Рынок факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках.
Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.
В первой части работы дается экономическая характеристика рынков факторов производства, рассматриваются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства, рассматривается формирование спроса и предложения на этих рынках.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынки факторов производства 5
1.1 Рынок труда 5
1.2 Рынок капитала 9
1.3 Рынок природных ресурсов 12
1.4 Предпринимательская деятельность 15
Глава 2. Ценообразование на рынках факторов производства 20
2.1 Спрос и предложение на рынках факторов производства 24
2.2 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной Украине 27
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

В ходе развития партнерских  связей предприниматели открыли  для себя множество видов и  разновидностей организационных договоров  и альянсов между агентами рынка, которые позволяют уменьшить его непредсказуемость, и, следовательно - снизить риск предпринимательства и его трансакционные издержки, что, в свою очередь, способствует повышению его конкурентоспособности, доходности и привлекательности. [11, c.192-193]

Наиболее эффективно бизнес-партнерство  применяется в странах Западной Европы и Японии, корпоративное управление производством и получение прибыли  которых ориентировано на отношения  между партнерами. В качестве последних  выступают как организации, так  и индивидуальные предприниматели, представляющие те или иные групповые  интересы акционеров, менеджеров, персонала  фирм, поставщиков и клиентов.

Все они прямо или косвенно задействованы не только на розничном рынке товаров и услуг, но и на межфирменных бизнес-рынках, где осуществляются оптовые операции, предполагающие многосторонние эффективные связи, по своей сути, долговременные и ориентированные в будущее. [12, c.60-61]

Устойчивые партнерские  межфирменные связи снижают коммерческие риски, упорядочивают среду экономических  взаимодействий хозяйствующих субъектов, делают ее более прозрачной и открытой.

Социальная значимость вопроса  партнерских отношений в предпринимательстве  очевидна и требует адекватного  теоретического осмысления в концепциях корпоративного управления, в построении моделей маркетинговых коммуникаций, в выявлении перспективных форм сотрудничества производителей, продавцов  и покупателей, в выработке институциональных  правил их взаимодействия.

Взаимодействие предпринимателя  или его представителей соответствующих  служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими  участниками предпринимательской  деятельности требует соблюдения установленных  форм, норм и правил сотрудничества.

 

Глава 2. Ценообразование  на рынках факторов производства

Проблема ценообразования на факторы производства по-разному трактуется различными экономическими школами.

Рассмотрим, например, ценообразование  на факторы производства по А. Смиту. Методология и логика подходов к  анализу проблем ценообразования  на факторы производства содержится в «Исследовании о природе  и причинах богатства народов» А. Смита. Исходной предпосылкой выступает  деление первичных экономических  ресурсов на такие факторы производства, как труд, земля и капитал.

Любой предмет конечного  потребления людей – это товар, цена которого определяется затратами  труда на его производство, выраженными  в рабочем времени, мастерстве и  таланте работника. При обмене готового товара на деньги, труд или другие продукты, отмечает А. Смит помимо оплаты цены материалов и заработной платы работников, должна быть учтена ещё некоторая сумма  прибыли для предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле. Стоимость, которую работники прибавляют к  стоимости материала, распадается на две части, одна из которых идет на их заработную плату, а другая - на оплату прибыли предпринимателя на капитал, который он авансировал.

Прибыль на капитал не похожа на заработную плату и устанавливается  совсем на иных началах. Она определяет стоимость употребленного в дело капитала и бывает, больше или меньше, а зависимости от размеров этого капитала и эффективности в его использования.

С тех пор, продолжает А. Смит, как земля превратилась в частную  собственность, землевладельцы, подобно  всем другим людям, хотят пожинать там, где не сеяли, и начинают требовать  ренту даже за естественные плоды  земли. Устанавливается определённая добавочная цена за все, что есть на земле, за ее «естественные произведения» и ископаемые ресурсы. Эта часть платежей земельному собственнику составляет земельную ренту, которая также включается в цену готового продукта, произведенного с помощью использования земли.

Таким образом, согласно А. Смиту, цена каждого товара конечного потребления  людей прежде всего сводится к трем составным частям затрат: труда, капитала и земли. Если какой-либо товар конечного потребления нуждается в более глубокой обработке, то большей становится та часть цены, которая приходится на заработную плату и промышленную прибыль, сравнительно с той частью, которая приходится на земельную ренту. Обрабатывающая промышленность увеличивает последовательный ряд прибылей, и каждая последующая из них становится больше предыдущей, соответствуя размерам привлекаемого капитала.

Первый вывод из сказанного заключается в том, что ценообразование  на факторы производства, в частности  первичные ресурсы, такие как  труд, земля и капитал, определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов.

Именно этой особенностью объясняется производный характер спроса фирм на факторы производства, зависимость цен на все виды ресурсов от цен на потребительские товары.

Второй вывод: ценообразование  на факторы производства следует связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами.

