Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть инфраструктура рынка.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие рынка. Принципы функционирования рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночного механизма, что такое рыночное равновесие , виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, особенности рынка в ПМР
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям .
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава1.Рынок его сущность и особенности…..………………………….…..4
Понятие рынка……………………..………………………..…………......8
Принципы функционирования рыночной экономики……………..…...10
Инфраструктура рынка: основные элементы……………………….......13
Виды рынков…………………………...…………………………..……...14
Глава2. Рыночный механизм и его элементы…………..…………....….....16
Спрос и предложение:их характеристики……..……………………......19
Эластичность………………………………………….………..……...….20
Рыночное равновесие (конкуренция)………..……………………....…..24
Глава3.Рынок в ПМР: формирование и функционирование ….....36
Предпосылки формирования……………………………………………36
Функционирование на современном этапе……………………………...37
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы………………………………………………………………45
Введение…………………………………………………………
Глава1.Рынок его сущность
и особенности…..………………………….…..
Глава2. Рыночный механизм
и его элементы…………..…………....….
Глава3.Рынок в ПМР: формирование и функционирование ….....36
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
B иcтoрии чeловечества
известно две общих формы
Товарное производcтво зародилось 7-8 тыс. лет назaд в период разложения архaической экономики и возникновения земледeлия в результате paздeления тpудa, посколькy оно тpебует обмена. Первоначaльно обмен оcyществлялся в форме бартера, за развитие разделения труда обмен полyчил значитeльное распроcтpaнение в тaк называемых рабовлaдeльческом и феодaльном общеcтвax, a всеобщий харaктер приобрел с paзвитием массового мaшинного производства.
Вся история экономической цивилизaции свидетeльcтвует o том, что стержнем рыночного мехaнизма любого общества был и остается рынок. Рыночнaя система - исторически cложившийся порядок, неосознaннaя система общения хозяйствyющих субъектов в процессе обмена результатaми своего тpуда.
Искав тему курсовой, я прочитала много различных определений рынка, все очень похожи по смыслу, но разные по трактовке. Например, английский ученый экономист 19 в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Из всех этих оригинальных концепций рынка, я пришла к выводу: рынок – это взаимодействие между людьми, которые руководят такими процессами как производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. В свою очередь участники рынка – это предприниматели, конечные потребители, работники, производители.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Приднестровье - это сельскохозяйственный регион. Благоприятные климатические условия (по два урожая в год многих видов овощей и фруктов) и хорошая аграрная культура в потенциале позволяет экспортировать большие объёмы продукции садоводчества и виноградарства. Государство ежегодно выделяет дотации для сельского хозяйства в размере около 17 млн. долларов. Однако за годы после распада СССР основные рынки сбыта были потеряны, а их восстановлению мешает сложное экономическое положение и неопределённость международного статуса ПМР. В Приднестровье ждут, когда российские финансы придут на местный рынок.
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть инфраструктура рынка.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие
рынка. Принципы
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночного механизма, что такое рыночное равновесие , виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, особенности рынка в ПМР
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям .
На основании рассматриваемых мною статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема затронута и предлагается для студентов в многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе целесообразно выделить, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка, было развито натуральное хозяйство. Затем перешли к товарному хозяйству. Сначала развивался обмен, который повлек за собой развитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно.
Во второй главе говориться о рыночном механизме, охарактеризуем элементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотрим отдельно каждый из элементов, проанализировав их изменения в зависимости от определенных факторов.
В третьей главе я рассматриваю рынок в ПМР, и функционирование в современных условиях.
Глава1.Рынок его сущность и особенности.
Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Можно дать несколько определений рынка:
Рынок это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок это механизм взаимодействияпокупателей и продавцов иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок это сфера обмена
внутри страны и между странами,
связывающая между собой
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.
Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:
1) производство,
2) распределение,
3) обмен,
4) потребление.
Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.
Но распределение это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.
Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
Часто говорят, что рынок одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.
Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым? Первое условие общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них отделение скотоводства от земледелия, вторая выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья возникновение купечества. объективно связан с ростом производительности труда. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.
По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тоща возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы имеем перед собой зародыш бартера одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тоща приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тоща и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
Второе условие складывания рыночных отношений это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные с государственным участием и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.
Принцип свободы экономической,
хозяйственной, предпринимательской
деятельности личности, семьи, социальной
группы, предприятия во всех сферах
жизни в рамках соблюдения законности
предопределяет возможность любого
экономического субъекта реализовать свои способности.
Также это - желание самым активным образом
по собственному выбору участвовать в
общественном производстве, быть товаропроизводителем
или посредником между производителем
и потребителем, организовать свое дело.
В этом основополагающем принципе есть
две стороны: предоставление каждому активному
субъекту собственнических и предпринимательских
прав, помогающих воплотить замыслы в
конкретные объекты, а также ликвидация
чрезмерных ограничений на формы, виды,
объемы предпринимательства предприятий
и граждан. Необходимо вместе с тем понимать,
что свобода действий предпринимателя
в условиях рыночной экономики не является
абсолютной. Она, как и в любой другой экономической
системе, ограничена, прежде всего, законами.
На них основан принцип государственного
регулирования рынка и рыночных отношений.
