт;

ª сокращением бюджетных учреждений и организаций. [20, 22]

Таким образом, на протяжении последних лет на развитие рынка  труда влияли факторы, которые привели  к спаду производства, ограничению  развития социально-культурных областей, росту скрытой безработицы и высвобождению кадров. [19]

Исследование основных тенденций  рынка труда Украины дает возможность  сделать вывод о том, что главной  задачей политики в сфере безработицы  на современном этапе является не ограничение ее уровня, а разработка комплекса мероприятий по преодолению  ее скрытых и открытых форм, оказание содействия наиболее полному использованию  трудового потенциала общества. Актуальность исследования рынка труда Украины  усиливается в связи с неминуемым сокращением в ближайшей перспективе  численности населения трудоспособного возраста и его старением.

Прогнозы развития рынка  труда должны стать неотъемлемой составляющей всех стратегических документов, программ развития всех без исключения областей экономики, регионов и территориальных единиц.

 

Заключение

Известно, что целью общественного  производства является все более  полное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей. Степень удовлетворения зависит от того, сколько благ человек  получает в свое потребление в  их натуральной форме. В условиях общественного разделения труда  каждый из субъектов экономики создает  определенный вид продукта или оказывает  ту или иную услугу. В производстве готового продукта действуют основные факторы: труд, капитал, земля, предпринимательская деятельность. Собственник каждого из них получает свою долю в новом продукте. На практике этот продукт предназначен для продажи, он из натуральной превращается в денежную в форме выручки от продаж. Из нее возмещаются издержки, часть которых принимает форму дохода непосредственных работников в виде оплаты их труда; другая часть издержек - это затраты капитала, который его собственнику приносит доход в виде полученной прибыли. Собственник земли, сданной в аренду, получает доход в виде ренты, если эта земля использовалась как фактор производства. Так через рыночный механизм совершается распределение создаваемого продукта в форме доходов между субъектами экономики, обеспечивая им определенный уровень удовлетворения их потребностей. Важно, чтобы каждый получил доход соответственно участию в создании нового продукта.

Информация о работе Рынок факторов производства