Любой человек получает свой доход от одного из перечисленных, принадлежащих  ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от земли.

Доход, получаемый от труда, называется «заработной платой».

Доход, получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его  в дело, называется «прибылью». [2, с. 145-180]

Доход, получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в  дело, а ссужающим его другому  лицу для производительного применения, называется «процентом». Он представляет собой вознаграждение, уплачиваемое заемщиком заимодавцу за ту прибыль, которую он имеет возможность извлечь с помощью заемного капитала. Прибыль принадлежит заемщику, но часть ее выплачивается заимодавцу за предоставленный в ссуду капитал.

Доход в форме ссудного процента является производным доходом, выплачиваемым из прибыли, полученной от применения взятой ссуды.

Доход, получаемый целиком  с земли и присваиваемый землевладельцем, называется «рентой».

Доходы, основывающиеся на перераспределении  собранных государством налогов, в  конечном итоге получают за счет все  тех же первичных факторов производства. Они результат перераспределения заработной платы, прибыли и ренты, которые поступают служащим в форме окладов; престарелым, в форме пенсий; получателям различных рентных выплат, социальных выплат и пособий. [8, с. 60-68]

Логика доводов, относящихся  к вопросу о взаимосвязи доходов  различных групп общества и цен  на рынках факторов производства, также  прослеживается через движение цен  на потребительские товары. Так как  цена любого из этих товаров, заключает  А. Смит, сводится к той или другой или ко всем трем составным частям первичных факторов производства (труда, земли и капитала), к таким же трем составным частям должна сводиться  цена всего годового продукта общества. Стоимость его должна распределяться также в соответствующих трех формах первичных и вторичных  доходов, получаемех путем перераспределения через налоговую систему.

Если доходы общества растут, то спрос на факторы производства и их цена также будут повышаться. И наоборот, снижение этих доходов  вызовет снижение цен на рынках факторов.

Отмеченные выше взаимосвязи  между ценой потребительских  товаров, а также доходов общества и движением цен на рынках факторов производства не столь просты и однолинейны. Обосновывая положения о рыночной цене товаров, А. Смит отмечал, что в каждом обществе или каждой местности существует обычная, или средняя норма, как заработной платы, так и прибыли для каждого из различных приложений труда и капитала. Эта норма регулируется общими условиями общества, уровнем его богатства или бедности, застоя или упадка, а также особой природой того или иного приложения труда и капитала.

То же самое относится  и к средней норме ренты. Эти обычные или средние нормы А. Смит называет «естественными нормами» заработной платы, прибыли и ренты для каждого конкретного времени и места.

Следовательно, естественная цена товара - это цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с естественными  нормами земельной ренты, зарплаты и прибыли на капитал, затраченных  для производства (добычи), обработки  и доставки его на рынок.

Фактическая цена может отклоняться  от естественной, может и совпадать  с нею в момент продажи на рынке. Рыночная цена, по Смиту, определяется отношением между количеством товара, фактически доставленным на рынок, и  спросом на него со стороны тех, кто  готов уплатить его естественную цену или полную стоимость ренты, заработной платы и прибыли. Оплата товара необходима, чтобы товар доставлялся  на рынок.

В приведенных доводах  А. Смита представлено его понимание  действия закона спроса и предложения, «управляющих» не только рынками  потребительских товаров и услуг, но и рынком экономических ресурсов, факторов производства. [2, с. 145-180]

 

2.1 Спрос и предложение на рынках факторов производства

В отличие от спроса на необычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производственный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факты производства объясняется тем, что потребности в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары обычного потребительского назначения.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться  в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские  товары, изготовленные с помощью  данного фактора производства. Спрос  на факторы производства предъявляют  лишь предприниматели, т.е. та часть  общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов  и услуг, необходимых для конечного  потребления. Предприниматели стремятся  обнаружить возможности получения  дохода, не замеченные конкурентами. Рынки  факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических  характеристик товаров, уровне издержек производства, объемах предложения  и т.д. [4, с. 141-146]

Для организации производственного  процесса, требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все  они в большей или меньшей  степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд частично заменен техникой, и, наоборот, природные и сырьевые материалы  могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый  процесс, где объем каждого привлекаемого  в производство ресурса зависит  от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные  с ними ресурсы и факторы. Рынок  дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена - одно из важнейших  условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет  осуществлять взаимозамещение, вытеснить  дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие  рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому  конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию, возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов, наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам, стремления к инновациям и т.д. [2, с. 145].

Предложение факторов производства - их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение  так же, как и на рынках обычных  потребительских благ. Однако рынки  факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение  во многом зависит от специфики каждого  конкретного фактора производства как экономического блага для  осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Ограниченность, редкость первичных  экономических ресурсов и производных  от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению  с потребностью производства в них  для выпуска необходимых конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика. Однако люди неустанно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, в частности рынка предложения любого фактора производства.

Информация о работе Рынок факторов производства