Любая рыночная экономика в цивилизованном
государстве регулируема. Вопрос может
быть поставлен лишь о мерах и способах
государственного воздействия на рынок
и законодательного оформления подкрепляющих
их юридических актов. В качестве инструментов
регулирования рынка выступают государственные
программы, налогообложение, финансово-кредитная
и банковская системы, трудовое законодательство,
ценовые ограничения, антимонопольные
меры. Важно и то, что рыночная свобода
возникает не просто так, она сопряжена
с экономической ответственностью и риском
предпринимателя. Рыночная экономика,
вводя равноправие многообразных форм
собственности, проявляет чувство ответственности,
ибо он может потерять деньги, имущество,
работу.
Кроме того, рынок подрывает диктат производителя,
способствуя диктату над ним со стороны
потребителя. В этом смысле рыночная экономика
опирается на принцип примата потребителя,
его главенства. В рыночной экономике
ценовой механизм и система конкуренции
вызывают соперничество между производителями
в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется
особый вид ответственности перед потребителем,
ибо его потеря означает снижение дохода,
прибыли, а иногда и крах фирмы.
Рыночной экономике свойствен принцип
рыночного ценообразования. Как известно,
цена формируется на рынке в результате
торга продавца и покупателя, взаимодействия
спроса и предложения. Эта цена возникает
в итоге установления баланса противонаправленных
тенденций: желания одной стороны продать
товар дороже и другой стороны - купить
дешевле. В нормально функционирующей
экономике цена на свободном рынке не
опускается ниже себестоимости и не поднимается
выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей
среднему нормативу рентабельности. Продавать
по более низкой цене просто невыгодно,
а при высокой прибыльности товара его
тут же начинают производить и продавать
конкуренты, и цена падает.
Рыночной экономике присущ принцип договорных,
контрактных отношений. Значительное
ослабление распорядительства со стороны
вышестоящих организаций в экономике
рыночного типа, экономическая свобода
хозяйствующих субъектов настоятельно
потребует приведения в действие механизмов
саморегуляции, роль которых особенно
важна на уровне предприятий, учреждений.
Принцип открытости экономики означает,
что свобода предпринимательства распространяется
на внешнеэкономические связи и выражается
в том, что хозяйственные организации
и предприятия обладают правом осуществлять
внешнеэкономические операции при соблюдении
определенных условий и ограничений. Реализация
этого принципа является основным условием
интеграции страны в систему мирохозяйственных
связей и проникновения на мировой рынок.
Защита внутренних интересов в условиях
открытости экономики обеспечивается
соблюдением признанных международных
норм и установленного законодательства
страны.
Рыночная экономика немыслима без реализации
принципа конкуренции. Без конкуренции
рыночный механизм не работает. Конкуренция
должна быть, прежде всего, между отдельными
товаропроизводителями, предприятиями,
выпускающими однородную продукцию. Она
крайне необходима во избежание монополизации
и захвата рынка. Конкуренция представляет
одно из самых эффективных и действенных
средств возбуждения деловой активности,
использования достижений научно-технического
прогресса, роста качества продукции,
удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Если централизованная экономика опирается
на непосредственное управление материально-вещественными
объектами и процессами, то рыночная экономика
тяготеет к управлению при помощи принципа
воздействия на финансы и денежное обращение.
Другими словами, рыночная экономика гораздо
полнее использует механизм стоимости
и товарно-денежные отношения. В этом смысле
можно утверждать, что рыночной экономике
более присущи экономические методы управления.
На практике это находит воплощение в
значительном повышении роли денег, кредита,
банков, распределительной и налоговой
систем, цен.
Основное свойство экономики рыночного
типа состоит в распространении рыночных
отношений на все хозяйственные сферы,
проникновение их во все отрасли, охват
всех регионов страны. Это свойство можно
назвать всеобщностью рыночных отношений.
Хотя глубина проникновения рыночных
отношений, широта охвата ими социально-экономических
явлений и процессов различны в разных
отраслях и секторах экономики, практически
ни один из них не оказывается вне зоны
воздействия рынка. Таким образом, вся
экономика становится как бы совокупностью
многообразных рынков, различающихся
только степенью, мерой, глубиной проникновения
рыночных отношений в отдельные части
хозяйственной системы. Рынок существует
уже не только в качестве территориально
и функционально обособленной ячейки
экономики, но проникает в виде рыночных
отношений во все клетки экономического
организма.
При наиболее укрупненной структуризации
в составе единого рынка обычно выделяют
следующие виды отдельных рынков:
1)рынок потребительских товаров, услуг,
жилья, зданий и сооружений непроизводственного
назначения.
2) рынок средств производства и производственных
видов деятельности.
3)рынок денег, валюты, ценных бумаг.
4) рынок труда, рабочей силы, рабочих мест.
5) рынок информации, интеллектуального
продукта, инноваций.
Таким образом, рынок является особым
экономическим механизмом, который через
конкуренцию способствует рациональному
распределению ресурсов, влияет на объем
и структуру производства, заставляет
потребителя выбирать рациональную систему
потребления и, в конечном итоге, оздоровляет
экономику, освобождая ее от убыточных,
неконкурентоспособных предприятий.